ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА I. Теоретические основы активации познавательной деятельности обучающихся на основе системно-деятельного подхода 5 1.1. Понятие «познавательная деятельность» 5 1.2. Сущность системно-деятельностного подхода в обучении 12 1.3. Методы активации познавательной деятельности обучающихся на основе системно-деятельного подхода 15 1.4. Краткие выводы по главе I 23 ГЛАВА II. Эмпирическое исследование активации познавательной деятельности обучающихся на основе системно-деятельного подхода 24 2.1. Организация, методы и результаты исследования 24 2.2. Рекомендации педагогам по активации познавательной деятельности обучающихся на основе системно-деятельного подхода 35 2.3. Краткие выводы по главе II 39 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

Пути активации познавательной деятельности обучающихся на основе системно-деятельного подхода

курсовая работа
Педагогика
40 страниц
65% уникальность
2023 год
7 просмотров
Новик А.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА I. Теоретические основы активации познавательной деятельности обучающихся на основе системно-деятельного подхода 5 1.1. Понятие «познавательная деятельность» 5 1.2. Сущность системно-деятельностного подхода в обучении 12 1.3. Методы активации познавательной деятельности обучающихся на основе системно-деятельного подхода 15 1.4. Краткие выводы по главе I 23 ГЛАВА II. Эмпирическое исследование активации познавательной деятельности обучающихся на основе системно-деятельного подхода 24 2.1. Организация, методы и результаты исследования 24 2.2. Рекомендации педагогам по активации познавательной деятельности обучающихся на основе системно-деятельного подхода 35 2.3. Краткие выводы по главе II 39 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
Читать дальше
Актуальность темы. В современное время активизация познавательной деятельности учащихся является важной проблемой теории и практики организации педагогического процесса в начальной школе. Активизация предполагает развитие мотивации и интереса учащегося к приобретению знаний. Чтобы обеспечить общую активность учеников в познавательной деятельности необходимо выявить способы овладения ведущими знаниями. Учителю необходимо не только вкладывать знания, но и управлять процессом их усвоения, воспитывать и способствовать развитию ученика формировать необходимые личностные качества. Развитие интереса к познавательной деятельности имеет немаловажное значение в учебном процессе. И чем раньше у школьника проявляется интерес к предмету, тем больше он проявляет активность к изучению.


Большинство студентов не знают где заказать написание дипломной работы по строительству. А мы вам подскажем! Заказывайте диплом в Work5!


. Развитие познавательной деятельности у младших школьников очень актуальна для построения учебного процесса, т. к. школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждениям, расширять свой общий и специальный кругозор. Забота о создании, поддержании и развитии интереса к предмету, к процессу познания – важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем. Проблема познавательной деятельности является необходимым компонентом разработки таких проблем как совершенствование в организации урока, написание учебных пособий, воспитание самостоятельности учащихся, повышение мастерства учителя, развитие мышления учащихся. Степень изученности проблемы. Г.В. Фадина считала, что познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. В свою очередь педагог А.Н. Леонтьев считал, что познавательная деятельность – совокупность информационных процессов и мотивации, как направленная избирательная активность поисково- исследовательских процессов, лежащих в основе приобретения и переработки информации. По мнению В.В. Дрозиной, познавательная деятельность – свойство личности, характеризуемое: наличием познавательных потребностей и глубоко осмысленных мотивов познавательной деятельности; постоянным стремлением открыть какие- либо новые для себя знания, способы действия. Мы будем придерживаться определения В.В. Дрозиной. В условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) появляются новые требования к условиям реализации основной образовательной программы, которые должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников образовательного учреждения. На современном этапе учитель начальных классов должен работать в аспекте ФГОС НОО, а именно реализовывать системно-деятельностный подход, в том числе в урочной деятельности. Он нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту, индивидуальным особенностям и обеспечивает достижение младшими школьниками основного образовательного результата – умения учиться. Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. Конечным результатом должно стать воспитание ученика с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой ученик способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Чтобы достичь этой цели, преподаватели должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания. Несмотря на то, что системно-деятельностный подход является неотъемлемой частью современного обучения младших школьников, многие учителя до сих пор не понимают сути данного подхода. Их знания не систематичны и не комплексны, а мотивация довольно низкая. Объект исследования: познавательная деятельность обучающихся. Предмет исследования: пути активации познавательной деятельности обучающихся на основе системно-деятельного подхода. Цель исследования: изучить пути активации познавательной деятельности обучающихся на основе системно-деятельного подхода. Задачи исследования: 1. 1.Раскрыть понятие «познавательная деятельность»; 2. Рассмотреть сущность системно-деятельностного подхода в обучении. 3. Проанализировать методы активации познавательной деятельности обучающихся на основе системно-деятельного подхода. 4. Провести эмпирическое исследование активации познавательной деятельности обучающихся на основе системно-деятельного подхода. Методы исследования: теоретический анализ психолого–педагогической, методической, специальной литературы, обобщение педагогического опыта, конспектирование. Теоретическая база исследования: изучены пути и методы активации познавательной деятельности обучающихся на основе системно-деятельного подхода Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы в количестве 30 источников

Читать дальше
Таким образом, в педагогике существует такое определение познавательной деятельности – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении. На основе разнообразия предлагаемых психолого-педагогической литературой понятий познавательной деятельности можно характеризовать ее как деятельность субъекта, осуществляющего целеполагание на основе согласования предметных и личностных задач; решение этих задач на основе универсальных способов деятельности; ориентацию на систему значимых ценностных отношений «я – мир» с целью присвоение содержания образования при содействии и поддержке педагога. Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Системно-деятельностный подход является основой, методологической стратегии преподавания, обеспечивает системное видение целостного образовательного процесса в его деятельностной интерпретации. Обеспечивает возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Представляет собой специфический метод системной организации целостного образовательного процесса как единства разных видов деятельности обучаемых (учебной, исследовательской, внеучебной, социокультурной и др.), целесообразно организованных и педагогически скоординированных для достижения главной образовательной цели. Для активации познавательной деятельности обучающихся на основе системно-деятельного подхода педагоги-практики используют различные методы: разноуровневые задания, индивидуальный и дифференцированный подход при работе с сильными и слабыми учениками, дидактические игры, если игра полностью соответствует целям и задачам урока и в ней принимают активное участие все дети. Играя с увлечением, они лучше усваивают материал, не устают и не теряют интереса, выполняя однотипные упражнения, необходимые для формирования вычислительных навыков. Практические методы помогают обучающимся использовать (применять) ранее полученные знания на практике, данный процесс будет происходить осознанно, а умения обучающихся будут основываться на знаниях, а не развиваться механическим путем. Роль учителя здесь велика, так как необходимо учитывать, что практические методы тесно связаны со словесными и наглядными методами обучения. Анализ результатов исследования, показал, что познавательная детальность в исследуемом классе развит на недостаточно высоком для успешного обучения уровне. Основная масса учащихся – это дети со средним уровнем заинтересованности в учёбе. Школьники осознают, что нужно получать высокие оценки, но еще не понимают, что для этого нужно много трудиться и приобретать новые знания и умения. Методами активации познавательной деятельности обучающихся на основе системно-деятельного подхода являются: понимание ребенком смысла и значения материала; новизна учебного материала, его практическая направленность; эмоциональная насыщенность обучения; использование активных методов обучения, проблемных вопросов, ситуаций и задач; создание возможностей для учащихся проявить умственную самостоятельность и инициативность; глубокое знание учителем предмета, интерес к нему, умение заинтересовать им детей.
Читать дальше
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286. 31 с. 2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2018. 151с. 3. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения – М: Педагогика, 2019. 120 с. 4. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. – СПб.: Речь, 2019. 177 с. 5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития: сб. науч. тр. – СПб: «Сфера», 2013. 124 с. 6. Дрозина В.В. Теория и практика формирования и развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы: дис. … д-ра пед. наук. М., 2012. 495 с. 7. Данюшенков В.С. Целостный подход к формированию познавательной активности в обучении. – Киров: «Радуга-ПРЕСС», 2018. 195 с. 8. Дмитриенко В.А. О психолого-педагогической природе познавательного интереса // Вестник ТГПУ Сер. 1. Педагогика. – 2020. – №4. – С. 8-82. 9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 2017. 240 с 10. Зубкова Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2013. 124 с. 11. Жданко Т.А. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации // «Magister Dixit» – научно-педагогический журнал Восточной Сибири. – 2021. – № 4 (12). С.4-35. 12. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2017. 112 с. 13. Ильин В.С. Формирование личности школьника: целостный процесс. – М.: Педагогика, 2016. 144 с. 14. Каплуненко А. М. О преимуществах системно-деятельностного подхода к педагогическому дискурсу // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. – 2021. – № 4. – С. 2–45. 15. Красновский Э.А. Показатели в образовании // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2018. – №5. – С. 3-57. 16. Кукушкина Н.А. Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте. М.: Просвещение, 2014. 160 с. 17. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2017. 511 с. 18. Маловичко Д.А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2018. – №1. 129 с. 19. Морозова И.С. Познавательная активность младших школьников // Теория и практика общественного развития. – 2019. – №12. – С. 2-65. 20. Муртазин Г.М. О некоторых способах активизации познавательной деятельности учащихся // Молодой ученый. – 2015. – №8. – C. 7-43. 21. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теорет.-эксперимент. исслед. – М.: Педагогика, 2012. 240 с 22. Пастушкова М.А. Формирование познавательных интересов при организации учебной деятельности младших школьников // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2017. – № 44. – С. 4–41. 23. Половникова Н.А. Исследование процесса формирования познавательной деятельности школьников в обучении: дис. д-ра пед. наук. – Казань, 2018. 483 с 24. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность. – М.: Академия, 2017. 446 с. 25. Симонов В.П Педагогический менеджмент: ноу-хау в образовании: учебное пособие. М.: Академия, 2020. 139 с. 26. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2019. 175 с. 27. Фисенко Т. И. Системно-деятельностный подход в реализации стандартов нового поколения. М.: Наука, 2018. 150 с. 28. Цукерман Г. А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников // Вопросы психологии. – 2018. – № 5. – С. 8–81. 29. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 2018. 209 с. 30. Щукина Г.И. Проблема познавательной потребности в педагогике. – М.: Педагогика, 2017. 351
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Субъекты исполнительного производства
Количество страниц:
40
Оригинальность:
21%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Право
курсовая работа
Суд присяжных: особенности судопроизводства, проблемы становления и развития»
Количество страниц:
25
Оригинальность:
76%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Уголовное право
реферат
История возникновения ООПТ и становление их сети в Ленинградской области»
Количество страниц:
20
Оригинальность:
54%
Год сдачи:
2023
Предмет:
География
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image