Подводя общий итог, в абсолютном выражении одним из крупнейших получателей трансфертов из федерального бюджета в СФО является Алтайский край. Регион также лидирует по объему дотаций, получаемых на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Важным фактором, обеспечивающим устойчивость бюджета к возможному ухудшению ситуации в экономике, считается гибкость его расходной части. Для ее оценки, как правило, используется уровень капитальных расходов. В ряде случаев часть запланированных расходов — в отличие от выплат заработных плат, социальных пособий и расходов на поддержание текущей деятельности бюджетных организаций — может быть отнесена на будущие периоды, что позволяет сократить расходы при снижении доходов.
В 2012–2020 годах совокупный финансовый результат исполнения бюджетов регионов СФО был отрицательным пять раз, положительным — четыре раза. Наибольший дефицит за этот период зафиксирован в 2013 году (95 млрд руб., или 21% ННД), а наибольший профицит — в 2019-м (69 млрд руб., или 9% ННД).
Основной вклад в высокую волатильность финансового результата вносят три региона, экономика которых существенно зависит от добычи и обработки полезных ископаемых (Кемеровская область, Красноярский край и Иркутская область). Изменение цен на полезные ископаемые, прежде всего металлы и уголь, влияет на прибыль компаний, реализующих данную продукцию, и сказывается на объеме поступлений по налогу на прибыль. Так, в 2020 году на фоне снижения цен на уголь поступления по налогу на прибыль в бюджет Кемеровской области оказались более чем в два раза ниже, чем в 2018 году, когда наблюдался высокий уровень цен на данное сырье. В результате бюджетный дефицит региона в 2020-м превысил 41 млрд руб., тогда как в 2018-м профицит составлял 36 млрд руб.
Бюджетные кредиты присутствуют в структуре долга у всех регионов СФО. На 01.01.2021 самые низкие доли бюджетных кредитов наблюдались в Красноярском крае (28%) и Томской области (29%). В Алтайском крае, напротив, практически весь объем долговых обязательств представлен бюджетными кредитами. Условия предоставления бюджетных кредитов предполагают длительный срок возврата и льготную процентную ставку (0,1% годовых), что делает их крайне привлекательным долговым инструментом.
Важным фактором, повышающим устойчивость бюджета к возможным кассовым разрывам, является наличие достаточного объема остатков на счетах. Остатки на счетах также могут использоваться региональными властями наряду с привлечением заимствований для финансирования бюджетного дефицита. Кроме того, у регионов с невысоким уровнем трансфертов есть возможность управлять своими временно свободными средствами путем размещения их на депозитах, а с 2021 года благодаря консолидации остатков средств бюджетов на Едином казначейском счете все субъекты РФ могут получать процентные доходы от размещения остатков.
Совокупные остатки на счетах регионов СФО по состоянию на конец 2020 года превысили сумму остатков на конец 2016-го почти в три раза, главным образом благодаря росту остатков у Кемеровской области, Красноярского и Алтайского краев. В четырех регионах за указанный период остатки на счетах сократились (Республика Тыва, Республика Хакасия, Республика Алтай и Томская область).
В экономическом мейнстриме преобладает неоклассический подход, в котором главными факторами экономического роста считаются капитал, институты и инновации. Однако, наряду с неоклассическим развиваются и другие подходы, в том числе структуралистский. Структурализм исходит из того, что совершенствование структуры экономики, устранение в ней «узких мест» может вести к экономическому росту. Многие экономисты считают такой подход альтернативой традиционным взглядам. Другие признают, что структуралистский подход не является альтернативой трансформационным концепциям, а дополняет их.
Нам близки основные идеи структуралистского подхода, однако их нельзя рассматривать изолированно. Структурная перестройка рассматривается нами как целостный социально-экономический процесс. Такой подход к изучению структурных трансформаций показывает, что здесь наблюдается предопределённость, когда при воздействии на один объект происходит ожидаемое изменение другого. Поэтому осмысление влияния факторов роста на экономику требует их исследования во взаимодействии.
При дирижистском подходе, характерном для управления экономикой в современной России, воздействие на структуру (реструктуризация) может рассматриваться как самостоятельный фактор экономического роста. Однако изменение количественных и качественных характеристик структуры с целью повышения эффективности экономики влияет на интенсивность проявления других факторов, поскольку, как показано в статье, структурные и неоклассические факторы связаны настолько тесно, что можно считать их неразделимыми. Воздействие одним фактором порождает необходимость привлекать другой, чтобы не допустить диспропорций в развитии экономики. Органы власти региона в рамках присущих им функций регулятора при разработке и реализации структурно-инвестиционной политики могут создавать благоприятные условия для приоритетного развития отраслей-драйверов, совершенствования производственной и финансовой инфраструктуры, инфраструктуры развития инноваций. При этом отраслевые и технологические трансформации должны дополняться институциональными, кадровыми и прочими перестроечными процессами, захватывающими образование, здравоохранение, культуру и другие отрасли, определяющие качество жизни населения. Ведь реструктуризация предпринимается не только во имя экономического роста и «хорошей» структуры. Конечная цель - повышение качества жизни населения за счёт экономического роста.