Введение 3
1. Теоретические основы изучения проблемы конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста 5
1.1 Понятие конфликта, его психологическая характеристика и причины возникновения 5
1.2 Особенности детских конфликтов в старшем дошкольном возрасте 10
1.3 Создание условий для развития навыков бесконфликтного поведения детей 16
2. Опытно-экспериментальные исследования развития навыков бесконфликтного поведения средствами игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста 21
2.1 Выявление уровня конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста 21
2.2 Развитие навыков бесконфликтного поведения старших дошкольников в игровой деятельности 27
2.3 Оценка эффективности организации игровой деятельности для развития навыков бесконфликтного поведения 40
Заключение 44
Список литературы 46
Приложение 1 51
Читать дальше
Целью данного исследования является выявление психолого-педагогических условий профилактики конфликтного поведения у детей дошкольного возраста.
Поставленная цель требовала решения следующих задач:
1) Разработать понятие конфликта, его характеристики и психологические причины.
2) Выявить особенности детской конфликтности в более старшем дошкольном возрасте.
3) Провести эмпирическое исследование по определению уровня конфликтности у детей дошкольного возраста.
4) Разработка системы занятий по бесконфликтному поведению в азартных играх.
5) Определить эффективность системы занятий по обучению навыкам неконфликтного поведения в азартных играх.
Для решения задач были проведены обзорно-реферативные работы, где были рассмотрены следующие моменты:
- понятие конфликта, его характеристики и причины;
- особенности конфликтности у старших дошкольников;
- условия формирования бесконфликтного поведения у старших дошкольников.
Проделанная работа позволяет говорить об актуальности проблемы формирования навыков неконфликтного поведения у дошкольников. В психолого-педагогической литературе под конфликтом понимается форма социального взаимодействия двух или более субъектов, возникающая в результате несовпадения желаний, интересов, ценностей или представлений. Причинами возникновения конфликтов могут быть безынициативность ребенка в контактах со сверстниками, отсутствие эмоциональных устремлений между играющими, различные способности и навыки. Соответственно, каждый по-своему отвечает требованиям учителя и одноклассников и формирует отношение к себе.
Был организован начальный этап экспериментального исследования. Выявление уровня развития конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста осуществлялось на основе выделения следующих показателей: проявления отклонений в поведении детей во время игры; отношение ребенка к конфликтной ситуации.
Необходимость работы по формированию навыков бесконфликтного поведения у старших дошкольников подтверждается результатами этапа обследования (у большинства детей выявлено высоко- и среднеконфликтное поведение).
По полученным результатам и выводам в ходе опытно-экспериментальной работы, можно с уверенностью сказать, что развитие навыков бесконфликтного поведения у дошкольников в игровой деятельности будет успешным, если при разработке занятий учитывать педагогические и психологические особенности дошкольников; факторы, влияющие на возникновение конфликтов; применять эффективные методы и способы. Что, собственно, и доказывает выдвинутую гипотезу в исходном положении.
Читать дальше
1. Авдулова Т.П. Психология игры: учебное пособие / Т.П. Авдулова. - 2-е изд., испр. и доп. - Сер. 58 Бакалавр. Академ. курс. - М.: Юрайт, 2019. - с. 232.
2. Андрущенко Т.Ю. Возрастная психология и возрастные кризисы: кризис развития ребенка семи лет: учебное пособие / Т.Ю. Андрущенко, Г.М. Шашлова. - 2-е изд., испр. и доп. - Сер. 76. - М.: Юрайт, 2020. - с. 103.
3. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебное пособие / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. - М.: КноРус, 2020. - с. 266.
4. Асадов А.Н.О. Конфликтология: учебное пособие / А.Н.О. Асадов. - СПб: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2018 - с. 146.
5. Ахмадуллина А.А. Проект по воспитанию гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр / А.А. Ахмадуллина // Студенческий вестник. - 2022. - № 38-1 (230). - с. 13-15.
6. Бабаева Т.И. Социально-эмоциональное развитие старшего дошкольника: учебное пособие / Т.И. Бабаева, Л.С. Римашевская. - 1-е изд. - Сер. 76. - М.: Юрайт, 2021. - с. 111.
7. Бадмаев Э.Б. Педагогический потенциал национальных игр в физическом воспитании детей / Э.Б. Бадмаев, Д.В. Бачаев, Я.Б. Аппаева // Kant. - 2019. - № 2 (31). - с. 13-17.
8. Белинская А.Б. Педагогическая конфликтология: учебное пособие / А.Б. Белинская. - 2-е изд. - Сер. 76. - М.: Юрайт, 2020. - с. 357.
9. Боброва Н.А. Конфликт интересов: правоприменение и конфликтология: Т.5 / Н.А. Боброва // Правоприменение. - 2021. - № 4. - с. 89-99.
10. Букреева Е.А. Предупреждение и способы разрешения конфликтов у дошкольников / Е.А. Букреева, С.А. Белокопытова, О.В. Малышева, Т.В. Труфанова // Молодой ученый. - 2018. - № 19 (205). - с. 185-187.
11. Бунтовский С.Ю. Конфликтология: учебное пособие / С.Ю. Бунтовский, Л.Л. Бунтовская, Т.В. Петренко. - 2-е издание, перераб. и допол. - Сер. 76. - М.: Юрайт, 2020. - с. 144.
12. Газизова Ф.С. Театрализованные игры как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста / Ф.С. Газизова, И.С. Баранова, О.В. Терехина // Студенческий вестник. - 2019. - № 21-1 (71). - с. 50-51.
13. Ганюк И.Ю. Профилактика и коррекция психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста / И.Ю. Ганюк // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2018. - № 7. - с. 238-239.
14. Говенко Ю.А. Роль игры в воспитании общения у детей дошкольного возраста / Ю.А. Говенко, Э.С. Таболова // Университетская наука. - 2021. - № 2 (12). - с. 143-146.
Читать дальше