Список используемых сокращений 3
Введение 4
1. Теоретические аспекты развития федерализма 6
1.1. Понятие и правовая сущность федерализма 6
1.2. Федерация и ее специфические черты 9
1.3. Исторические корни федерализма 13
2. Анализ современного федерализма в России 16
2.1. Исторические аспекты федерализма в России 16
2.2. Особенности современной модели федерализма в России 21
2.3. Актуальные проблемы федерализма в России 24
Заключение 28
Библиографический список 31
Читать дальше
Таким образом, цель и задачи, поставленные в данной курсовой работе, были успешно выполнены. По итогам курсовой работы можно сделать следующие выводы:
1. Федерализм многолик и сложен и в каждом конкретном случае обладает исключительными особенностями. Федерализм в настоящее время перестает быть способом решения какой-либо одной или нескольких проблем из области государственной и общественной жизни.
Федерализм – это не только распределение предметов ведения и полномочий между центральными органами управления и территориальными коллективами, это одна из наиболее целесообразных концепций устройства государства, эффективная форма развития демократической политической системы, нуждающаяся в постоянном совершенствовании, оптимальный способ сохранения территориальной целостности сложного государства.
2. Концепция организации стран и народов появилась много веков назад. Однако действительно федерализм в современном его представлении насчитывает более двух веков.
На сегодняшний день федерализм необходимо исследовать в большей мере как некий принцип связи частей и целого в территориально-политическом устройстве государства, а также как политико-правовую идею достижения соглашения между общегосударственными и местными интересами.
3. Процесс федерализации в мире продолжается. По сути, на рубеже XX – XXI веков развернулась настоящая федералистская революция. Переживают интенсивную федерализацию некогда сильно централизованные унитарные государства: Испания, представляющая ныне «государство автономий», Франция с ее опытом регионализации путем укрупнения департаментов и воссоздания исторических провинций, Италия, готовящаяся к полномасштабной конституционной реформе, одной из новаций которой является значительное расширение политических прав областей. Последовательно идет деволюция власти в Великобритании – возврат части региональной автономии Шотландии и Уэльсу.
Современный федерализм – явление сложное и неоднозначное. Это не застывшая модель, которую можно прикладывать к различным обществам и ситуациям. Это постоянный поиск новых нестандартных решений. Сама концепция федерализма непрестанно эволюционирует.
4. Россия по форме государственного устройства в узком смысле с внешней стороны есть унитарное политическое образование, поскольку в сфере международно-правовой жизни функционирует как унитарное (единое и целостное, с монолитной политической волей, суверенное) государство; а с внутренней стороны – это сложносоставная федерация.
5. В русском менталитете преобладает пренебрежительное отношение к политике и демократии как форме политического устройства, при котором источником и контролером деятельности власти выступает народ. Характерна убежденность в том, что реально люди нигде ничего не решают и демократия – это ложь и лицемерие. В то же время наблюдается большая терпимость и привычка ко лжи и лицемерию своей власти по причине убежденности, что иначе нельзя.
Эти теоретические и практические результаты показывают, что путь России к федерализму будет трудным и бурным. В то же время, учитывая множественность составных национальностей страны, ее размеры и в целом децентрализованный характер региональной политики, Россия должна упорно продолжать поиски моделей взаимодействия между центром и регионом, чтобы построить функциональное федеральное демократическое государство. Одной из важных задач должно стать выполнение условий федерального контракта на основе взаимного признания субъектов Федерации. В какой степени Россия сможет реализовать эти устремления еще предстоит увидеть.
6. Стоит отметить, что федеративная форма территориально-политического устройства Российской Федерации развивается и моделируется на правовой основе путем объединения (укрупнения, слияния) ее субъектов; деления существующего субъекта на части, разукрупнения субъектов; создания новых субъектов Федерации из частей двух и более (объединение фрагментов); вхождения новых территорий.
В Российской Федерации асимметрия особенно проявляется в социально-экономическом развитии, которое является приоритетным направлением управления централизованными финансами, в том числе и на субфедеральном уровне. Наиболее важным звеном государственных финансов является региональный бюджет, который выступает одним из базовых индикаторов развития региона. Асимметрия субъектов Российской Федерации возникает из-за неравномерного распределения финансово-экономических ресурсов некоторых территорий государства, когда субъекты получают от Центра статус особых экономических зон. При этом важно обратить на объемы средств и на то, какие преференции достаются тем или иным территориям. При этом в условиях возросшей пассивности зависимых региональных лидеров (которая является закономерным побочным эффектом вертикализации власти) Центру самому приходится решать, как лучше распределять власть и финансовые ресурсы, чтобы сделать работу государственной машины более эффективной, да и снять с себя часть публичной ответственности, переложив ее на регионы. В результате возникает интересный феномен «централизованной децентрализации.
Перспективы развития федерализма обусловлены решением проблем в данной области в рамках конкретного государства. В Российском государстве принцип федерализма имеет ряд отличительных особенностей и проблем в области управления и законотворчества. Истоки структуры государственных органов и учреждений заложены в прошлом, а сегодня она представлена как на региональном, так и федеральном уровне.
Таким образом, Российская Федерация поистине уникальное государство, после распада СССР оно прошло непростой путь формирования современной демократической Федерации.
Читать дальше
Нормативно-правовые акты Российской Федерации
1. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г.: с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru [Официальный интернет-портал правовой информации] (Дата публикации: 04.07.2020).
2. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: в ред. Указа Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 52. – ст. 7477.
2. Научная и специальная литература
3. Бурбина, Ю. В. Основные признаки современных федераций / Ю. В. Бурбина // Проблемы экономики и юридической практики. – 2019. – №1. – С. 30-38.
4. Галямов, В. Ш. История возникновения и развития федераций, общая характеристика федерализма / В. Ш. Галямов // Скиф. – 2019. – №5-1 (33). – С. 1-3.
5. Геймбух, Н. Г. Основные черты конституционной модели современного федерализма / Н. Г. Геймбух // Вестн. Том. гос. ун-та. Право. – 2018. – №1 (15). – С. 42-47.
6. Горбачева, С. В. Федерализм как принцип конституционно-правового регулирования взаимоотношений центра и регионов: содержание, специфика, проблемы / С. В. Горбачева // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2018. – №4 (22). – С. 82-87.
7. Гуляков, А. Д. Федерализм как фактор устойчивого развития российского государства / А. Д. Гуляков // Право: история и современность. – 2018. – №1. – С. 112-117.
8. Заякин, В. Г. Современные проблемы распределения полномочий между органами власти Российской Федерации и ее субъектов / В. Г. Заякин // Журнал «Молодой ученый». – 2020. – № 51. – С. 10-18.
9. Ильина, О. В. Исторические аспекты, проблемы и перспективы развития федерализма в современной России / О. В. Ильина // НГО. – 2022. – №1 (37). – С. 3-13.
10. Крюкова, М. И. Проблемы и перспективы развития российского федерализма / М. И. Крюкова // Актуальные проблемы конституционного, муниципального и международного права. Сборник научных статей Межрегионального научного круглого стола с международным участием. Том Выпуск 7. Редколлегия: В.В. Коровин (отв. ред.) [и др.]. – Курск, 2022. – С. 140-144.
11. Манойло, А. В. Ценностные основы управления межцивилизационными конфликтами: российская модель / А. В. Манойло // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. – 2019. – Т. 12. № 3. – С. 89-92.
12. Михайлова, Н. В. Федерализм и федерация: сущность и многообразие проявлений / Н. В. Михайлова // Вестник РУДН. Серия: Политология. – 2019. – №1. – С. 45-53.
13. Прожилов, Г. А. Российский федерализм: история и перспективы развития / Г. А. Прожилов // Вестник Казанского технологического университета. – 2020. – №15. – С. 462-468.
14. Ревина, С. Н. К вопросу о сущности федеративного устройства государства / С. Н. Ревина // МНИЖ. – 2022. – №6-5 (120). – С. 189-192.
15. Ромайкин, И. А. О характере федерализма / И. А. Ромайкин // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. – 2018. – №1 (45). – С. 42-51.
16. Сухотерина, М. В. Актуальные проблемы российского федерализма / М. В. Сухотерина // Вопросы российской юстиции. – 2022. – №17. – С. 167-180.
Читать дальше