Подводя итог проведенному исследованию, следует сделать следующие выводы:
1.Законодателем не закреплено понятие «опрос» и в научной литературе единого мнения нет. Большинство авторов под опросом понимают сбор фактической информации, имеющей значение для решения конкретной задачи оперативно-розыскной деятельности (как правило, локальной), со слов опрашиваемого человека, который реально или вероятно обладает ею.
Данное определение является наиболее оптимальным и общепринятым, которое не содержит в себе логических и процессуальных неточностей.
2.Выделяются четыре основных вида опроса: гласный, зашифрованный, негласный и с использованием полиграфа.
Также существует более широкий перечень оснований для классификации, который предложен в диссертации А. С. Абидова. В его работе выделяются следующие виды опроса в зависимости:
а) от степени конспирации: гласный и негласный;
б) степени сокрытия истинной цели опроса: с зашифровкой и без зашифровки;
в) субъекта: официальный (основной) и неофициальный (дополнительный) и другие».
3.Что касается нормативного регулирования оперативно-розыскной деятельности, то основу составляют: Конституция Российской Федерации, а также Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», но также большое значение имеют подзаконные акты, в которым относятся Указы Президента, постановления и распоряжения Правительства, а также ведомственные и межведомственные акты.
4. Подготовка к опросу заподозренного лица имеет важное значение, поскольку должны быть учтены не только характеристика личности, но также внешняя обстановка, внешнее воздействие, которое может быть на него оказано и психологическое состояние в момент опроса.
Также успешность опроса зависит от уровня подготовки оперативного сотрудника. Здесь важно, чтобы оперативный сотрудник обладал тем уровнем подготовки к проведению опроса, который позволит ему быстро ориентироваться в ситуации.
Опрос может происходить как в конфликтной так и бесконфликтной ситуации. Следует отметить, что в бесконфликтной ситуации трудностей при проведении опроса нет, но в конфликтной ситуации опрашиваемое лицо может отказаться от дачи показаний, дать ложные показания и, соответственно, при подготовке к опросу важно учесть такой вариант поведения опрашиваемого лица.
Важно выстроить вопросы таким образом, чтобы опрашиваемое лицо не догадалось, и даже не могло предположить, что оно представляет оперативный интерес как лицо, заподозренное в совершении или в причастности к совершению преступления. Оперативный сотрудник также должен быть готов к тому, что беседа может развернуться в абсолютно другом направлении, нежелательном для оперативного сотрудника. Такой вариант обязательно важно предусмотреть, чтобы опрашивающий смог сориентироваться в дальнейшем проведении беседы и постановке новых вопросов.
5.Что касается общих правил психологического воздействия на личность заподозренного, то здесь одним из самых важных правил является установление психологического контакта.
Достичь установление личного контакта возможно благодаря тщательной подготовке, изучению личности опрашиваемого лица. Важно создать доверительную обстановку, учитывать тип темперамента опрашиваемого, как он может среагировать на тот или иной вопрос, на интонацию вопроса.
Для успешного применения методов психологического воздействия необходимо соблюдать два фактора: совокупность психических свойств и качеств личности, а также психологическое состояние личности в конкретное время. Для установления психологического контакта и психологического воздействия необходимо, чтобы имела место активная психологическая деятельность как оперативного сотрудника, так и опрашиваемого лица.
Необходимо возбудить определённый интерес к общению, к психической активной деятельности.
6.В качестве основных психологических приёмов выделяют: метод передачи информации, убеждение, принуждение и внушение.
Зачастую, убеждение и принуждение действуют взаимосвязано, то есть сначала заподозренного пытаются убедить в выборе определённой линии поведения, если это не удалось, применяют принуждение.
Как показали последние психологические исследования многие люди не реагируют на чувство страха, на принуждение, которое осуществляется с помощью вызова чувства страха у заподозренного. В таком случае, применяется метод внушения.
Метод внушения заключается в том, что человек не догадывается о психологическом воздействии на него. Он выполняет действие, например, признается в причастности к совершенному преступлению, но, по его мнению, он сделал это признание самостоятельно, без влияния кого-либо. П
7.По поводу тактических приёмов следует отметить, что в зависимости от конфликтности или бесконфликтности ситуации, будут применяться определённые виды тактических приёмов. В большинстве случаев, конечно, имеет место конфликтная ситуация, когда оперативному сотруднику нужно показать, что он обладает определёнными познаниями о ситуации, например, информация исходит от более авторитетных лиц по сравнению с опрашиваемым лицом. Такой подход можно использовать, если мы опрашиваем пособника, а не исполнителя, не организатора преступления.
В некоторых случаях, наоборот, сначала предоставляется лицу возможность рассказать свою версию события, а затем приступить к вопросам, которые начинаются, например, с самого важного, самого главного вопроса, что позволит поставить опрашиваемого в неуверенное положение, пошатнуть его представление о неосведомленности оперативного сотрудника об определенных обстоятельствах