СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРЕССА В ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ 5
1.1 Подходы к определению понятия «стресс», виды стресса 5
1.2 Модели стресса 7
1.3 Физиологические механизмы стресса 10
Выводы по 1 главе 12
2. АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ СТРЕССА В ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ 13
2.1 Основные направления исследований стресса в современной психологии 13
Выводы по 2 главе 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 22
Читать дальше
Основоположником исследований стресса был Г. Селье. Он определял стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям. Стресс является комплексом неблагоприятных психических состояний, которые человек стремится устранить; стресс выражен в психологических, поведенческих, физиологических реакциях, возникающих в ответ на сильные раздражители; существует связь стресса с психологической структурой личности, интеллектуальной деятельностью индивидуальными особенностями восприятия человеком ситуации и регуляции поведения в ней. Стрессовое состояние динамично, то есть изменяется во времени, возможны переходы в эустресс и дистресс.
В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяются физиологический стресс и психологический стресс. Физиологический стресс – это непосредственная реакция организма на воздействие определенного стимула, как правило, физико-химической природы. Психологический стресс характеризуется включением сложной иерархии психических процессов. Наиболее типичными проявлениями такого стресса являются изменения в протекании различных психических процессов, в эмоциональных реакциях, изменениях мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения.
К настоящему моменту выделено несколько моделей стресса, в их числе психодинамическая модель стресса, модель физиологического стресса, междисциплинарная модель стресса, интегративная модель стресса и другие. Физиологические основы стресса связаны с реакциями в коре головного мозга, гипофизе, гипоталамусе, эндокринных железах и других органах, которые обеспечивают реакцию организма на воздействие факторов.
Анализ исследований стресса, опубликованных в научных изданиях, показал, что исследования имеют очень широкий спектр направлений. В их числе: влияние информационного стресса на людей при работе за компьютером и в сети Интернет, взаимосвязи личностных характеристик динамики эмоциональной сферы в ситуации длительного стресса, отношение к «чужим» при стрессе разного генеза. А также стресс и совладание в семье в период самоизоляции во время пандемии COVID-19, учебный стресс у студентов при разных формах обучения и исследования, посвященные выяснению причин стресса.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена. Перспективными будут исследования направленные на уточнение и дополнение вышеуказанных направлений работ.
Проведенная практическая работа имеет большое практическое значение, так как расширяет знания о стрессе в психологии, кроме этого полученную информацию могут использовать психологи в своей практике при работе в клиентами.
Читать дальше
1. Алдиева, М.Ш. Проблема стрессов в профессиональной деятельности современного педагога / М.Ш. Алдиева // Учитель создает нацию: Сборник материалов III международной научно-практической конференции. – Грозный. – 2018. – С. 427-430.
2. Александров, Ю.И. Стресс, болезнь и научение как условия регрессии / И.Ю. Александров, О. Е. Сварник, И. И., К. Р.Арутюнова // Вопросы психологии. – 2017. – №4. – С. 87-101
3. Березина, Т.Н. Стресс и резервные способности человека / Т.Н. Березина, С.А. Рыбцов, Е.И. Хитрякова // Мир психологии. – 2018. – №4. – С. 148–160.
4. Борокина, В.А. Причины стрессов в деятельности педагога: обзор научной литературы / В.А. Борокина // Вестник науки и образования. – 2021. – №7. – С. 72-75.
5. Дымова, Е.Н. Психологическое благополучие и посттравматический стресс в трудной жизненной ситуации / Е.Н. Дымова // В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии. – 2017. – С. 1418-1424.
6. Жданов, О.И. Стресс: сущность, функция, значение / О.И. Жданов // Мир психологии. 2008. № 4. С. 45–54.
7. Знаменская, И.И. Отношение к «чужим» при стрессе разного генеза / И.И. Знаменская, Ю.И. Александров // Вопросы психологии.. – 2016. – №3. – С. 159–167.
8. Ирхина, А.В. Стресс. Психология стресса / А.В. Ирхина, М.М. Волошина // Материалы конференции «Современная психология»: М. – 2016. – С. 147-150.
9. Карцева, Ю.Б. Признаки стресса у детей. Помощь детям при стрессе / Ю.Б. Карцева // Вопросы педагогики. – 2022. – №3. – С. 85-89.
10. Ковтунович, М.Г. Информационный стресс / М.Г. Ковтунович, К.Е. Маркачев // Психологическая наука и образование. – 2018. – Т.13. – №5. – С. 83–91.
11. Крюкова, Т.Л. Стресс и совладание в семье в период самоизоляции во время пандемии COVID-19 / Т.Л. Крюкова, Екимчик О.А., Т.П. Опекина, Н.С. Шипова // Портал психологических изданий PsyJournals. 2020. – Т.11. №4. – С.45-48.
12. Ломунова, Д.А. Причины возникновения профессионального стресса / Д.А. Ломунова, Е.А. Макеева // Материалы конференции «Педагогика и психология как ресурс развития современного общества». – 2016. – С. 257.
13. Матюшкина, Е.Я. Учебный стресс у студентов при разных формах обучения / Е.Я. Матюшина // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. № 2. С. 47–63.
14. Митина, О.В. Исследование взаимосвязи личностных характеристикик динамики эмоциональной сферы в ситуации длительного стресса / О.В. Митина, А.М. Перпер, Л.Ш. Абдуллаева // Психологические исследования [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: http://psystudy.ru/ (дата обращения: 14.03.2023).
15. Назаров, А.М. Виды стресса в экстремальных ситуациях / А.М. Назаров // Сборник по материалам ежегодного Конгресса «Проблемы психологии»: Ярославль. – 2017. – С. 264-268.
16. Немец, В.В. Виноградова Е.П. Стресс и стратегии поведения / В.В. Немец // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 2. – С. 59-72.
17. Новикова, Н.А. Стресс и жизнестойкость / Н.А. Новикова // Психологические проблемы смысла жизни. – 2021. – №4. – С.95-105.
18. Похилько, А.Г. Влияние стресса на состояние человека и его деятельность, методы борьбы со стрессом и его контроля / А.Г. Похилько, Т.А. Пантелеева // Мировые цивилизации. – 2020. – №3. – С.2587-9685
19. Физиология стресса: учебно-методическое пособие / сост. Ш.В. Куулар, У.В. Доржу, С.К. Сарыг. – Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2018. – 89 с.
Читать дальше