Местное самоуправление в Российской Федерации - это признанная и гарантированная Конституцией Российской Федерации автономная деятельность населения, а вопросы местного самоуправления решаются непосредственно или через органы местного самоуправления, демографические, исторические и другие местные традиции и включает в себя множество вопросов регионального значения, непосредственно влияющих на жизнедеятельность населения муниципального образования. Другими словами, комплекс решений, способствующих созданию условий для нормальной жизни жителей муниципального образования. Бытовые проблемы: внеплановое отключение горячей и холодной воды, люк в подъезде дома, отсутствие детской площадки, трещины в стенах дома, горы мусора на улице - все эти и другие бытовые проблемы решаются. Уровень местного самоуправления Уставы муниципальных образований обычно содержат перечень вопросов регионального значения. К компетенции органов местного самоуправления относятся вопросы, не отнесенные к компетенции государственных органов. Местное самоуправление самостоятельно в своих полномочиях, а это означает, что органы государственного самоуправления наделены полномочиями принимать решения по вопросам без обращения к генералу (главе Российской Федерации).
Субъектами Российской Федерации являются республики, области, области, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, автономные области и округа. Отдельные городские районы, многие сельские населенные пункты, общинные территории, часть населенных пунктов находятся в ведении местного самоуправления. Поэтому вертикаль власти в России включает три уровня: Федерацию, РФ и регионы. Однако следует отметить, что государственная власть осуществляется на федеральном уровне, а полномочия субъектов и органов местного самоуправления осуществляются на местном уровне. Есть принципиальное отличие: самоуправление, местные бюджеты и муниципальные выборные органы являются неотъемлемыми свойствами муниципальных образований.
Статья 9 Конституции РФ гласит, что единственным источником власти является многонациональный народ России. Эта власть может осуществляться непосредственно народом или национальными или местными органами власти. Иными словами, если власть отдана народу, ее нужно допустить, если только люди на всех уровнях не стараются строго защищать свои права. Согласно законам Российской Федерации, у граждан есть два способа реализации права на местное самоуправление. Первый принимает форму прямого выражения желания, в том числе;
Участие в выборах муниципальных и государственных служащих - главы администрации, городского головы. 1. Участие граждан в местных выборах:
- участие граждан в общественных собраниях;
- обращения граждан в органы местного самоуправления;
- самоорганизация граждан с использованием местных форм общественного самоуправления;
- иные формы, предусмотренные Российской Федерацией (государственный закон, Конгресс, голосование граждан и т.п.).
Вторым способом реализации права граждан на местное самоуправление является косвенное участие через выборы и другие муниципальные образования. Эти учреждения должны изучать общественное мнение, информировать граждан о предложениях и жалобах, реагировать на обращения граждан, проводить общественные собрания и готовить отчеты. Если муниципалитет пренебрегает этими обязанностями, он может потерять доверие к заместителю комиссара, главе муниципалитета и повестке в суд в вопросах управления и дисциплины. По закону местные органы власти несут ответственность за население своих общин. Население вправе вызвать представителя представительного органа либо выразить доверие руководителю образования. Данная процедура регулируется законом Российской Федерации о вызове представителей представительных органов и глав органов местного самоуправления. В этом случае полномочия агента и принципала прекращаются немедленно. Состояние развития муниципального самоуправления в Российской Федерации характеризуется незавершенностью целостной организационной структуры. Каждому муниципалитету предоставлены собственные ресурсы, именно местное сообщество может решать его проблемы с учетом особенностей конкретной местности. Однако, характеристики модели города и ее оценка определяются комплексным воздействием всех характеристик среды. Все это затрудняет осуществление эффективного муниципального управления.
Основные аспекты политики местного самоуправления изложены в местном бюджете. Политические институты существуют по многим причинам. Во-первых, поскольку сфера политики и сфера городского управления полностью не совпадают друг с другом и не смешиваются, политические интересы реализуются не только государственным и городским самоуправлением, но и самим городом. Во-вторых, хотя она и направлена в конечном счете на муниципальное управление и управление связями с общественностью, собственно выраженная политическая деятельность имеет более широкое значение, так как включает теоретическую деятельность в сфере политики, деятельность по формированию политического сознания.