Важнейшим направлением деятельности любого государственного органа является кадровая работа. Данное утверждение справедливо для всех без исключения органов государственной власти и органов местного самоуправления: важность и необходимость грамотно выстроенной работы по поиску и развитию их кадрового потенциала давно осознаны и описаны в доктрине. При этом исследователи, как правило, уделяют большую часть своего внимания проблемам кадрового обеспечения органов исполнительной власти, отмечая, что в последнее время наблюдается устойчивая тенденция усиления роли органов и институтов исполнительной власти в современных государствах.
Между тем для развитого правового государства значение судебных органов, осуществляющих правосудие и выполняющих контрольные функции по отношению к двум другим ветвям власти, ничуть не меньше, чем значение исполнительных органов. В этой связи роль кадровой работы в организации судебной деятельности также трудно переоценить. При этом кадровое обеспечение судебных органов имеет существенные особенности, вызванные прежде всего спецификой правового статуса судов. Как справедливо указано в научной литературе, обособленность судебной власти заключается в том, что суды образуют самостоятельную систему государственных органов, организационное обеспечение деятельности которых происходит через органы судебной власти. Взаимодействие судебной власти с другими ветвями власти осуществляется в пределах и на основании законов, гарантирующих независимость судов и судей.
Необходимо отметить, что основной ценностью кадрового обеспечения судебной деятельности, предопределяющей его содержание, является направленность на осуществление независимого и беспристрастного правосудия, соблюдение установленных гарантий независимости и самостоятельности судебных органов и статуса судей в Российской Федерации. Отечественное законодательство о судебной системе относит кадровое обеспечение судебной деятельности к разновидности организационного обеспечения деятельности судов, под которым, в свою очередь, понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.
Примечательно, что кадровое обеспечение судебной деятельности нашло свое отражение в законодательстве, что еще раз показывает важность данной работы. Вместе с тем объединение мероприятий кадрового характера в одну группу с финансовыми, материально-техническими и информационными также представляется оправданным, поскольку они объединены общей целью - обеспечение независимости и самостоятельности судебной власти - и находятся между собой в обширной взаимосвязи. Кроме того, осуществление указанных мероприятий является для судов, безусловно, несвойственной функцией, не связанной напрямую с осуществлением правосудия. Для выполнения данных функций в составе арбитражных судов и судов общей юрисдикции действуют аппараты судов, которые осуществляют организационное обеспечение деятельности судов по осуществлению правосудия.
Вместе с тем в соответствии с положениями действующего законодательства о судах общей юрисдикции и арбитражных судах кадровая работа не относится к функциям аппаратов данных судов, как, например, материально-техническое обеспечение суда или социально-бытовое обслуживание его сотрудников. Данное обстоятельство представляется упущением законодателя: нельзя утверждать об отсутствии взаимосвязи кадровой работы и осуществления правосудия. Как было отмечено выше, данная работа направлена в первую очередь на обеспечение независимости и самостоятельности судебных органов, сохранение и дальнейшее развитие высокого профессионального уровня судей и государственных служащих судов. Полагаем, что без выполнения указанных задач качественное осуществление правосудия не представляется возможным. Кроме того, отбор сотрудников аппарата суда, развитие их кадрового потенциала и карьерного роста также являются важной частью кадровой работы и имеют существенное значение для надлежащего осуществления правосудия.
В научных исследованиях под мероприятиями по кадровому обеспечению судебных органов понимают определение потребностей судов в кадрах; отбор и подготовку кандидатов на должности судей; взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов; ведение статистического и персонального учета судей и работников аппаратов судов; информационно-правовое обеспечение судов; методическое и организационное обеспечение психологического сопровождения судебной деятельности; создание нормативной базы прохождения государственной гражданской службы в федеральных судах; контроль исполнения законов и нормативных актов о государственной гражданской службе; аттестацию государственных гражданских служащих и присвоение им классных чинов; мобилизационную работу; работу по защите государственной тайны и секретного делопроизводства; наградную работу.
Указанный перечень представляется достаточным. Вместе с тем при анализе перечисленных мероприятий можно заметить, что их абсолютное большинство выполняется непосредственно кадровыми подразделениями соответствующих федеральных судов. Кроме того, кадровая работа, проводимая непосредственно Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации (в частности, отбор и подготовка кандидатов на должности судей, нормативное регулирование кадровой деятельности судов, обеспечение работы Центральной наградной комиссии), также опирается на деятельность кадровых служб судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Организация кадровой политики в судебных органах также сопряжена с известными особенностями. Традиционно кадровое обеспечение судов рассматривается исследователями через призму отбора и подготовки кандидатов на должности судей. Вопросы пополнения судейского корпуса, совершенствования деятельности судов и органов судейского сообщества в указанной сфере являются предметом пристального изучения ученых-юристов. Вместе с тем, по нашему мнению, недостаточно освещено в литературе кадровое обеспечение судебных органов в сфере государственной гражданской службы.
Данная тема имеет большое значение для организации судебной деятельности, прежде всего ввиду непосредственного влияния государственных служащих, составляющих аппарат суда, на работу судов, в том числе и при осуществлении ими правосудия, а также по причине того, что на сегодняшний день работники аппаратов судов являются наиболее часто используемым резервом для отбора кандидатов на судейские должности. Таким образом, можно сказать, что, развивая кадровое обеспечение судов государственными служащими сегодня, государство улучшает качество судейского корпуса в будущем.
Дополнительной особенностью кадрового обеспечения аппаратов судов является трудность подбора высококвалифицированных кандидатов на должности государственных служащих вследствие невысокого денежного содержания, с одной стороны, и постоянным перемещением перспективных молодых людей в крупные города России. При таких обстоятельствах судам необходимо не только тщательно подходить к отбору сотрудников аппаратов судов, но и обращать пристальное внимание на их дальнейшее развитие, профессиональный и карьерный рост.