Список используемых сокращений 3 Введение 4 1. Теоретические аспекты развития федерализма 6 1.1. Понятие и правовая сущность федерализма 6 1.2. Федерация и ее специфические черты 9 1.3. Исторические корни федерализма 13 2. Анализ современного федерализма в России 16 2.1. Исторические аспекты федерализма в России 16 2.2. Особенности современной модели федерализма в России 21 2.3. Актуальные проблемы федерализма в России 24 Заключение 28 Библиографический список 31

Современный федерализм: правовая сущность и история развития

курсовая работа
Право
30 страниц
73% уникальность
2023 год
19 просмотров
Тазабеков Э.
Эксперт по предмету «Теория государства и права»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Список используемых сокращений 3 Введение 4 1. Теоретические аспекты развития федерализма 6 1.1. Понятие и правовая сущность федерализма 6 1.2. Федерация и ее специфические черты 9 1.3. Исторические корни федерализма 13 2. Анализ современного федерализма в России 16 2.1. Исторические аспекты федерализма в России 16 2.2. Особенности современной модели федерализма в России 21 2.3. Актуальные проблемы федерализма в России 24 Заключение 28 Библиографический список 31
Читать дальше
Актуальность темы исследования. Среди ключевых проблем современной правовой науки, которые не теряют актуальности, можно назвать проблему федерализма. Хотелось бы отметить, что современный федерализм является не только территориально-политическим устройством государства, но также и формой государственного управления, непосредственно к которой в итоге обращаются многие страны мира, иногда притом весьма разные по ключевым критериям. Сложность и уникальность демократического транзита России заключается в определенных стартовых условиях, масштабе одновременного реформирования всей политической сферы и формирования рыночной экономики государства с огромной трансконтинентальной территорией, сложнейшим составом населения, а также в острой необходимости перехода, состоящего в поиске совершенно новых форм, содержания отношений между центром и регионами, в формировании эффективной федерации, которая основывается на различных демократических принципах. Процессы создания федерации и демократического транзита непосредственно применительно к российским условиям демонстрируют определенную функциональную взаимосвязь, при этом, вызывая существенные трансформации ключевых политических институтов. Функциональную взаимосвязь постепенного перехода к демократии, а также формирования федерации нельзя назвать беспроблемной, как может показаться при анализе традиционных концепций демократии и федерализма, постулирующих, к примеру, исключительно демократический определенный потенциал федерализма. Можно сказать, что анализ процессов постепенного государственного строительства в России за последние десятилетия указывает на обратное. В России в настоящее время осуществляется переход от фактически унитарного устройства периода СССР к современной федералистской децентрализованной модели, которая в себя включает комплекс экономических, политических, социальных и прочих процессов.


На Work5 ответы на билеты заказать в Перми легко.


. Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что ее результаты позволяют более полно и разносторонне рассмотреть сущность современного федерализма и проанализировать процесс его развития в России. Степень разработанности темы. Данная тема является недостаточно изученной. В настоящее время разработкой различных аспектов темы занимаются такие ученые и исследователи, как Галямов В.Ш., Михайлова Н.В., Ревина С.Н. и другие. Объектом исследования является федерализм в его сложном, многообразном развитии и проявлении. Предметом исследования являются опыт Российской Федерации в построении современного федерализма. Целью курсовой работы является выявление сущности и специфики истории развития и правовой сущности современного федерализма. Задачи курсовой работы:  рассмотреть понятие и правовую сущность федерализма;  изучить специфические черты федерации;  выявить исторические корни федерализма;  рассмотреть исторические аспекты федерализма в России;  проанализировать особенности современной модели федерализма в России;  выделить актуальные проблемы федерализма в России. Методы исследования: обобщение, классификация, анализ, синтез. Структура исследования: содержание, список сокращений, введение, основная часть, заключение и библиографический список.

Читать дальше
Таким образом, цель и задачи, поставленные в данной курсовой работе, были успешно выполнены. По итогам курсовой работы можно сделать следующие выводы: 1. Федерализм многолик и сложен и в каждом конкретном случае обладает исключительными особенностями. Федерализм в настоящее время перестает быть способом решения какой-либо одной или нескольких проблем из области государственной и общественной жизни. Федерализм – это не только распределение предметов ведения и полномочий между центральными органами управления и территориальными коллективами, это одна из наиболее целесообразных концепций устройства государства, эффективная форма развития демократической политической системы, нуждающаяся в постоянном совершенствовании, оптимальный способ сохранения территориальной целостности сложного государства. 2. Концепция организации стран и народов появилась много веков назад. Однако действительно федерализм в современном его представлении насчитывает более двух веков. На сегодняшний день федерализм необходимо исследовать в большей мере как некий принцип связи частей и целого в территориально-политическом устройстве государства, а также как политико-правовую идею достижения соглашения между общегосударственными и местными интересами. 3. Процесс федерализации в мире продолжается. По сути, на рубеже XX – XXI веков развернулась настоящая федералистская революция. Переживают интенсивную федерализацию некогда сильно централизованные унитарные государства: Испания, представляющая ныне «государство автономий», Франция с ее опытом регионализации путем укрупнения департаментов и воссоздания исторических провинций, Италия, готовящаяся к полномасштабной конституционной реформе, одной из новаций которой является значительное расширение политических прав областей. Последовательно идет деволюция власти в Великобритании – возврат части региональной автономии Шотландии и Уэльсу. Современный федерализм – явление сложное и неоднозначное. Это не застывшая модель, которую можно прикладывать к различным обществам и ситуациям. Это постоянный поиск новых нестандартных решений. Сама концепция федерализма непрестанно эволюционирует. 4. Россия по форме государственного устройства в узком смысле с внешней стороны есть унитарное политическое образование, поскольку в сфере международно-правовой жизни функционирует как унитарное (единое и целостное, с монолитной политической волей, суверенное) государство; а с внутренней стороны – это сложносоставная федерация. 5. В русском менталитете преобладает пренебрежительное отношение к политике и демократии как форме политического устройства, при котором источником и контролером деятельности власти выступает народ. Характерна убежденность в том, что реально люди нигде ничего не решают и демократия – это ложь и лицемерие. В то же время наблюдается большая терпимость и привычка ко лжи и лицемерию своей власти по причине убежденности, что иначе нельзя. Эти теоретические и практические результаты показывают, что путь России к федерализму будет трудным и бурным. В то же время, учитывая множественность составных национальностей страны, ее размеры и в целом децентрализованный характер региональной политики, Россия должна упорно продолжать поиски моделей взаимодействия между центром и регионом, чтобы построить функциональное федеральное демократическое государство. Одной из важных задач должно стать выполнение условий федерального контракта на основе взаимного признания субъектов Федерации. В какой степени Россия сможет реализовать эти устремления еще предстоит увидеть. 6. Стоит отметить, что федеративная форма территориально-политического устройства Российской Федерации развивается и моделируется на правовой основе путем объединения (укрупнения, слияния) ее субъектов; деления существующего субъекта на части, разукрупнения субъектов; создания новых субъектов Федерации из частей двух и более (объединение фрагментов); вхождения новых территорий. В Российской Федерации асимметрия особенно проявляется в социально-экономическом развитии, которое является приоритетным направлением управления централизованными финансами, в том числе и на субфедеральном уровне. Наиболее важным звеном государственных финансов является региональный бюджет, который выступает одним из базовых индикаторов развития региона. Асимметрия субъектов Российской Федерации возникает из-за неравномерного распределения финансово-экономических ресурсов некоторых территорий государства, когда субъекты получают от Центра статус особых экономических зон. При этом важно обратить на объемы средств и на то, какие преференции достаются тем или иным территориям. При этом в условиях возросшей пассивности зависимых региональных лидеров (которая является закономерным побочным эффектом вертикализации власти) Центру самому приходится решать, как лучше распределять власть и финансовые ресурсы, чтобы сделать работу государственной машины более эффективной, да и снять с себя часть публичной ответственности, переложив ее на регионы. В результате возникает интересный феномен «централизованной децентрализации. Перспективы развития федерализма обусловлены решением проблем в данной области в рамках конкретного государства. В Российском государстве принцип федерализма имеет ряд отличительных особенностей и проблем в области управления и законотворчества. Истоки структуры государственных органов и учреждений заложены в прошлом, а сегодня она представлена как на региональном, так и федеральном уровне. Таким образом, Российская Федерация поистине уникальное государство, после распада СССР оно прошло непростой путь формирования современной демократической Федерации.
Читать дальше
Нормативно-правовые акты Российской Федерации 1. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г.: с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru [Официальный интернет-портал правовой информации] (Дата публикации: 04.07.2020). 2. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: в ред. Указа Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 52. – ст. 7477. 2. Научная и специальная литература 3. Бурбина, Ю. В. Основные признаки современных федераций / Ю. В. Бурбина // Проблемы экономики и юридической практики. – 2019. – №1. – С. 30-38. 4. Галямов, В. Ш. История возникновения и развития федераций, общая характеристика федерализма / В. Ш. Галямов // Скиф. – 2019. – №5-1 (33). – С. 1-3. 5. Геймбух, Н. Г. Основные черты конституционной модели современного федерализма / Н. Г. Геймбух // Вестн. Том. гос. ун-та. Право. – 2018. – №1 (15). – С. 42-47. 6. Горбачева, С. В. Федерализм как принцип конституционно-правового регулирования взаимоотношений центра и регионов: содержание, специфика, проблемы / С. В. Горбачева // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2018. – №4 (22). – С. 82-87. 7. Гуляков, А. Д. Федерализм как фактор устойчивого развития российского государства / А. Д. Гуляков // Право: история и современность. – 2018. – №1. – С. 112-117. 8. Заякин, В. Г. Современные проблемы распределения полномочий между органами власти Российской Федерации и ее субъектов / В. Г. Заякин // Журнал «Молодой ученый». – 2020. – № 51. – С. 10-18. 9. Ильина, О. В. Исторические аспекты, проблемы и перспективы развития федерализма в современной России / О. В. Ильина // НГО. – 2022. – №1 (37). – С. 3-13. 10. Крюкова, М. И. Проблемы и перспективы развития российского федерализма / М. И. Крюкова // Актуальные проблемы конституционного, муниципального и международного права. Сборник научных статей Межрегионального научного круглого стола с международным участием. Том Выпуск 7. Редколлегия: В.В. Коровин (отв. ред.) [и др.]. – Курск, 2022. – С. 140-144. 11. Манойло, А. В. Ценностные основы управления межцивилизационными конфликтами: российская модель / А. В. Манойло // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. – 2019. – Т. 12. № 3. – С. 89-92. 12. Михайлова, Н. В. Федерализм и федерация: сущность и многообразие проявлений / Н. В. Михайлова // Вестник РУДН. Серия: Политология. – 2019. – №1. – С. 45-53. 13. Прожилов, Г. А. Российский федерализм: история и перспективы развития / Г. А. Прожилов // Вестник Казанского технологического университета. – 2020. – №15. – С. 462-468. 14. Ревина, С. Н. К вопросу о сущности федеративного устройства государства / С. Н. Ревина // МНИЖ. – 2022. – №6-5 (120). – С. 189-192. 15. Ромайкин, И. А. О характере федерализма / И. А. Ромайкин // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. – 2018. – №1 (45). – С. 42-51. 16. Сухотерина, М. В. Актуальные проблемы российского федерализма / М. В. Сухотерина // Вопросы российской юстиции. – 2022. – №17. – С. 167-180.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
-
Количество страниц:
26
Оригинальность:
65%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Право
курсовая работа
Современные формы и виды кредита, их содержание и значение
Количество страниц:
35
Оригинальность:
90%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Финансы
курсовая работа
«Сущность и функции государственных финансов»
Количество страниц:
30
Оригинальность:
58%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Финансы
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image