Введение 3
1. Теоретические основы процесса организации домашнего чтения.
1.1 Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности и как средство формирования языковых навыков и умений
1.2 Специфика и сущность домашнего чтения. Виды чтения. Цели и задачи обучения домашнему чтению. Этапы организации домашнего чтения.
1.3 Критерии отбора текстов для домашнего чтения.
1.4 Роль домашнего чтения в формировании умений и навыков.
2. Обучение речи на уроках домашнего чтения.
2.1 Домашнее чтение как средство развития речи.
2.2 Обучение речи на основе текстов для домашнего чтения
2.3 Этапы работы над текстом и упражнения на уроках домашнего чтения
Заключение
Список литературы
5
7
12
16
19
23
29
33
35
Читать дальше
Таким образом, цель обучения развития речи заключается в формировании коммуникативной компетенции. В основе коммуникативного подхода в домашнем чтении лежит положение о том, что формирование речевых навыков и умений должно идти в условиях, максимально приближенных к тем, какие могут встретиться в условиях естественной коммуникации.
Коммуникативный метод обучения говорению как виду речевой деятельности и средству общения включает в себя пять принципов:
1. Принцип речемыслительной активности;
2. Принцип индивидуализации при ведущей роли ее личностного аспекта;
3. Принцип функциональности;
4. Принцип ситуативности;
5. Принцип новизны.
Основные положения коммуникативной компетенции:
1. Ориентация на значимую коммуникацию.
2. Диалоги раскрывают коммуникативные намерения, функции и не заучиваются наизусть.
3. Овладение языком — это овладение умениями общаться.
4. Механические упражнения (дрилл) могут иметь место в ограниченных объемах.
7. Обучение чтению и письму с первых уроков, если это необходимо.
8. Аппроксимированное произношение.
9. Терпимое отношение к ошибкам, деление ошибок на коммуникативно значимые и коммуникативно незначимые.
Постоянное практическое пользование языком помогает преодолевать боязнь большинства учащихся к лингвистическим манипуляциям, делает обучение привлекательным, так как согласуется с конечной целью и тем самым обеспечивает усвоение говорения как средства общения.
При обучении языку с задачей коммуникативной направленности наибольшую трудность представляет обучение неподготовленной, диалогической речи. Решение этой проблемы связано с внутренней потребностью старшеклассников в общем интеллектуальном развитии. Эту потребность можно актуализировать в процессе оптимизации содержания обучения, одним из которых является обучение неподготовленной речи на уроках домашнего чтения.
При выполнении заданий по домашнему чтению осуществляется подготовка к активной индивидуальной, парной и групповой речевой деятельности на уроках, формируется самостоятельность мышления, развиваются познавательные интересы, интеллект, логика, творческие и коммуникативные иноязычные навыки, и умения.
Читать дальше
1. Боразнова Г.Д. Техника обучения чтению // «Начальная школа». 2014. №10. С. 36-38.
2. Бунеев Р.Н. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 кл. в 2ч. ФГОС / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. М.: БАЛАСС, 2012. С.160.
3. Бунеева Е.В. Технология работы с текстом в начальной школе и в 5-6 классах (Технология формирования правильности читательской деятельности) // Образовательные технологии: сб. материалов. М.: Баласс, 2008. Ч. 1. С. 65-89.
4. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. М.: Либроком, 2010. С. 360.
5. Былеевская В.Н. Развитие творческих возможностей младших школьников // «Начальная школа». 2010. №5. С. 35-41.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. М.: Издательство АПН РСФСР, 1991. С.476.
7. Бычкова НА. Организация уроков домашнего чтения на старшем этапе обучения // ИЯШ. 2003. № 6. С.49.
8. Доблаев Л.П. Анализ и понимание текста. Методическое пособие. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1987. С.43.
9. Кислицина Е.В. Упражнения по развитию навыка чтения // «Начальная школа». 2003. № 6. С. 47-56.
10. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / 2-е изд./ Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. М.: Просвещение, 2011.С. 64.
11. Климанова Л.Ф. Литературное чтение 1-4 класс / Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. М.: Просвещение, 2012. С. 53-67.
12. Ковалева Г.С. Новый взгляд на грамотность // Приложение к газете «Первое сентября». 2005. №14. С. 105-129.
13. Козырева А.С. Виды работ над текстом на уроках чтения / А.С. Козырева, В.И. Яковлева // «Начальная школа». 2010. № 3. С. 67-75.
14. Лопасова Ж.Я. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // ИЯШ. 1985. № 2.С 34
15. Леонтьева М.Р. Справка о проблемах и перспективах развития начального образования // «Начальная школа». 2014. №4. С. 5-11
16. Никитина. Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы. 2011. №5. С. 99-101.
17. О подготовке детей к школе. Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста // «Начальная школа». 2014. №2. С. 87.
18. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое? / «Начальная школа». 2005. № 2. С. 90-124.
19. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И.
Справочное пособие. — 9-е изд., стереотип. — Мн.: Вышэйшая школа, 2004.
20. Береговская Э.М. Чтение - как средство, цель, удовольствие // ИЯШ, 1998, №3. С.27.
21. Гурвич П.Б. Основы обучения устной речи на языковых факультетах. – Владимир, 2009. 175 с.
22. Кузьменко-Наумова, О. Д. Содержание обучения чтению в средней школе / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. - Москва: [б. и.], 1999. – С. 241.
23. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов педагогических вузов и учителей / Е. Н. Соловова. - Москва: АСТ: Астрель, 2008. -С.141.
Читать дальше