?>
Введение 3 1. Теоретические аспекты нормативного регулирования 6 1.1. Понятие нормативного регулирования 6 1.2. Признаки нормативного регулирования 10 1.3. Характеристика элементов систем нормативного регулирования 13 2. Специфика нормативного регулирования в современных условиях 16 2.1. Сфера и глубина нормативного регулирования 16 2.2. Разновидности нормативного регулирования 20 2.3. Проблемы эффективности механизма нормативного регулирования в России 23 Заключение 27 Библиографический список 30

Нормативное регулирование: понятие и система

курсовая работа
Право
30 страниц
68% уникальность
2023 год
13 просмотров
Юхнин С.
Эксперт по предмету «Теория государства и права»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. Теоретические аспекты нормативного регулирования 6 1.1. Понятие нормативного регулирования 6 1.2. Признаки нормативного регулирования 10 1.3. Характеристика элементов систем нормативного регулирования 13 2. Специфика нормативного регулирования в современных условиях 16 2.1. Сфера и глубина нормативного регулирования 16 2.2. Разновидности нормативного регулирования 20 2.3. Проблемы эффективности механизма нормативного регулирования в России 23 Заключение 27 Библиографический список 30
Читать дальше
Актуальность темы исследования. Модернизация российского общества, начавшаяся в начале 90-х г XX века, с неизбежностью вызвала необходимость не только радикального обновления действующего законодательства, но и переосмысление, подходов к праву и к нормативному регулированию. Необходимость углубленного изучения проблем нормативного регулирования объясняется тем, что в рамках общей теории права может быть создана его целостная концепция, которая может быть положена в основу технологии проектирования эффективно действующих нормативно-правовых актов. Также актуальность темы обуславливается значимостью проблемы выбора основных правовых средств, которые применяются для воздействия на современные общественные отношения. Существенные изменения экономической и политической системе в России, которые сопровождаются достаточно серьезными определенными кризисными процессами, сказались в итоге на правовом развитии. Хотелось бы отметить, что Россия в 90-х потеряла практически половину своего имеющегося экономического потенциала. Конечно же, потенциал права как совершенно особого регулятора современных общественных отношений может и должен активно использоваться для разрешения политических и социально-экономических проблем. Рассматривая процессы, которые протекают в российской правовой системы, можно заметить, что в последнее время страна столкнулась с существенным расширением области правового регулирования, с нарастанием различных правовых предписаний, которые выражены в формальных источниках, с проблемой соответствия выбранных правовых средств основным целям регулирования. Говоря о правовом (нормативном) регулировании, под ним обычно понимают установление общеобязательных правовых норм, которые призваны упорядочить общественные отношения, возникающие между гражданами, юридическими лицами и государством. Активное развитие современной системы нормативного регулирования в России подчинялось, скорее, стихийным, чем научно-обоснованным и плановым началам.


Необходима магистерская диссертация на заказ в Перми ? Доверьтесь сервису Work5.


Выбор основных средств воздействия на сложившиеся общественные отношения обуславливали субъективные интересы различных групп влияния, а также ложно понятые интересы, популистские цели. Сложившуюся ситуацию нельзя оценить положительно. Представляется достаточно важным в практическом аспекте определение теоретической основы выбора основной модели нормативного регулирования современных общественных отношений. В качестве таковой стоит рассматривать такое понятие, как тип правового регулирования. Также достаточно актуальным является рассмотрение проблемы и в теоретическом аспекте. Несмотря на то, что рассматриваемое понятие достаточно активно используется в современной теоретической литературе, а также в юридической практике, можно сказать, что до настоящего момента времени оно четко не определено. Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты позволяют более полно и разносторонне рассмотреть сущность нормативного регулирования, его способы и типы в современных российских условиях. Степень разработанности темы и обзор литературы. Отечественная правовая наука всегда уделяла большое внимание проблемам нормативного регулирования. В частности, вопросы понятия нормативного регулирования исследовались в трудах A.M. Витченко, Н.В. Витрука, И.Я. Дюрягина, В.И. Гоймана, В.М. Горшенева, B.П. Казимирчука и других. Проблемы целей нормативного регулирования рассматривались в трудах В.В. Глазырина, В.И. Кудрявцева, В.Н. Никитинского, И.С. Самощенко, П.М. Рабиновича Д.А. Керимова и других. Однако данную тему нельзя назвать всесторонне изученной. В настоящее время разработкой различных аспектов темы занимаются такие ученые и исследователи, как Имгрунт С.И., Сенников И.Е., Хропанюк В.Н. и другие. В свою очередь, нормативную основу курсовой работы составила Конституция Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты. Объектом исследования является нормативное регулирование общественных отношений. Предметом исследования являются общие и структурно-функциональные закономерности системы нормативного регулирования, закономерные связи между элементами и функциями нормативного регулирования, знание которых может быть положено в основу создания общетеоретической концепции нормативного регулирования. Целью курсовой работы является выявление сущности и специфики понятия и системы нормативного регулирования. Задачи курсовой работы:  определить понятие нормативного регулирования;  выделить признаки нормативного регулирования;  охарактеризовать элементы системы нормативного регулирования;  изучить сферу и глубину нормативного регулирования;  выделить разновидности нормативного регулирования;  изучить проблемы эффективности механизма нормативного регулирования в России. Методы исследования: обобщение, классификация, анализ, синтез. Территориальные и хронологические рамки исследования: Российская Федерация, с 90-х гг. по настоящее время. Структура исследования: содержание, введение, основная часть, заключение и список литературы. Во введении ставится цель и задачи работы. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты нормативного регулирования. Во второй главе анализируется специфика нормативного регулирования в современных условиях. В заключении формулируются основные выводы по итогам работы.

Читать дальше
Таким образом, цель и задачи, поставленные в данной курсовой работе, были успешно выполнены. По итогам курсовой работы можно сделать следующие выводы: 1. Основу жизнедеятельности общества составляют власть и социальные нормы. Известно, что первоначально власть была общественной и не выделялась из общества, и социальное регулирование было основано на мононормах. Современное состояние общества – это государственно-организованная власть и ее инструмент право. Вместе с тем, при всей своей относительной самостоятельности, право осуществляет специфические регулятивные функции не изолированно и обособленно, а в едином комплексе и тесном взаимодействии с другими социальными регуляторами. Современная общественная система оказывает регулирующее воздействие на сознание и поведение личности посредством определенного, внутренне связанного, обусловленного факторами жизни общества набора нормативных регуляторов, в которых содержатся требования к поведению личности. Эти нормативные регуляторы представляют собой относительно устойчивые формы взаимодействия людей, основанные на социальных масштабах. Они не случайно возникают в реальных общественных отношениях людей в результате повторяющихся актов производства, обмена, распределения и выражают объективную потребность в упорядочении, координации общественных отношений. 2. Нормативность – один из признаков права. Содержанием права являются веления общего характера, выраженные в виде государственно-властных предписаний. Нормы права позволяют ввести в жизнь людей организованность, упорядоченность, безопасность. Достигается же это когда право действует. Нормативное регулирование тесно связано с действием права. Место нормативного регулирования в механизме действия права определяется социальной ролью права. Предназначение права состоит в регулировании общественных отношений. Поэтому определяющей функцией права является регулятивная. Это направление воздействия права на сознание и поступки людей отличается от информационного, воспитательного и ценностно-ориентационного действия права. нормативное регулирование выступает в качестве специально-юридической составляющей механизма действия права. Такая трактовка нормативного регулирования, несомненно, значима. Однако она не дает ответа на вопрос, из чего складывается нормативное регулирование. Один из возможных ответов на данный вопрос – выделение в нормативном регулировании соответствующей деятельности и непосредственно связанных с ней правовых средств. В целом, нормативное регулирование – это регулирование, которое осуществляется посредством норм позитивного права и распространяется на неограниченный круг лиц. Является первичным, определяет общие правила для всех общественных отношений определенного вида, а не для единичного случая. 3. Нормативное регулирование, как вид социального регулирования, призвано обеспечивать законность и правопорядок в обществе. При этом предполагается создание системы материальных и процессуальных норм, рассчитанных на правомерное поведение участников правоотношений, предусматривающих реакцию общества на нарушение предписаний и направленных на защиту сложившихся в нем отношений. Механизмом нормативного регулирования является совокупность специальных юридических средств, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений. Правовые средства выступают в качестве инструментов, используемых в процессе правового регулирования. Нормативное и индивидуальное правовое регулирование может быть как одно-сторонне-властным, вертикальным, так и договорным, горизонтальным. Обладая относительной самостоятельностью, эти виды правового регулирования не исключают, а дополняют друг друга. Первое связано с прямым властным регулированием общественных отношений. Взаимообусловленность функционирования государственной, муниципальной власти и права воплощается здесь довольно последовательно. Односторонне-властное, вертикальное правовое регулирование сопровождается изданием нормативных и индивидуальных (правоприменительных) актов. Анализ нормативного и индивидуального правового регулирования предполагает освещение вопроса о месте правового регулирования в системе общественных отношений, уяснение диалектики сфер жизни общества и правового регулирования. 4. Россия страна переживает период радикальных преобразований практически всех сфер жизни общества. Сохранение и дальнейшее углубление курса на реформирование общества – объективно необходимое и единственно возможное условие демократического развития России, превращения ее в экономически развитое, богатое и процветающее государство. Эти процессы требуют качественных изменений в системе нормативного регулирования. Социально-нормативное регулирование, будучи обусловлено реальным содержанием и закономерностями общественной жизни, в концентрированном виде выражает объективную потребность любого общества в упорядочении действий и взаимоотношений его членов, в подчинении их социально необходимым правилам. Тем самым, нормативное регулирование выступает в качестве мощного фактора сознательного и целенаправленного воздействия социальной общности на образ, способ и формы жизнедеятельности людей. Реальный эффект реформирования России проявляется в наличии социальных регуляторов, выступающих в роли инструментов согласования противоречивых общественных отношений, что предполагает использование всех элементов системы нормативного регулирования.
Читать дальше
1. Нормативно-правовые акты Российской Федерации 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант Плюс» 2. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию Федер. закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 34. – ст. 4029. 3. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федер. закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 31 (1 ч.). – ст. 3448. 4. О персональных данных: Федер. закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (// Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 31 (1 ч.). – ст. 3451. 5. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 // Собрание законодательства РФ. – 2017. – № 20. – ст. 2901. 6. О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года»): Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 // Собрание законодательства РФ. – 2019. – № 41. – ст. 5700. 7. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 18 (часть II). – ст. 2159. 2. Научная и специальная литература 8. Грозина, Е. В. Правовой режим и правовое регулирование / Е. В. Грозина // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. – 2017. – №4 (83). – С. 1-6. 9. Имгрунт, С. И. Правовое регулирование в условиях цифровизации / С. И. Имгрунт // Северо-Кавказский юридический вестник. – 2022. – №2. – С. 129-135. 10. Ковалева, Н. В. Технико-юридическое регулирование промышленного производства Российской империи XIX – начала ХХ века / Н. В. Ковалева: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. – М. 2015. – 25 с. 11. Константинов, А. В. Административно-правовое регулирование лицензирования деятельности кредитных организаций в Российской Федерации / А. В. Константинов: Дисс. ... канд. юрид. наук. – М., 2014. – 222 с. 12. Лазарев, В. В. Сфера и пределы правового регулирования / В. В. Лазарев // Советское государство и право. – 1970. – № 11. – С. 40-45. 13. Львов, Е. В. Сфера нормативного регулирования: понятие и признаки / Е. В. Львов // Юридическая наука. – 2016. – №5. – С. 1-5. 14. Любавин, А. П. К вопросу об определении сферы правового регулирования общественных отношений в сфере строительства / А. П. Любавин // Проблемы права. – 2012. – № 7 (38). – С. 57-65. 15. Панченко, В. Ю. Принципы правового регулирования как средство обеспечения беспробельности права / В. Ю. Панченко // Пробелы в российском законодательстве. – 2012. – №1. – С. 1-6. 16. Решетов, Ю. С. Нормативное и индивидуальное правовое регулирование / Ю. С. Решетов // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2013. – №2 (20). – С. 17-22. 17. Сенников, И. Е. Правовое регулирование и реализация права: проблемы взаимодействия / И. Е. Сенников // Пробелы в российском законодательстве. – 2018. – №5. – С. 1-5. 18. Тонков, Е.Е. Проблемы эффективности механизма правового регулирования в России / Е. Е. Тонков // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. – 2018. – №2. – С. 1-7. 19. Шипиловская, Е. А. Цель правового регулирования: понятие, значение, основные характеристики / Е. А. Шипиловская // Эволюция российского права. Материалы XVII Международной научной конференции молодых ученых и студентов. Уральский государственный юридический университет. – Екатеринбург, 2019. – С. 648-650. 3. Справочная и учебная литература 20. Алексеев, С. С. Право. Опыт комплексного исследования / С. С. Алексеев. – М. Статут, 1999. – 187 с. 21. Комаров, С. А. Общая теория государства и права: учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Комаров. – 9-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 506 с. 22. Пиголкин, А. С. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата / А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 516 с. 23. Теория государства и права / Под. ред. С. С. Алексеева. – М.: Юрид. лит, 1985. – 480 с. 24. Теория государства и права / Под. ред. В. М. Сырых. Учебник. – М.: Норма, 2019. – 512 с. 25. Теория государства и права: Курс лекций. / Под. ред. Н. И. Матузова, A. В. Малько. – М. Юристъ, 2020. – 776 с. 26. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие. / Под. ред. проф. B. Г. Стрекозова. – М.: Норма, 2018. – 384 с. 4. Электронные ресурсы 27. Осипов М.Ю. Понятие и особенности целей и способов правового регулирования [Электронный ресурс] – URL: https://www.sovremennoepravo.ru/ (дата обращения: 09.03.2023). 28. Рожкова М. Нормативное регулирование (правовое, техническое, этическое) [Электронный ресурс] – URL: https://zakon.ru/ (дата обращения: 09.03.2023)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Анализ долгосрочных банковских кредитов и их роль для современного инвестиционного бизнеса на примере ПАО «Сбербанк»»
Количество страниц:
20
Оригинальность:
68%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Финансы и кредит
курсовая работа
Виды маркетинговых исследований»
Количество страниц:
30
Оригинальность:
76%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Маркетинг
курсовая работа
Особенности прокрастинации студенческой молодежи
Количество страниц:
30
Оригинальность:
42%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image