ВВЕДЕНИЕ 6
Глава 1. Теоретические основы управления финансами 8
1.1. Общие понятия управления финансами 8
1.2.Особенности управления финансами на государственном уровне в России 11
2 глава. Сущность, методы, инструменты управления финансами 16
2.1. Сущность и методы управления финансами 16
2.2. Инструменты управления финансами 17
3 глава. Управление финансами в Российской Федерации 20
3.1. Правовые основы управления финансами в РФ 20
3.2. Эффективность управления в финансовой сфере 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Читать дальше
Управление представляет собой сознательное воздействие с целью развития и совершенствования объекта. Государственное воздействие на бизнес осуществляется через налоговую политику, регулирование финансового рынка, формирование амортизационного фонда, систему государственной поддержки предприятий через субсидии. То есть государство не управляет финансами, а воздействует через финансы на экономику и социальную сферу, в основном, при реализации финансовой политики.
Непосредственно в области государственного управления находятся государственные финансы (формирование государственного бюджета, внебюджетных фондов, финансов государственных предприятий). Управление ведется через принятие финансового законодательства, утверждение федерального бюджета и отчета о его исполнении, введение или отмену отдельных налогов, утверждение предельных размеров государственного долга и др.
Управление государственными финансами - набор стимулов и санкций для быстрого решения поставленных задач государственной политики.
Объектом управления выступает система финансов или совокупность денежных отношений.
Субъекты управления - финансовые институты, службы, финансовые отделы организаций и др. Управление финансами выражается в финансовой политике - совокупности методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов.
Целями управления выступают финансовая устойчивость и независимость, проявляющаяся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, сокращении государственного дола, стабильности национальной валюты и, в конечном итоге, сочетании интересов государства и общества.
В управлении государственными финансами выделяют несколько функциональных элементов:
- планирование - оценивает состояние финансов и направления эффективного их использования;
- оперативное управление- комплекс мер, разработанных на основе складывающейся финансовой ситуации с целью максимизации эффекта при минимальных затратах с помощью перераспределения финансовых ресурсов;
- контроль осуществляется на всех стадиях использования финансов государства, сопоставляя плановые и фактические результаты.
В широком смысле, выделяют несколько форм и методов управления финансами государства:
- финансовое планирование;
- прогнозирование;
- программирование;
- финансовое регулирование;
- финансовый контроль;
- принятие финансового законодательства;
- система методов мобилизации финансовых ресурсов.
Основными субъектами управления государственными и муниципальными финансами в РФ являются Президент и Правительство РФ, законодательные органы власти, Министерство финансов РФ, Федеральная служба по налогам и сборам, ЦБ РФ, Федеральная комиссия по ценным бумагам и другие.
Неотъемлемой частью управления экономикой является осуществление государственными органами функций в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской, аудиторской и другой деятельности, связанной с финансами. Финансы - локомотив экономики.
Управление бюджетом сводится главным образом к контролю соответствия фактических и плановых показателей.
Читать дальше
1. Указ Президента РФ от 20.05.2004 N 649 (ред. от 25.08.2010, с изм. от 12.04.2019) "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти".
2. Постановление Правительства РФ от 20 мая 1998 г. N 463 "О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
4. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
5. Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ (последняя редакция).
6. Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 N 249 (ред. от 06.04.2011) "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" (вместе с "Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах", "Планом мероприятий по реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах").
7. Балабанов, Т.И. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 526 с.
8. Бланк, И.А. Основы финансового менеджмента. – Киев: Эльга, 2018. – 511 с.
9. Бланк, И.А. Управление финансовыми ресурсами. – М.: Омега-Л, 2019. – 768с.
10. Волкова, О.И. Экономика предприятия.– М., ИНФРА-М, 2019. – 416 с.
11. Ковалев, В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 768 с.
12. Колчина, Н.В. Финансы предприятий: Учебник для вузов / Под ред. Н.В. Колчиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 447 с.
13. Теплова, Т.В. Финансовый менеджмент: управление капиталом и инвестициями: Учебник для вузов. – М.: ГУ ВШЗ, 2018. – 504 с.
14. Тренев, Н.Н. Управление финансами: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 495 с.
Читать дальше