Великая Французская революция выступает ключевым моментом в истории Франции, который навсегда заключится в памяти общества. С 1994 по 1999 гг. Франция пережила множество переворотов, кровопролития и смены политического режима. Проанализировав деятельность ключевых фигур в данном событии (Ж.Ж. Дантона, Ж.-П. Марата и М. Робеспьера), можно смело сказать, что деятельность каждого из них имеет огромный вес в истории республики, а также в изучаемом нами событии.
Главной задачей лидеров противостоящих партий выступало свержение старых устоев общественной жизни и введение демократического политического режима. Основным источником своих действий они считали народ. Однако, не смотря на общую цель, каждая политическая партия использовала радикально разные методы борьбы. Ж. Ж, Дантон являлся предводителем, который основывался на ведении умеренной борьбы и был готов к компромиссам и переговорам. Принято считать, что он Дантон является отцом французской демократии.
В связи со своими блестящими ораторскими навыками и внешности обычного крестьянина Ж. Ж. Дантон располагал к себе как лица, относящиеся к третьему сословию, так и обычный народ. Именно в период его правления, республика максимально была приближена к демократической политики.
После установления якобинской диктатуры Ж.Ж. Дантон совершенно точно понял, что их методы достижения цели неприемлемы, т.к. в ходе ее проведения страдали обычные граждане. Лидер стал ощущать усталость от производимого якобинцами насилия. Считал, что свободы и права граждан не могут быть достигнуты подобными методами. О считал, что для народа нужно предоставить милосердие. Однако после возникших разногласий между двумя лидерами партий Дантона казнили.
Лидеры якобинского движения имели противоположно е мнение. Они считали, что свободу для простого народа можно получить исключительно насильственными методами. Иначе ущемляемый народ ничего не добьется. Ж.-П. Марат получил положение глашатаго революционных действий. Он разоблачал в своих письмах и памфлетах любого, кто не соответствовал положениям о проводимой ими революции. А М. Робеспьер осуществлял распространение своих принципов к народу с политических трибун.
Основной методикой для достижения, поставленной задачи, якобинцев стал жестокий террор, направленный на оппозиционные группы, к 1794 году противниками и предателями стали считаться и сторонники Дантона. Якобинцы были абсолютно убеждены в верности своего подхода, вплоть до своей погибели.
Рассматривая исторические этапы процесса конструирования образов в массовом сознании Ж.Ж. Дантона, Ж.-П. Марата и М. Робеспьера, было отмечено, что во Франции, как ни в одной другой стране мира, выделяется связь между историей и нацией. Интерес к Великой французской революции имел высокую степень при усилении левых тенденций в политике: в преддверии революции 1848 г., при формировании Третьей республики, в 30-е гг. ХХ в., когда возникла угроза фашизма, в 1960-е г., кульминацией которых стало движение «Красного мая».
Отечественная историография долгое время не придавала особого внимания произошедшей во Франции Великой революции, что обуславливалось жесткой идеей монархизма и цензурой. Однако после Октябрьской революции отечественные историки особо заинтересовались данным событием. Основное внимание историки уделяли левому периоду, т.е. изучали аспекты якобинской диктатуры, деятельность ее лидеров и проводимую ими политику. В период Перестройки в нашей стране историография имела тенденцию развития по мировому направлению. Таким образом, важно сказать о том, что с появлением ревизионизма в изучении Великой французской революции нельзя отметать прежние достижения науки.
Речь должна идти лишь о различном понимании и о различных подходах к событиям. Рассмотрев проявление образов Ж.Ж. Дантона, Ж.-П. Марата и М. Робеспьера в культуре и искусстве, как части массового сознания, можно сказать, что художественная литература, кино, живопись, скульптура, топонимика являются показателями социальной реальности того или иного периода.
Они вели поиск параллелей и опыта. Как правило, их творению предшествовала серьезная исследовательская работа.
Многие деятели искусства и кино в своих трудах активно пытались передать связь аспектов современных политических и социальных кризисов и кризисов, присущих Франции в период Великой революции. Они пытались отыскать параллели и найти определенный опыт. Для этого деятелям было необходимо тщательно изучить и проанализировать рассматриваемый, в своих работах, период.
Также, рассматривая Ж.Ж. Дантона, Ж.-П. Марата и М. Робеспьера, писатели и создатели кино стремились показать путь умеренный и путь радикальный, выявить, какой их них был более приемлем, высказывая свою точку зрения посредством искусства.
Конструирование образов лидеров якобинцев в массовом сознании в художественном искусстве особенно интересно. У художников наблюдается постепенный переход от стремления показать значимость Ж.Ж. Дантона, М. Робеспьера и Ж.-П. Марата для революции к рассмотрению их характера, достоинств и пороков. Скульптура и топонимика сыграли важную роль в «узнавании» имен деятелей французской революции обычными жителями городов Франции и нашей страны.
Формирование образов Ж.Ж. Дантона, Ж.-П. Марата и М. Робеспьера происходило под влиянием динамично развивающегося политического пространства XIX в. и новейшего времени. В массовом сознании и в истории они приобрели уникальность и многогранное символическое значение.