Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 4
1.1. Концепция Ж. Пиаже 4
1.2. Концепция Л.С. Выготского. Критический анализ теории Ж. Пиаже 9
Глава 2. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 16
2.1. Экспериментальное исследование развития понятий 16
2.2. Применение теории Ж. Пиаже и Л.С. Выготского к практике образования 20
Заключение 24
Список литературы 25
Читать дальше
Уже около столетия ученые работают над разрешением вопросов, являющихся важнейшими не только для исследователей детской психологии, но и для развития психологии в целом: как думает ребенок, как он говорит, каковы характерные черты его суждения и умозаключения. Наиболее значимый вклад в изучение этой области внесли два выдающихся ученых — Жан Пиаже (1896 — 1980) и Лев Семенович Выготский (1896-1934).
Взгляды Л.С. Выготского на психическое развитие ребенка сложились в результате анализа современной ему ситуации в мировой психологии и критического преодоления соответствующих теорий, в первую очередь теории Ж. Пиаже, как наиболее к тому времени разработанной и широко признанной. В последующие годы положения Л.С. Выготского тщательно прорабатывались и развивались его последователями, а критика направления Пиаже велась не только на теоретическом, но и на экспериментальном уровне.
Однако сегодня, несмотря на то, что школа Выготского длительное время занимала в отечественной психологии ведущее положение, в общественном и научном сознании парадоксально обнаруживается ситуация двоевластия, при котором две противоречащие друг другу концепции Ж. Пиаже и Л.С. Выготского пользуются приблизительно равным авторитетом и зачастую мирно уживаются в сознании педагогов и психологов.
Читать дальше
1. Бардышевская, М. К. Диагностика психического развития ребенка : учебное пособие для вузов / М. К. Бардышевская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 153 с.
2. Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления (Философ проблемы психологии)/ Исследования Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна/.-М.: «Высшая школа»,1968.- 104с.
3. Выготский, Л.С. Возрастная и педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Академия, 1998. - 325 с.
4. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 336 с.
5. Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования / Л. С. Выготский. – М : Лабиринт,1996.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Выготский Л.С., ред. В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
7. Выготский JI.С. Педология школьного возраста// В кн.: Выготский Л.С.- М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996.- С. 19-106.
8. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 281 с.
9. Выготский Л.С. Трудное детство// В кн.: Л.С. Выготский. Проблемы дефектологии.- М., 1995.- С.126-138.
10. Гонина, О. О. Психология общения в дошкольном возрасте / О. О. Гонина. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2020. – 266 с.
11. Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных структур / А. Р. Лурия. – М. : Наука. 1974.
12. Никитин Е. П. Объяснение – функция науки / Е. П. Никитин. – М. : Наука, 1970.
13. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 460 с.
14. Обухова Л.Ф. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. - М.: Гардарики, 2001.--624 с.
15. Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. -- М.: Изд-во Московского ун-та, 1981. -- 191 с.
16. Обухова, Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы : учебное пособие для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 275 с.
17. Обухова Л. Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972.
18. Пиаже Ж. «Комментарии к критическим замечаниям Л. Выготского» // «Речь и мышление ребенка». М., 1994г.
19. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – М. : РИМИС, 2008.
Читать дальше