ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ, БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НОРМОЙ. 3
1.1. Понятие «дети, без попечения родителей» их личность и характеристика в литературе 3
1.2. Психолого-педагогическая особенности детей, оставшихся без попечения, с интеллектуальной нормой 6
1.3. Формирование личностных особенностей у детей, оставшихся без попечения родителей, с интеллектуальной нормой 9
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей, оставшихся без попечения родителей, с умственной отсталостью
2.2. Анализ нормативной документации по изучению понятия «личностные особенности» у детей, оставшихся без попечения родителей, с умственной отсталостью
2.3. Специфика формирования личностных особенностей у детей, оставшихся без попечения родителей с умственной отсталостью
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 24
ПРИЛОЖЕНИЯ 29
Читать дальше
Цель исследования достигнута, мы определили специфику развития личности у детей с особенностями и то, как это отражается на их возможности коммуницировать с социумом, а также воспринимать информацию.
В работе дано определение основных понятий по теме, описаны психологические и поведенческие характеристики детей ОБПР с умственной отсталостью. Показано как наличие обоих обстоятельств влияет на жизнь и самоопределение ребенка.
Проанализирована изученность проблемы, представлены результаты наиболее интересных, по нашему мнению, исследований по рассматриваемой тематике. Сделаны выводы по каждому разделу настоящего исследования.
Образ жизни детей ОБПР, в особенности, с нарушениями интеллектуального развития приводит к очень печальным последствиям, дети не могут развиваться, реализуя имеющийся у них потенциал, качество их жизни очень низкое. Им недостает внимания, нет в достаточной мере индивидуального подхода к их обучению, бытовой адаптации, развития навыков коммуникации, выстраивания связей и доверительных отношений, всех тех аспектов, без которых невозможно гармоничное становление личности.
Особое значение в вопросах психоэмоциональных свойств индивидуальности детей ОБПР важнейшую роль играет депривация. Различные виды депривации – проявления эмоциональных, волевых, коммуникативных и других нарушений, разнообразные поведенческие отклонения, оказывают негативное влияние на психическое развитие детей с интеллектуальной отсталостью и снижают возможности включения в социум.
Также в работе поднимается вопрос социальной адаптации воспитанников учреждений с умственной отсталостью. С одной стороны, всесторонне пропагандируется идея активного внедрения детей с особенностями развития в школьные коллективы, но при этом, это может представлять опасность для эмоционального развития детей. В работе приведены пояснения по какой причине к такой адаптации надо подходить с осторожностью и почему она требует всестороннего сопровождения компетентного взрослого. Приведена законодательная база, анализ которой также указывает на то, насколько многоуровневая и сложно структурированная оказывается проблема интеллектуального развития и социальной адаптации детей с особенностями развития. Обучение детей с отставаниями в развитии должно включать в себя не только освоение образовательной программы с корректировкой на возможности обучаемого, но и постоянную положительную мотивацию, учебно-игровую деятельность, развитие навыков межличностного общения, посредничество взрослых в разрешениях конфликтов и разъяснении сторонам их реакций и эмоций.
Сочетание двух негативных факторов, влияющих на развитие личности, приводят к тому, что во взрослой жизни, бывшие воспитанники интернатов так и не справляются с обычным ритмом жизни. Они часто попадают под негативное влияние, их легко обмануть, и при этом, воспитание в детских домах взращивает в них инфантильность и полное отсутствие силы воли.
Детям, оставшимся без попечения родителей, тем более имеющим отклонения в интеллектуальном развитии, необходима постоянная поддержка со стороны государства и социальных служб.
Читать дальше
1. Барабанов Р.Е., Мисоченко М.С. Социальная адаптация воспитанников детских домов как социально-психологическая проблема современности// Pedagogy & Psychology. Theory and practice. 2017. No 2(10)
2. БонжаревскаяЕ.Ф.Теория и практика личностно ориентированного образования// Педагогика. 2013. No 5. С. 19–22
3. Дети в трудной жизненной ситуации: преодоление социальной исключенности детей-сирот // Аналитический доклад. М.: Фонд поддержки детей, находящихся в труд- ной жизненной ситуации, 2012. С. 7–11
4. Женжера, О. В. Развитие волевых качеств личности у детей с умственной отсталостью средствами продуктивных видов деятельности / О. В. Женжера // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. – 2020. – № 3(32). – С. 25-28.
5. Классификация болезней в психиатрии и наркологии / Под ред. М. М. Милевского. М., 2003.
6. Магжанова, А. М. Теоретическое обоснование проблемы взаимосвязи самооценки личности с мотивацией избегания неудач у детей младшего школьного возраста с умственной остатлостью / А. М. Магжанова // МОЛОДЫЕ УЧЁНЫЕ РОССИИ : сборник статей XIV Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 23 августа 2022 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 119-121.
7. Михайлов В.В. Организационно-педагогические условия индивидуального развития личности воспитанников детского дома-школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2009. 40 с.
8. Михайлов В.В. Особенности допрофессиональной и профессиональной подготовки детей-сирот // Комплексное сопровождение детей-сирот / под науч. ред. Л.М. Шипицы- ной. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2003. С. 71–73
9. Нечаева, А. М. О Федеральном законе "Об опеке и попечительстве" / А. М. Нечаева // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2009. – № 7. – С. 85-90.
10. Осипова, Ю. С. Специфика психического развития детей, оставшихся без попечения родителей / Ю. С. Осипова // Психология и педагогика образования будущего : Материалы международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов, Ярославль, 13 февраля – 25 2017 года / Под. ред. Л.В. Байбородовой, Н.В. Нижегородцевой. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2017. – С. 147-149.
11. Попова Н. Т. Культурологические аспекты развивающей педагогики // Постижение культуры: Ежегодник. Вып. 11. М., 2021 -304 с.
12. Серкина, А. В. Взаимодействие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и глубокой степенью умственной отсталости с разными взрослыми в условиях учреждения для детей-сирот / А. В. Серкина, С. И. Груничева, И. А. Мещерякова // Дефектология. – 2017. – № 5. – С. 45-52.
13. Старчикова, Н. А. Психолого-педагогическое сопровождение развития эмоциональной сферы личности младших школьников с умственной отсталостью в условиях школы-интерната / Н. А. Старчикова, Е. А. Макеева // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества : Научные статьи XIII Международной научно-практической конференции, Рязань, 13–15 октября 2022 года / Под общей редакцией Л.А. Байковой, Н.В. Евтешиной, Н.А. Фоминой. – Рязань: Индивидуальный предприниматель Жуков Виталий Юрьевич, 2022. – С. 246-250.
14. Стребелева, Е. А. Ранняя диагностика умственной отсталости Е. А. Стребелева // Дефектология. – 1994. – No 1. – С. 53- 59
15. Татаринцева, Е. А. Особенности правового статуса лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Е. А. Татаринцева // Социально-юридическая тетрадь. – 2020. – № 10. – С. 90-101
16. Щербакова, А. М. Дискуссионные вопросы развития личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью / А. М. Щербакова, А. Ю. Шеманов // Психологическая наука и образование. – 2010. – Т. 15, № 2. – С. 63-71.
17. https://istmat.org/node/31624 - дата обращения: 19.03.23
Читать дальше