Введение 3
Глава 1. Исследование адаптации как социально-психологического феномена 5
1.1 Понятие и сущность адаптации 5
1.2 Система социокультурной адаптации 8
1.3 Внешние и внутренние факторы адаптации 10
Глава 2. Адаптация иностранных студентов к условиям обучения в российских вузах 13
2.1 Проблемы адаптации иностранных обучающихся к условиям проживания и обучения в России 13
2.2 Иностранный студент и вуз: практики социокультурной адаптации 18
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Читать дальше
В настоящей работе были рассмотрены основные проблемы, с которыми сталкиваются иностранные студенты в процессе адаптации к принимающему российскому сообществу. Проведя исследование по теме настоящей работы, стоит в заключении выделить несколько важных выводов.
Интеграция российской системы образования в мировое образовательное пространство предполагает решение новых задач, связанных с интенсификацией и расширением международных образовательных контактов. Сотрудничество в этой сфере обусловлено необходимостью повышения конкурентоспособности российских вузов и качеством предоставления образовательных услуг. Сегодня образование иностранных студентов в российских вузах является одним из ключевых направлений в деятельности высших учебных заведений. Несмотря на создающиеся в российских вузах факультеты и подразделения по международным связям и отношениям, иностранные студенты являются наиболее уязвимой группой обучающихся в вузах.
Проведенный теоретический анализ особенностей адаптации иностранных студентов позволяет сделать вывод о том, что процесс адаптации является сложным и многогранным, включает в себя психологические, педагогические, социальные, культурные и другие аспекты. Целью курсового исследования было изучение социокультурных и психологических особенностей адаптации иностранных студентов и изучение факторов, способствующих их эффективной адаптации за рубежом. Несомненно, все факторы не могут быть обнаружены из-за сложной природы адаптации.
Однако, существует ряд факторов, способствующих адаптации (информирование, сопровождение, повышение стрессоустойчивости) и снижающих ее. Именно поэтому очень важным является управление процессом адаптации иностранных студентов, разработка диагностических инструментов и программ всех уровней и направлений, ориентированных на повышение качества этого процесса и, соответственно, качества получаемого образования.
Процесс адаптации иностранных студентов к образовательной среде российских вузов должен стать частью политики в области образования и представлять собой комплексное явление, состоящее из взаимосвязанных элементов: адекватное взаимодействие иностранных студентов с социокультурной и интеллектуальной средой вуза, психоэмоциональная стабильность, освоение новых социальных ролей, приобретение новых навыков общения и взаимодействия, принятие ценностей принимающей стороны. Эти и другие качества будут способствовать успешному вхождению, развитию и становлению личности иностранного студента в образовательном пространстве университета
Таким образом, адаптация студентов-иностранцев к российской образовательной среде представляет собой комплексное явление, состоящее из следующих элементов: владение языком в достаточной степени, чтобы эффективно функционировать в принимающем обществе; владение стандартами поведения, ценностями и нормами принимающей стороны, способность общаться и взаимодействовать с учебной группой, мотивация и навыки участия в жизни студенческого общества; нормальное физическое и психологическое состояние.
В работе предложен набор рекомендуемых действий для сотрудников вузов, работающих с иностранцами. Выявлены факторы, способствующие улучшению социокультурной адаптации иностранных студентов.
Читать дальше
1. Айбазова М.Ю. Социокультурная адаптация иностранных студентов к условиям обучения в российских вузах / М.Ю. Айбазова // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2022. - № 1 (34). – С 117-121.
2. Антонова Т.В. Процесс социальной адаптации иностранных студентов / Т.В. Антонова, Н.А. Клименова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2019. – № 21. – С. 52-56.
3. Воеводина Е.В. Социокультурные барьеры адаптации иностранных обучающихся в условиях российского высшего образования / Е.В. Воеводина, А.Г. Тюриков // Народонаселение. – 2021. – № 4. – С. 134-146.
4. Долгова, В.М. Адаптация как научно-исследовательский феномен: сущность и содержание / В.М. Долгова // Молодой ученый. – 2019. – № 9 (9). – С. 149-152.
5. Кошелева Е.Ю. Иностранный студент и вуз: практики социокультурной адаптации / Е.Ю. Кошелева, М.А. Алхалди Ахмед // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2020. – № 3. – С. 133-143.
6. Кубанова М.Я. К вопросу об адаптации иностранных студентов в российских вузах / М.Я. Кубанова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – № 6-1 (69). – С. 241-244.
7. Мамина, В.П. Особенности процесса адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе / В.П. Мамина, И.А. Романовская // Педагогические исследования. – 2022. – Вып. 2. – С. 38–57.
8. Мачугин, А.Е. Интегральная характеристика системы социокультурной адаптации иностранных студентов / А.Е. Мачугин, Г.С. Голошумова, С. Ли // Музыкальное образование и наука. – 2021. – № 1(14). – С. 12-14.
9. Мацкевич Е.Э. Культурный шок и проблемы адаптации иностранных обучающихся/ Е.Э. Мацкевич, Т.А. Митрофанова, Т.Г. Широкогорова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. – Т. 9. № 3(32). – С. 364-368.
10. Пермяков, О.М. Адаптация обучающихся к образовательному процессу на занятиях физической культурой / О.М. Пермяков, К.Н. Бараковских // Воспитательно-патриотическая и физкультурно-спортивная деятельность в вузах: решение актуальных проблем: сборник статей. – Тюмень. – 2019. – С. 223–226.
11. Третьяченко Д.С. Проблемы социокультурной адаптации иностранных студентов в высшем учебном заведении / Д.С. Третьяченко // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. – 2020. – № 2. – С. 24-28.
12. Хаустова, А.И. Социально-психологическая адаптация / А.И. Хаустова // Молодой ученый. – 2019. – № 26 (130). – С. 614-617.
13. Ширкова, Н.Н. Социокультурная адаптация иностранных студентов: проблемы и пути решения / Н.Н. Ширкова, А.А. Марченко, Г.П. Иванова // Социально-гуманитарные знания. – 2022. – № 5. – С.12-15.
14. Адаптация /URL: https://psihomed.com/adaptatsiya/ (дата обращения: 07.03.2023).
15. Типы адаптации человека в разных жизненных ситуациях /URL: https://mma-spb.ru/psihologiya/tipy-adaptaczii-cheloveka-v-razlichnyh-zhiznennyh-situacziyah (дата обращения: 07.03.2023).
16. Число иностранных студентов в России за три года выросло на 26 тысяч / Сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации // URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-юsotrudnichestvo/46158/ (дата обращения: 05.03.2023).
Читать дальше