ВВЕДЕНИЕ 3 1. ОПЕРА В КОНТЕКСТЕ ЖАНРА 1.1. История возникновения 5 1.2. Основные моменты оперы и противоречивость жанра 7 2. МЕТОД АНАЛИЗА ОПЕРЫ 2.1. История создания 9 2.2. Краткое описание сюжета 9 2.3. Музыкальная драматургия 11 2.4. Анализ поэтического текста 12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

Анализ оперы «Алеко»

дипломная работа
Культура
16 страниц
68% уникальность
2023 год
59 просмотров
Иванчиков Н.
Эксперт по предмету «Музыка»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ОПЕРА В КОНТЕКСТЕ ЖАНРА 1.1. История возникновения 5 1.2. Основные моменты оперы и противоречивость жанра 7 2. МЕТОД АНАЛИЗА ОПЕРЫ 2.1. История создания 9 2.2. Краткое описание сюжета 9 2.3. Музыкальная драматургия 11 2.4. Анализ поэтического текста 12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16
Читать дальше
В период своего зарождения опера была эклектичным, довольно элитарным жанром, обращенным к аристократии. Тем не менее, она быстро получила распространение и заняла особое место в иерархии искусств и по сей день всё больше вызывает интерес у публики, обретая новых ценителей, несмотря на возникающие противоречия и споры в современном оперном театре. На протяжении всей истории, время от времени оперный жанр испытывал кризис, в результате которого требовалась реформа, и он обращался к другим жанрам.


Сделаем выполнение дипломных работ на заказ проще. Work5 - учись на 5!


Этот процесс связан с появлением того или иного художника-реформатора. Подобным поворотным пунктом в истории оперы является XX столетие, а с ним и XXI век, оказавшиеся сложными для развития оперного жанра. Меняется эстетика, а вместе с ней происходит перелом в развитии музыкального языка. Композиторы экспериментируют с новыми музыкальными средствами, инструментами, составами, возникают модернистские, неоклассические, авангардные, минималистические и другие направления. Нельзя не отметить новые достижения в науке и технике: свет, электроника, машиностроение и др. Всё это, безусловно, отражается и на оперном жанре и на его взаимодействии со слушателями. Многое становится непонятным и непривычным для публики. Опера вновь оказывается в состоянии кризиса, когда старое еще не отмерло, а новое только в процессе зарождения [1]. В целом, говоря о XX-XXI столетиях, можно выделить несколько тенденций в развитии оперного жанра. Одним из явлений, которое не может не обратить на себя внимание, является популяризация классического репертуара. Это всевозможные концерты на стадионах и площадях, выпуск CD и DVD продукции, трансляции театральных постановок в кино, создание кино-опер и пр. С другой стороны, опусы современных композиторов, несмотря на усилия отдельных деятелей культуры, относятся, скорее, к элитарному искусству, обращенному к взыскательной и образованной публике, к узкому кругу интеллектуалов разных видов деятельности. Еще одна тенденция – появление новых жанров, таких как перформанс, а также взаимопроникновение жанров в искусстве, что отражается как на современной опере, так и на постановках классического репертуара. Основой оперы всё же является пение под музыку. Оно рождается от союза поэзии и музыки [2]. Актуальность темы очевидна, так как опера, начиная со своего зарождения, менялась, трансформировалась, временами впадала в кризисы, реформировалась, достигала вершин, а затем вновь ее настигали испытания. В силу своей синтетической природы этот жанр поочередно испытывает доминирования той или иной составляющей, будь то музыка, текст, исполнительское искусство певцов или дирижеров, а с некоторых пор и искусство режиссуры. Высшим идеалом, может быть только гармоничное сочетание всех компонентов спектакля. Об этом мечтали все реформаторы оперного искусства, стараясь создать музыкальную драму. Цель работы – провести анализ выбранного произведения на основе изученного материала. Для этого необходимо выполнить ряд задач: – изучить историю возникновения оперы как жанра в искусстве; – посмотреть и прослушать оперу; – изучить в каком музыкальном жанре написано произведение; – рассмотреть основные музыкальные образы (или персонажи, герои). Объектом исследования является творчество Рахманинова. Предмет исследования – опера «Алеко». Методы исследования: теоретические – была изучена специальная литература, аналитические – проведён анализ произведения. Структура работы включает в себя: введение, 2 основные части, заключение и список литературы.

Читать дальше
Таким образом, опера «Алеко» — выпускная экзаменационная работа Рахманинова в Московской консерватории, отмеченная золотой медалью. Её щедрый, задушевный мелодизм, взволнованная лирика, яркий драматизм, эмоциональная открытость характеризуют это произведение, свидетельствующее не только о плодотворном развитии традиций Чайковского, но и о самобытности самого композитора. Драматургия оперы лаконична, конденсированна, жизнь героев дана в неразрывной связи с окружающей природой. Правдиво, глубоко переданы чувства и характеры: пылкость, страстность, непокорность Земфиры, трагическая раздвоенность, душевное одиночество Алеко, мудрое спокойствие Старого цыгана. Уникальность «Алеко» ещё и в том, что композитор написал его в 19 лет. Так ещё и за невероятно короткий срок, около трёх недель. Опера Рахманинова входила в репертуар многих театров нашей страны. Одна из лучших постановок была осуществлена под руководством В. Немировича-Данченко в музыкальном театре его имени (1926). Последняя постановка в московском Большом театре относится к 1994 г. В 1954 г. опера была экранизирована (режиссер С. Сиделев).
Читать дальше
1. Благой Д.Д.. Творческий путь Пушкина. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1950. – 33-35 с. 2. Высоцкая Л.Н. История музыкального искусства: Учебное пособие / Сост: Л.Н. Высоцкая, В.В. Амосова. - Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2012. - 138 с. 3. Константинова С.В. История мировой и отечественной культуры / С.В. Константинова. - М.: Эксмо, 2008. - 32 с. 4. « Беседа об опере»: Книга для учащихся - М.: Просвещение, 1981. – 192 с. 5. Сергей Рахманинов: История и современность: Сб. статей. - Ростов-на-Дону, 2005. - 488 с. 6. Комарницкая О.В. Преемственность традиций оперного жанра и художественные параллели // Искусство и образование. №1 (57). - М., 2009. - С.18 -26. 7. Покровский Б.А.: Сотворение оперного спектакля. - М.: Детская литература, 1985. – 144 с. 8. Оссовский А. С. В. Рахманинов // Воспоминания о Рахманинове. Электронный ресурс. Режим доступа: http://senar.ru/memoirs/Ossovsky/ (Дата обращения: 24.02.23) 9. Доброхотов Б. Оперные замыслы С.В.Рахманинова // С.В. Рахманинов: Сб. статей и материалов /под ред. Т.Э.Цытович.– М.-Л.:Музгиз,1947. – С.89-106. 10. Келдыш Ю. Рахманинов и его время. М.: Музыка, 1973. – 471с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Арт-терапия как средство реабилитации лиц с химической зависимостью
Количество страниц:
25
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Психология
курсовая работа
Управленческие решения на примере спортивно-туристского предприятия
Количество страниц:
30
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Туризм
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image