Введение 4
1.Общая характеристика крупного и малого бизнеса 6
1.1 Понятие крупного и малого бизнеса 6
1.2 Зарубежный опыт обеспечения взаимодействия малого и крупного бизнеса 9
2. Анализ системы сотрудничества крупного и малого бизнеса в современной экономике развитых стран 12
2.1 Особенности взаимодействия малого и крупного бизнеса в РФ 12
2.2 Интеграция крупного и малого предпринимательства в современной рыночной экономике в России и за рубежом 15
3. Направления развития малого и крупного бизнеса 18
3.1 Микрофинансирование малого бизнеса в развитых странах в условиях пандемии 18
3.2 Особенности крупного бизнеса в развитых странах 20
Заключение 22
Список использованных источников 24
Приложение 27
Читать дальше
Российская Федерация на рубеже ХХ-XXI вв. находится в глубоком социально-экономическом и духовном кризисе, вызванном либеральными реформами начала 90-х гг. и форсированным насаждением рыночных отношений в жестком варианте.
Следствием такой политики явились глубокий спад промышленного производства, катастрофическое падение жизненного уровня населения, резкое социальное расслоение общества, рост преступности и коррупции, утрата доверия к власти, разочарование большинства россиян в ценностях демократии и рыночной экономики.
Тем не менее постепенно расширяется сфера предпринимательской деятельности, формируется новое поколение деловых людей, идет рыночная трансформация в общественном сознании, изживаются стереотипы, препятствующие развитию предприимчивости людей.
Малый бизнес (малое предпринимательство) – деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия.
Крупный бизнес – предприятие, производящее значительную, существенную долю общего объема продукции отрасли либо характеризуемое как крупное по объемным показателям: количеству занятых, объему продаж, размеру активов. При отнесении предприятия к разряду крупных действует отраслевая, территориальная и государственная специфика.
Крупный бизнес занимает ведущее место в экономике большинства развитых стран. Он вносит большой вклад в производство большинства товаров, особенно сложных, наукоемких и требующих больших затрат капитала.
Для современной экономики характерно сочетание различных по масштабам производства предприятий: крупных, средних и малых. Малый бизнес представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые определяют социально-экономический и политический уровень развития страны. Именно в секторе малого предпринимательства создаётся и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.
В целях развития малого бизнеса государство предусматривает помощь в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовке кадров, а также установление налоговых льгот для субъектов малого бизнеса.
Проанализированы ключевые проблемы развития крупных компаний в России и бизнеса в целом. В результате проведения исследования выявлены основополагающие связи специфики взаимодействия государства и крупных бизнес-единиц в рамках единого экономического пространства. Проведен анализ влияния крупного бизнеса на экономику России, поиск положительных и негативных сторон влияния крупных организаций и путей, способствующих развитию и гармонизации функционирования национальной экономики.
Российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса имеет свою специфику, обусловленную ходом развития экономических реформ, которая заключается в том, что в складывающемся экономическом симбиозе предприятий значительная доля нагрузки на первоначальном этапе ложилась на малые предприятия, которые зачастую обеспечивали «выживание» крупных фирм. Эта тенденция не преодолена полностью и до сих пор.
Таким образом, в ходе работы выполнены задачи, заключающиеся в рассмотрении и изучении современных форм организации предпринимательства в России, специфики малого и крупного бизнеса, а также, имеющихся в настоящее время, проблем его развития. Было оценено состояние малого и крупного бизнеса за последние годы, исследованы перспективы дальнейших действий в этих сферах, а также предложены меры по поддержке малого бизнеса для его стабильного функционирования в условиях нынешней экономики страны.
Читать дальше
1. Аблякимова А.С., Шамилева Э.Э. Оценка финансово-экономического состояния предприятия и пути его улучшения // Вопросы устойчивого развития общества. - 2020. - №10. - С. 170-176
2. Адырхаева Э.А. Оценка эффективности государственной поддержки малого и среднего бизнеса в современной России. // Актуальные вопросы современной экономики: междунар. науч. электрон. журн. – 2021. – № 1. – С. 469-475
3. Байгузина, Л. З. Франчайзинг как форма взаимодействия малого и крупного бизнеса / Л. З. Байгузина, Е. С. Кононова // Аллея науки. – 2018. – Т. 6, № 10(26). – С. 443-447
4. Байгузина, Л. З. Франчайзинг как форма взаимодействия малого и крупного бизнеса / Л. З. Байгузина, Е. С. Кононова // Аллея науки. – 2018. – Т. 6, № 10(26). – С. 443-447
5. Бармина, О. Н. Малое предпринимательство в России и зарубежных странах / О. Н. Бармина, А. С. Шмырина // Право и общество. – 2021. – № 2(3). – С. 45-48
6. Бондаренко В.Ю. Роль электронной торговли в развитии малых инновационных предприятий в России / В.Ю. Бондаренко, М.А. Еремкин // Аллея Науки. – 2018. - №4(20). – С. 105-110
7. Буторина Т. Н., Бармина О. Н. К вопросу о способах создания и легитимации субъектов предпринимательства. / Т. Н. Буторина, О. Н. Бармина. // Российская юстиция. - 2020. - № 6. - С. 14-17
8. Гаврилова Э.Н. Финансовые инструменты повышения конкурентоспособности организаций // Вопросы устойчивого развития общества. - 2020. - №9. - С. 64-67
9. Глухов, К. В. Взаимодействие крупного и малого бизнеса / К. В. Глухов, А. А. Кушакова // – 2022. – № 4(70). – С. 1-8
10. Городникова Н. В., Гохберг Л.М., Дитковский К. А. Индикаторы инновационной деятельности: 2018: статистический сборник / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2018. – 344 с.
11. Гохберг Л. М., Дитковский К. А., Кузнецова И. А. Индикаторы инновационной деятельности: 2019: статистический сборник / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 376 с.
12. Давыдова, А. А. Малое предпринимательство: сущность и функции / А. А. Давыдова, А. А. Конева // Стратегии бизнеса. – 2020. – Т. 8. – № 12. – С. 330-336
13. Демидович, А. А. Роль крупного бизнеса в экономике России / А. А. Демидович, И. А. Демидович // Аллея науки. – 2018. – Т. 4. – № 4(20). – С. 419-423
14. Дорошенко, А. В. Эффективность взаимодействия крупного и малого бизнеса в современной российской экономике / А. В. Дорошенко. // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (50). — С. 212-215
15. Замалетдинова, Р. Р. Малый бизнес в зарубежных странах / Р. Р. Замалетдинова // Вестник науки. – 2020. – Т. 4, № 5(26). – С. 19-21
16. Зюзина, Е. Д. Зарубежный опыт развития малого бизнеса / Е. Д. Зюзина // Vector Economy. – 2019. – № 1(31). – С. 94-98
17. Казак, Е. Б. Интеграция крупного и малого предпринимательства в современной рыночной экономике в России и за рубежом / Е. Б. Казак // Наука и образование: новое время. – 2018. – № 6(29). – С. 251-256
18. Кульков, В. М. Макроэкономика: учебник и практикум для вузов / В. М. Кульков, И. М. Теняков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 324 с.
19. Леушкина, В. В. Микрофинансирование малого бизнеса в развитых странах в условиях пандемии / В. В. Леушкина, А. М. Альмаганбетова // Актуальные вопросы современной экономики. – 2021. – № 11. – С. 510-515
20. Рассказова Н. В. Развитие малого бизнеса в США: характерные черты и тенденции / Н. В. Рассказов, Д. М. Цатурян. // Актуальные вопросы современной экономики. - 2019. - № 3. - С. 329-337
21. Салимов, А. А. Механизм взаимодействия промышленных предприятий малого и крупного бизнеса / А. А. Салимов // Бюллетень науки и практики. – 2020. – Т. 6, № 9. – С. 267-275
22. Серегина С. Ф. Макроэкономика: учебник для вузов /; под редакцией С. Ф. Серегиной. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 477 с.
23. Смирнова А. А. О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в период пандемии COVID-19 в России / А. А. Смирнова. Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - № 2. - С. 285-298
24. Химченко, А. Н. Взаимодействие малого и крупного бизнеса как фактор развития НТП / А. Н. Химченко, С. В. Дегтярев // Финансы. Учет. Банки. – 2019. – № 3-4(28-29). – С. 95-103
25. Юсупова, С. М. Роль малого предпринимательства в экономике России / С. М. Юсупова // Вектор экономики. – 2020. – № 8(50). – С. 5-9
Читать дальше