Введение 3
1. Общая характеристика образовательного кредита 4
1.1 Понятие образовательного кредита 4
1.2 Классификация образовательных кредитов 9
2. Особенности образовательного кредита 14
2.1 Образовательный кредит: российский и зарубежный опыт 14
2.2 Тенденции и перспективы развития рынка кредитования в Российской Федерации 22
Заключение 29
Список использованных источников 31
Читать дальше
Введение государственных образовательных кредитов позволяет оптимизировать бюджетные средства, выделяемые на профессиональное образование, повышать их эффективность, ориентироваться на приоритетные направления развития и модернизации, а также переходить на гибкие условия со финансирования профессионального образования. Риски негативных социально-экономических последствий могут быть компенсированы государственным правовым регулированием процесса образовательного кредитования.
Образовательный кредит является рыночным инструментом финансирования высшего образования в условиях недостаточности государственного финансирования и низкого текущего платежеспособного спроса населения, и служит дополнительной материальной гарантией доступности образования. Широкое распространение образовательного кредита в развитых и развивающихся странах свидетельствует о его эффективности.
С другой стороны, экономические ограничения развития образовательного кредитования в Российской Федерации связаны с высокими платежами по кредиту в процессе его обслуживания, которые зачастую несоразмерны с доходами, получаемыми выпускниками вузов в первые годы после окончания обучения. За рубежом разработаны две основные модели образовательного кредита: кредиты с фиксированными платежам и кредиты с условными платежами, пропорциональными доходам агентов.
Образовательные (студенческие) кредиты могут принимать одну из двух основных форм классической ссуды и ссуды, обусловленной доходами, с многочисленными вариациями и «гибридами» каждой из них. Используются образовательные налоги и образовательные ваучеры.
Для России характерно банковское образовательное кредитование. Государство играет важную роль в поддержке студентов в виде государственной гарантии возврата денежных средств, а также для стимулирования высокой успеваемости заемщиков. В настоящее время основными нормативными актами по предоставлению образовательных кредитов является Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании», и др.
В частности, речь идет о механизмах государственной поддержки, таких как предоставление государственных гарантий и, в некоторых случаях, дочерняя государственная ответственность, снижение процентных ставок, снижение гарантий, помощь в поиске должников и т. д. Все это делает образовательные кредиты доступными для граждан и выгодными для кредитных организаций. Внедрение системы образовательного кредитования в России увеличит число университетов прикладных наук за счет расширения источников финансирования, улучшения образования для будущих доходов и содействия ответственному выбору предметов с учетом спроса на рынке труда.
В европейских странах и США образовательные кредиты используются для финансирования обучения студентов в высшей школе. При этом в большинстве стран по таким кредитам предусматриваются низкая процентная ставка и льготные условия выдачи и погашения кредита, высокая доступность получения образовательного кредита, индивидуальный подход при его выдаче и погашении, возможность использования различных источников средств для выдачи образовательного кредита, помощь студенту в случае невозможности своевременного погашения им долга, наличие мотивационной составляющей в разумном использовании образовательного кредита.
Вместе с тем, в обществе еще не установился необходимый уровень доверия между агентами экономических отношений, между акторами системы образования - государством и населением; предприятиями и вузами; вузами, предприятиями и отдельными работниками или будущими специалистами. Население пока еще не готово возвращать суммы, предоставленные студентам в виде кредитов. Особенно остро проблема сбора задолженности по кредитам артикулируется в условиях, когда развита обширная теневая экономика, а эффективная система подоходного налогообложения пока еще только развивается. В таких обстоятельствах создание жизнеспособной системы кредитования студентов довольно проблематично.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосо-ванием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского го-лосования 01.07.2020)
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации»
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1026 «Об утверждении Правил предоставления государственной под-держки образовательного кредитования»
4. Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 N 1448 (ред. от 01.07.2022) «О государственной поддержке образовательного кредитова-ния» (вместе с «Правилами предоставления государственной поддержки об-разовательного кредитования»)
5. Балашев, Н. Б. Отдельные аспекты образовательного кредита в Рос-сийской Федерации / Н. Б. Балашев, Е. Б. Мясникова, А. А. Ведилина // Вест-ник Тульского филиала Финуниверситета. – 2022. – № 1. – С. 24-28
6. Бахтина, О. Ю. Образовательный кредит: альтернативная модель стимулирующего контракта / О. Ю. Бахтина // Экономические системы. – 2020. – Т. 13, № 2. – С. 32-42
7. Кондрацкая, Т. А. Образовательный кредит: российский и зарубеж-ный опыт / Global and Regional Research. – 2020. – Т. 2, № 1. – С. 254-263
8. Левашов Е.Н. К вопросу о подходах к классификации банковского кредита образовательных услуг // Известия высших учебных заведений. Се-рия: Экономика, финансы и управление производством. - 2019. - № 4 (42). - С. 31-38
9. Подвигина, В. С. Классификация образовательных кредитов / В. С. Подвигина // . – 2021. – № 6-2(74). – С. 150-155
10. Тершукова М.Б., Милова Л.Н., Савинов О.Г. Роль образовательно-го кредита в финансировании высшего образования в России и США // Эко-номика и предпринимательство. - 2019. - № 2 (103). - С. 774–778
Читать дальше