ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ ПРИ ДИАГНОСТИКЕ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6 1.1. Основные задачи, принципы, направления и формы работы логопеда и родителей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями 6 1.2. Особенности взаимодействия логопеда с семьей в процессе диагностики и коррекции речевых нарушений 12 1.3. Значение взаимодействия логопеда и родителей в преодолении речевых нарушений у детей 16 Выводы по первой главе 19 ГЛАВА 2. МОДЕЛИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ ПРИ ДИАГНОСТИКЕ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ 21 2.1. Анализ моделей взаимодействия логопеда и родителей в отечественной литературе 21 2.2. Моделирование работы логопеда и родителей в зарубежной литературе 26 Выводы по второй главе 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по изучению модели работы логопеда и родителей при диагностике и коррекции речевых нарушений

курсовая работа
Педагогика
36 страниц
80% уникальность
2023 год
5 просмотров
Наумова Л.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ ПРИ ДИАГНОСТИКЕ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6 1.1. Основные задачи, принципы, направления и формы работы логопеда и родителей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями 6 1.2. Особенности взаимодействия логопеда с семьей в процессе диагностики и коррекции речевых нарушений 12 1.3. Значение взаимодействия логопеда и родителей в преодолении речевых нарушений у детей 16 Выводы по первой главе 19 ГЛАВА 2. МОДЕЛИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ ПРИ ДИАГНОСТИКЕ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ 21 2.1. Анализ моделей взаимодействия логопеда и родителей в отечественной литературе 21 2.2. Моделирование работы логопеда и родителей в зарубежной литературе 26 Выводы по второй главе 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Читать дальше
Актуальность темы настоящей курсовой работы обусловлена тем, что в соответствии с Федеральными государственными требованиями и федеральными государственными стандартами одним из компонентов в структуре образовательного процесса дошкольного учреждения является взаимодействие с семьями воспитанников. Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто наблюдателями. Кроме того, актуальность темы настоящей работы обусловлена еще и тем, что внутрисемейные отношения играют одну из ведущих ролей в организации эффективной коррекционно-образовательной работы.


Многие хотят знать: какова цена курсовой работы по менеджменту? Воспользовавшись нашим калькулятором, вы сможете узнать цену вашей курсовой работы. Мы также подарим вам скидку 1000 рублей на первый заказ!


Цель исследования: проанализировать теоретико-методологические аспекты совместной работы логопеда и родителей при диагностике и коррекции речевых нарушений. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи: 1. проанализировать психолого-педагогическую и дефектологическую литературу по теме исследования; 2. изучить модели взаимодействия логопеда и родителей при диагностике и коррекции речевых нарушений в России и за рубежом; 3. обобщить опыт работы логопеда с родителями в отечественной и зарубежной литературе. Объект исследования – процесс взаимодействия логопеда и родителей. Предмет исследования – специфика работы логопеда и родителей при диагностике и коррекции речевых нарушений. В настоящей курсовой работе были использованы труды следующих авторов: А.Н. Казакова, изучившая традиционные и современные формы взаимодействия семьи и педагога-логопеда при решении задач коррекции речи дошкольников; Е.П. Арнаутова, осветившая социально-педагогическую практику взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях; Л.С. Вакуленко, изучившая сотрудничество педагога-логопеда с семьей; А.В. Козлова, разработавшая методику взаимодействия детского сада с семьей; А.Ю. Морозова, разработавшая направления совместной работы педагога-логопеда с семьей ребенка, страдающего от заикания; Л.В. Скитская, осветившая психолого-педагогическое сопровождение ребенка в детском саду в качестве методики взаимодействия с семьей; Л.Я. Кашапова, разработавшая методику взаимодействия педагога-логопеда и родителей детей с общим недоразвитием речи III уровня; Р.К. Абуева, изучившая формы взаимодействия педагога-логопеда и родителей в рамках соблюдения ФГОС; О.В. Бачина, изучившая взаимодействие педагога-логопеда с семьей; М.И. Саввиди и И.Е. Королькова, выявившие специфику сотрудничества педагога-логопеда с семьей в ходе коррекционных мероприятий; О.И. Заичкина, выявившая составляющие ИКТ-компетентности педагога; Н.В. Никуличева, Т.М. Ташина и Ю.А. Львова, выявившие специфику специфику организации совместного сотрудничества педагога-логопеда с семьей в дистанционном формате; Ж.В. Морозова, изучившая значимость связной речи для старших дошкольников; Н.А. Геберт, изучившая сотрудничество педагога-логопеда с семьей в качестве залога эффективной социализации дошкольников, имеющих речевые дефекты; А.Д. Насибуллина, осветившая психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с дефектами здоровья в Казахстане; Е.В. Бруно, осветивший научно-доказанные формы и виды логопедической работы по преодолению нарушений плавности речи у детей в США; модели сотрудничества логопедов и родителей по материалам И. Клэтти, С. Хардинг, С Ролстоун, К. Мелвин, С. Мейер и Н. Скаринчи. Теоретическая значимость исследования заключается в освещении концептуальных основ организации диагностики и коррекционной работы на основе совместного взаимодействия педагога-логопеда и родителей. Научно-практическая значимость настоящего исследования обусловлена актуализацией данной проблематики и разработкой различных аспектов этого направления. Материалы и результаты работы могут быть использованы в обучении студентов на спецкурсах и на занятиях по логопедии в качестве дополнительного материала. Методы исследования: анализ, синтез, систематизация, дедукция, обобщение, сравнение. Курсовая работа состоит из введения, двух глав и выводов по ним, заключения, списка литературы. Объем курсовой работы – 36 страниц.  

Читать дальше
Настоящее исследование посвящено теоретическому анализу отечественной и зарубежной литературы по изучению моделей работы логопеда и родителей при диагностике и коррекции речевых нарушений. Необходимо сделать выводы: 1. Основными задачами совместного сотрудничества логопеда и родителей являются, главным образом, налаживание доверительной связи между ними, а также наработка родителями логопедических и педагогических умений благодаря подробной разъяснительной работе логопеда на индивидуальных и групповых консультациях. Совместная работа логопеда и родителей должна строиться по принципам равнозначности и взаимной дополняемости. Формы подобной работы включают информационный, практический и оценочный блоки. 2. Специфика совместного сотрудничества логопеда с родителями заключается в необходимости подготовки родителей к логопедической поддержке их детей на ежедневной основе, наработке навыков объективно оценивать речевое развитие ребенка, а также к готовности родителей сотрудничать с логопедами открыто и честно, инициировать обратную связь по всем возникающим трудностям. Кроме того, на сегодняшний день актуальным является умение держать связь с логопедом дистанционно, используя интернет-коммуникацию и современные мессенджеры и виртуальные платформы. 3. Значимость совместной работы логопеда и родителей для логопеда заключается в том, что семья выступает необходимым компонентом для достижения максимального эффекта логопедических практик. Значимость совместной работы для ребенка заключается в том, что правильное речевое развитие, возможное благодаря этому, выступает залогом социальной адаптации и оттачиванию художественных навыков ребенка. Значимость совместной работы для семьи заключается в том, что логопед выступает источником правильного речевого развития ребенка. 4. В отечественной литературе на сегодняшний день приведено обилие моделей совместного взаимодействия логопеда и родителей. В результате анализа трех выбранных моделей, опирающихся на теоретические воззрения О.В. Бачиной, А.С. Ивкиной, Л.А. Боровцовой, Е. Перчаткиной, К.А. Скоркиной, В.П. Глузова, Н.С. Жуковой, И.А. Смирновой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Т.В. Туманова, Г.А. Асмоловой, Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской, Н.Ю. Майданкиной, разработки для диагностики речевых нарушений О. Иншаковой, Л.М. Михеевой, А.Р. Лурии, О.И. Крупенчук и Р.В. Овчаровой, следует заключить, что наиболее эффективными являются модели, в которых предполагается не только диагностика речевых навыков детей, но и диагностика готовности родителей к совместной логопедической работе, а также проведение диагностики после коррекционной работы. Такой себя зарекомендовала первая проанализированная модель, результаты которой свидетельствуют о повышении уровня сформированности речевых навыков у 9 детей из 10. 5. В зарубежной литературе были проанализированы австралийские и британские модели. Австралийские модели, опирающиеся на теоретические изыскания И. Клэтти, С. Хардинг, С Ролстоун, К. Мелвин, С. Мейер и Н. Скаринчи, не апробированы на дошкольниках. Британская модель имеет практическую направленность. В ней основное внимание направлено на этап диагностики речевых отклонений у ребенка. Нельзя сказать, что те и другие являются в достаточной степени эффективными, поскольку в них мало внимания уделяется диагностике достигнутых результатов. 
Читать дальше
1. Абуева Р.К. Формы взимодействия учителя-логопеда и родителей в условиях реализации ФГОС ДО / Р.К. Абуева // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: ст. в сб. тр. конф. – Чебоксары: Интерактив плюс, 2019. – С. 8-9. 2. Алпатова Е.А. Система взаимодействия логопеда и родителей в процессе преодоления речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи / Е.А. Алпатова // Студенческий электронный журнал «Стриж». – 2018. – № 4-2 (21). – С. 27-31. 3. Андронович Н.А. Логопедическая работа с родителями с факторами риска в возникновении заикания // Изучение и образование детей с различными факторами дизонтогенеза: ст. в сб. тр. конф. – Екатеринбург: БГПУ, 2018. – С. 182-185. 4. Асмолова Г.А. Ранняя диагностика нарушений развития речи. Особенности речевого развития у детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы / под ред. академика РАН Н.Н. Володина и академика РАО В.М. Шкловского. – М.: Наука, 2015. – 57 c. 5. Арнаутова Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: dou4sun.ru›files/File…arnautova-family-kg.pdf (Дата обращения: 27.12.2022). 6. Бачина О.В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи / О.В. Бачина, Л.Н. Самородова. – М.: Сфера, 2009. – 180 с. 7. Боровцова Л.А. Организация и содержание логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении / Л.А. Боровцова. – Тамбов: Пролетарский светоч, 2007. – 80 с. 8. Бруно Е.В. Научно-доказанные формы и виды логопедической работы по преодолению нарушений плавности речи у детей в США / Е.В. Бруно // Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза: ст. в сб. тр. конф. – Саратов: Саратовский источник, 2017. – С. 244-257. 9. Вакуленко Л.С. Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников в условиях детского сада / Л.С. Вакуленко // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – С. 33-36. 10. Геберт Н.А. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями как условие успешной социализации дошкольников с речевыми нарушениями / Н.А. Геберт // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № Т35. – С. 35-38. 11. Заичкина О.И. Составляющие ИКТ-компетентности педагога / О.И. Заичкина // Развитие ребенка в условиях ИКТ насыщенной образовательной среды: ст. в сб. тр. конф. – М.: ИИУ МГОУ, 2016. – С. 10–15. 12. Закота Е.В. Формы речи: диалогическая и монологическая речь / Е.В. Закота // Язык: категории, функции, речевое действие: ст. в сб. тр. конф. – Москва: Издательство ГСГУ, 2017. – С. 90-93. 13. Иванова В.В. Теоретические и методические вопросы формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста / В.В. Иванова // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – № 1 (18). – С. 148-151. 14. Ивкина А.С. Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми / А.С. Ивкина, Л.А. Боровцова // Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации: ст. в сб. тр. конф. – Орехово-Зуево, 2022. – С. 287-292. 15. Иншакова О. Альбом для логопеда. – М.: Владос, 2020. – 279 с. 16. Казакова А.Н. Традиционные и современные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями при решении задач коррекции речевого развития дошкольников / А.Н. Казакова // Коррекционно-развивающая среда и инклюзивная практика помощи детям с ограниченными возможностями здоровья: ст. в сб. тр. конф. – Новосибирск, 2021. – С. 45-50. 17. Кашапова Л.Я. Организация взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с общим недоразвитием речи III уровня / Л.Я. Кашапова // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы: ст. в сб. тр. конф. – Барнаул: АГПУ, 2017. – С. 34-36. 18. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации. – Москва: ТЦ Сфера, 2010. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: nsportal.ru›…2018/10/19/rabota_dou…metodicheskie… (Дата обращения: 27.12.2022). 19. Королькова И.Е. Особенности взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы / И.Е. Королькова, Э.А. Петросян // Аспирант. – 2019. – С. 53-55. 20. Крылова Е.С. Направляющая роль логопеда с семьей неговорящего ребенка в рамках реабилитационного центра // Вопросы педагогики. – 2023. – № 1-1. – С. 59-61. 21. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 680 с. 22. Львова Ю.А. Особенности взаимодействия учителя-логопеда и родителей в условиях дистанционной работы / Ю.А. Львова, Т.М. Ташина // Материалы международной студенческой научной конференции «студенческий научный форум»: ст. в сб. тр. конф. – Саратов: ООО «Евроазиатская научно-промышленная палата», 2021. – С. 69-71. 23. Майданкина Н.Ю. Подходы к проблеме взаимодействия логопеда с родителями детей, имеющих риск возникновения нарушений речи / Н.Ю. Майданкина, Н.В. Шмакова // Интеграция педагогической науки и практики в контексте вызовов XXI века: ст. в сб. тр. конф. – Калуга, 2022. – С. 332-338. 21 24. Масловская З.А. Зарубежный опыт по взаимодействию педагогов с семьей в процессе развития детей раннего возраста / З.А. Масловская // Педагогические науки: актуальные вопросы теории и практики: ст. в сб. тр. конф. – Пенза: Наука и Просвещение, 2022. – С. 63-68. 25. Морозова А.Ю. Заикание. Направления совместной работы учителя-логопеда и родителей детей, страдающих от заикания / А.Ю. Морозова // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 23. – С. 1793-1811. 26. Морозова Ж.В. Понятие «связная речь» и ее значение для развития детей старшего дошкольного возраста / Ж.В. Морозова // Педагогический опыт: от теории к практике: ст. в сб. тр. конф. – Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2019. – с. 116-118. 27. Насибуллина А.Д. Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья как актуальное направление инклюзивной практики / А.Д. Насибуллина, Э.Ш. Шаукенова // Актуальные проблемы теории и практики инклюзивного образования: ст. в сб. тр. конф. – Республика Казахстан, Уральск.: Издательство Западно-Казахстанского универ-та им. М. Утемисова, 2016. – С. 135-137. 28. Никуличева Н.В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практ. пособие / Н.В. Никуличева. – М.: Федеральный институт развития образования, 2016. – 72 с. 29. Никуличева Н.В. Использование элементов дистанционного обучения в дошкольном образовании / Н.В. Никуличева // Развитие ребенка в условиях ИКТ насыщенной образовательной среды: ст. в сб. тр. конф. – М.: ИИУ МГОУ, 2016. – С. 30–32. 30. Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей / Е. Перчаткина // Дошкольное воспитание. – 2008. - №10. – С. 102-108. 31. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». База «Российское законодательство». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (Дата обращения 26.12.2022). 32. Саввиди М.И. Особенности взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы / М.И. Саввиди // Science Time. – 2017. – № 10 (22). – С. 314-317. 33. Середина Е.В. Роль семьи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими нарушения в развитии // Наука через призму времени. – 2017. – № 9 (9). – С. 270-272. 34. Скитская Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в дошкольной образовательной организации как метод взаимодействия с семьей / Л.В. Скитская, Ю.И. Щербаков // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 5 (72). – С. 62-65. 35. Скоркина К.А. Мультипликация как средство коррекции коммуникативно- речевых нарушений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / К.А. Скоркина, И.А. Ахметшина // Студенческие научные достижения: сборник статей II Международного научноисследовательского конкурса. – Пенза: Наука и Просвещение, 2019. – С. 277-280. 36. Ташина Т.М. Логопедическая работа в режиме онлайн / Ю.А. Львова, Т.М. Ташина // Фундаментальные и прикладные исследования в науке и образовании: ст. в сб. тр. конф. – Уфа: OMEGA SCIENCE, 2020. – С. 201–204. 37. Ткачева В.В. Взаимодействие с родителями как условие успешной коррекции речевых нарушений дошкольников // Прикладная психология на службе развивающейся личности: ст. в сб. тр. конф. – Коломна, 2019. – С. 179-182. 38. Шумилова Е.А. Родители и учителя-логопеды в системе инклюзивного взаимодействия / Е.А. Шумилова // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. – 2021. – № 1 (13). – С. 64-69. 39. Klatte IS., Harding S., Roulstone S. Speech and language therapists' views on parents' engagement in Parent-Child Interaction Therapy (PCIT). - Int J Lang Commun Disord. – 2019 Jul [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/30729613/ (Дата обращения: 03.02.2022). 40. Melvin K., Meyer C., Scarinci N. What does «engagement» mean in early speech pathology intervention? A qualitative systematised review. – Disabil Rehabil. – 2020 Sep [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/30720352/ (Дата обращения: 03.02.2022). 41. Melvin K., Meyer C., Scarinci N. What does a family who is «engaged» in early intervention look like? Perspectives of Australian speech-language pathologists. – Int J Speech Lang Pathol. – 2021 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/ (Дата обращения: 03.02.2022). 42. Public Health England. Feasibility Study: developing capability for population surveillance using indicators of child development outcomes aged 2 to 2 and a half years. – 2018 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://assets.publishing.service.gov.uk (Дата обращения: 03.02.2022). 43. Sugden E., Baker E, Munro N., Williams AL., Trivette CM. An Australian survey of parent involvement in intervention for childhood speech sound disorders – Int J Speech Lang Pathol. – 2018 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/28816080/ (Дата обращения: 03.02.2022).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Организация и методика криминологических исследований
Количество страниц:
30
Оригинальность:
66%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Криминология
дипломная работа
Анализ вероятности банкротства экономического субъекта
Количество страниц:
65
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Экономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image