ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 5 1.1 Психологические особенности детей дошкольного возраста с нарушением речи 5 1.2 Особенности восприятия у детей с речевыми нарушениями 9 ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 15 2.1 Организация и методики эмпирического исследования 15 2.2 Результаты эмпирического исследования 17 2.3 Анализ результатов эмпирического исследования 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 24

«ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ»

курсовая работа
Психология
25 страниц
70% уникальность
2023 год
5 просмотров
Шахмаев А.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 5 1.1 Психологические особенности детей дошкольного возраста с нарушением речи 5 1.2 Особенности восприятия у детей с речевыми нарушениями 9 ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 15 2.1 Организация и методики эмпирического исследования 15 2.2 Результаты эмпирического исследования 17 2.3 Анализ результатов эмпирического исследования 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 24
Читать дальше
Актуальность исследования. В настоящее время отмечается тенденция к увеличению количества детей, имеющих особенности в развитии, среди которых дети с нарушениями речи представляют одну из самых многочисленных и разнородных групп. Нарушение речи в свою очередь отражается на других функциях организма [6].


На Work5 вы можете заказать диссертацию в Хабаровске и быть уверенны в качестве.


Одной из ведущих когнитивных функций у детей дошкольного возраста, рассматриваемой, в том числе, как показатель готовности к школе, является формирование зрительного восприятия, которое обеспечивает контакты ребенка с внешней средой и его ориентацию в пространстве [10]. Зрительное восприятие характеризует сформированность интегративной функции зрительного и пространственного восприятия, которое является основой для формирования навыков письма и чтения, и тесно связанно со зрелостью коры головного мозга и регуляторных структур мозга [7]. Восприятие очень сложный процесс, который включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых механизмов. Когда у ребенка наблюдаются, какие-либо нарушения, то формирование таких механизмов затруднено. Несвоевременная работа по коррекции сторон зрительного восприятия приводит к тому, что у ребенка возникают проблемы при поступлении в школу, такие как дисграфия и дислексия, в частности оптическая форма дисграфии. Чтобы избежать этого, необходимо в дошкольном возрасте выявлять недостаточно сформированные стороны зрительного восприятия ребенка и начинать работу над их развитием [12]. Изучением данной проблемой занимались многие ученые, такие как Л.С. Выготский, Т. Бауэр, Л.А. Венгер, Б.Г. Ананьев, В.П. Зинченко, А.В. Запорожец, С.Л. Рубенштейн, У. Найссер, Ж. Пиаже, О.О. Косякова, В.И. Селиверстов, А.П. Воронова и др. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования при проведении диагностического изучения особенностей развития детей, в процессе коррекционно-образовательной деятельности, направленной на развитие пространственно-зрительных представлений, их формирование, в целом обогащение понятий об окружающем пространстве. Не менее важны эти обогащенные представления для формирования школьной зрелости, а также профилактики нарушений учебных навыков в будущем. Цель исследования – изучить особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи. Задачи исследования: 1) Рассмотреть психологические особенности детей дошкольного возраста с нарушением речи. 2) Изучить литературу по проблеме восприятия у детей с речевыми нарушениями. 3) Подобрать методики для изучения зрительного восприятия детей дошкольного возраста. 4) Провести эмпирическое исследование зрительного восприятия детей дошкольного возраста. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение научной информации, тестирование. Объект исследования – когнитивные особенности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Предмет исследования – особенности зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением речи. Структура курсовой работы – введение, две главы, заключение, список литературы.

Читать дальше
В соответствии с поставленной целью и задачами была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. Выявлено, что дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, имеют некоторые психологические особенности: они могут демонстрировать эгоцентричность, обидчивость, негативизм, отвержение самого себя и отдаленность от обоих родителей, низкую потребность в общении со сверстниками, кроме этого не редко проявляется агрессивность, конфликтность, эмоциональная неустойчивость, раздражительность, повышенная тревожность и возбудимость. Нарушения речи в дошкольном возрасте накладывают отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферы. Так, смысловая и логическая память относительно сохранны, но часто страдает вербальная память, снижена продуктивность запоминания, поэтому такие дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Также отмечается недостаточная устойчивость внимания и ограниченные возможности его распределения. Анализ полученных данных полученных в результате исследования показал, что нарушения зрительной сферы у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями проявляются в основном в инертности и непрочности зрительных следов, бедности зрительных образов, а также в отсутствии адекватной и прочной связи слова со зрительным представлением предмета. Многие дети с нарушением речи допустили перцептивно-вербальные и фрагментарные ошибки, которые говорят о слабости процессов переработки зрительной информации и о низком уровне сформированности целостного образа предмета. Кроме этого, выявлена низкая способность зрительно представлять и выделять предметы. Таким образом, можно сделать заключение о том, что нарушения речи в дошкольном возрасте приводят к трудностям в формировании зрительных представлений.
Читать дальше
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Ось. – 2019. – 224 с. 2. Балашова В. П. Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи // Молодой ученый. – 2016. – № 2. – С. 767–770. 3. Богомазова С.В.Особенности восприятия у детей с речевыми нарушениями // В сборнике: Современные тенденции развития системы образования. – Чебоксары, 2019. – С. 275-278. 4. Воронова А.П. Нарушения зрительного гнозиса у детей с речевой патологией // Дефектология. – 2018. – №1. – С.56-59. 5. Гребенникова Е. В., Шелехов И. Л. Особенности внимания младших школьников с общим недоразвитием речи IV уровня, обучающихся в условиях общеобразовательной школы // Вестник Томского гос. пед. ун-та. – 2015. – №6. –С. 76–78. 6. Гребенникова Е.В., Шелехов И.Л., Шелкунова А.Ф. Социально-психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи //Научно-педагогическое обозрение. – 2018. – № 4. – С. 18-26. 7. Карпов Н.В. Физиологические особенности формирования зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста // Вестник СурГУ. – 2018. –№4. – С. 80-83. 8. Пахолкина Т. М., Леханова О. Л. Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии Материалы XI Международной научно-практической конференции. – Череповец. – 2019. – С. 150-154. 9. Сердитова К.А. Психофизиологические закономерности организации зрительного восприятия // Студенческая наука и XXI век. – 2015. – № 12. – С. 102-104. 10. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 336 с. 11. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие. М.: Айрис-пресс, 2014. – 224 с 12. Фирулина В.В. Психологическое сопровождение работы по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи // Достижения науки и образования. – 2017. – №6. – С.52-54. 13. Швецова Е.В. Особенности восприятия у детей с нарушениями речи // В сборнике: Педагогика и психология: перспективы развития. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 153-154. 14. Ammawat W. Pre-schoolers visual perception and attention networks influencing naming speed: An individual difference perspective // Heliyon. – 2019. – V. 5. – №10. – Р.2-7. 15. Ortiz R., Estévez A. Visual and auditory perception in preschool children at risk for dyslexia // Research in Developmental Disabilities. – 2014. – V. 35. –P. 2673-2680.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
-
Количество страниц:
40
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Бизнес-планирование
курсовая работа
-
Количество страниц:
25
Оригинальность:
35%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Юриспруденция
дипломная работа
-
Количество страниц:
40
Оригинальность:
63%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Фармацевтика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image