Введение 3
1. Общая характеристика дошкольного возраста 4
1.1. Периодизация дошкольного возраста 4
1.2. Дошкольный возраст как этап психического развития 6
2. Характеристика современных проблем дошкольного возраста 10
2.1. Проблема компьютерной активности в дошкольном возрасте 10
2.2. Специфика развития памяти в дошкольном возрасте в условиях цифровизации 12
Заключение 15
Список литературы 16
Читать дальше
Таким образом, цель и задачи, поставленные в данной курсовой работе, были успешно выполнены. По итогам курсовой работы можно сделать следующие выводы:
Дошкольный возраст является важнейшим этапом психического развития ребенка в определенном возрастном диапазоне 3-7 лет. Анализ современных научных трактовок психического развития ребенка дошкольного возраста позволяет рассматривать данный процесс как овладение культуросодержащими смыслами человеческой деятельности, с одной стороны, и как процесс обогащения человеческой культуры развивающейся субкультурой детства. Данные взаимосвязанные аспекты определяю вектор трансформации практик дошкольного образования в направлении создания условий самодвижения ребенка культуросообразным целям, определяемым пересечением сфер его индивидуального и социального развития. Каждая образовательная ситуация должна сочетать поле развития и поле саморазвития ребенка, интегрируя активность ребенка и взрослого, создавая культурные практики, основанные на актуальных и потенциальных тенденциях саморазвития ребенка и приводящие к приобретению им позитивного жизненного опыта на основе субъектной активности.
Данные, полученные в результате исследований, свидетельствуют о том, что современные дети начинают взаимодействовать с гаджетами с раннего возраста. Они оказывают влияние на память и развитие ребенка. К трем годам уже половина детей может самостоятельно играть на смартфоне или планшете или смотреть мультфильмы, а со временем компьютерная активность дошкольника только увеличивается. Это может оказывать негативное влияние на процессы психического развития дошкольников. В целом, цифровизация семейной микросреды задает новый вектор развития системы воспитания, актуализируя как новые возможности, так и новые риски для детей дошкольного возраста.
Читать дальше
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. – 2013. – № 265.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1999. – 672 с.
3. Алмазова О.В. Образовательная среда и эмоционально-личностное развитие дошкольников / О.В. Алмазова, А.К. Белолуцкая, Д.А. Бухаленкова // Вопросы психологии. – 2019. – № 1. – С. 40-51.
4. Алмазова О.В. Современное дошкольное образование в России: взгляд изнутри // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. – 2019. – №2. – С. 45-62. https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-doshkolnoe-obrazovanie-v-r-ossii-vzglyad-iznutri (дата обращения: 25.03.2023).
5. Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. – В кн. Диалектика познания и сознания. Ученые записки Ивановского пед. ин–та. – Иваново: Изд–во пед. ин–та, 1973. – 109 с.
6. Белкина В.Н. «Психология раннего и дошкольного детства» Учебное пособие для высшей школы. – М.: Академический проспект, 2005. – 253 с.
7. Божович Л.Н. Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Статут, 2003. – 212 с.
8. Васильева О.С. Возрастная периодизация двух жизненных циклов детства и старости // Мир науки. Педагогика и психология. – 2017. – №6. – С. 1-7.
9. Веракса Н.Е. Взаимосвязь эмоционального и когнитивного развития детей дошкольного и школьного возраста: обзор исследований / Н.Е. Веракса, А.К. Белолуцкая // Вопросы психологии. – 2019. – № 5. – С. 132-142.
10. Веракса А.Н. Особенности использования цифровых устройств современными дошкольниками / А.Н. Веракса, Д.А. Бухаленкова, Е.А. Чичинина, О.В. Алмазова // Социологические исследования. – 2020. – № 6. – С. 82-92.
11. Волков Б.С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2005. – 668 с.
12. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. – 1972. – № 2. – С. 114-123.
13. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Издательство Смысл, 2005. – 512 с.
14. Демешина А.Р. Проблемы развития познавательной сферы дошкольников в современной педагогической психологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 12. – С. 19-22.
15. Захарова А.В. Особенности использования компьютерных игр в образовательной работе с детьми дошкольного возраста // Скиф. – 2022. – №5 (69). – С. 274-300.
16. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2008. – 176 с.
17. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений, 15-е издание. – М.: Академия Москва, 2015. – 656 с.
18. Панченко А.В. Исследование познавательного развития ребенка в дошкольном возрасте // Инновационная наука. – 2022. – №11-1. – С. 105-108.
19. Саломатова О.В. Компьютерная активность и особенности игровой деятельности в дошкольном возрасте. Психолого-педагогические исследования. – 2022. – Том 14. № 1. – С. 136-147. [Электронный ресурс] – URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2022_n1/Salmatova (дата обращения: 25.03.2023).
20. Смирнова Е.О. Связь игровой деятельности дошкольников с показателями познавательного развития // Культурноисторическая психология. – 2018. – Т. 14. № 1. – С. 4-14.
21. Смирнова Е.О. Виртуальная реальность в дошкольном детстве // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей и материалов Международной конференции. Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2018. – С. 364-369.
22. Толстых Н.Н. Социальная детская психология. Учебное пособие / Н.Н. Толстых, И.Ю. Кулагина, Е.В. Апасова. – М.: Академический Проект, 2019. – 174 с.
23. Узнадзе Д.Н. Периодизация детского возраста // Культурно-историческая психология. – 2013. – Том 9. № 3. – С. 121-124. [Электронный ресурс] – URL: https://psyjournals.ru/journals/chp/archive/2013_n3/63000 (дата обращения: 25.03.2023).
24. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. – 2-е издание – М.: Издательский цент «Академия», 2001. – 336 с.
25. Чернобровкин В.А. Использование образовательной робототехники в сфере дошкольного образования // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 11-1. – С. 205-209.
26. Шалагинова К.С. Особенности развития памяти старших дошкольников – представителей цифрового поколения / К.С. Шалагинова, Е.В. Декина // Психолого-педагогические исследования. – 2022. – Том 14. № 4. – C. 52-66. [Электронный ресурс] – URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2022_n4/Shalaginova_Dekina (дата обращения: 25.03.2023)
27. Шишова Е.О. Влияние типа образовательной среды на психическое развитие дошкольников Психолого-педагогические исследования. – 2021. – Том 13. № 1. – С. 84-100. [Электронный ресурс] – URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2021_n1/Shishova (дата обращения: 25.03.2023).
28. Шур С.Е. Детско-взрослое взаимодействие: направленность детской инициативы Психологическая наука и образование. – 2022. – Том 27. № 1. – С. 82-91.
29. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. – №24. – С. 6-20.
Читать дальше