Таким образом, цель и задачи, поставленные в данной курсовой работе, были успешно выполнены. Так, целью курсовой работы являлся анализ участия прокуратуры в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
В соответствии с задачами курсовой работы, можно сформулировать следующие выводы:
1. Первой задачей являлось определение понятия координирующей функции прокуратуры. Нами было выявлено, что координационная деятельность органов прокуратуры имеет свою, достаточно длинную историю. Как отмечают ученые, еще в Российской империи существовала необходимость хотя бы в минимальной согласованности и координации деятельности правоохранительных органов – прокуратуры, полиции, судов.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. Борьба с преступностью является важнейшим направлением деятельности любого государства, для чего им и создаются правоохранительные органы. Координация их работы в противодействии преступности предполагает осуществление взаимосвязанной, взаимосогласованной деятельности правоохранительных органов по достижению ими общей цели. В целях повышения эффективности борьбы с преступностью необходима разработка и реализация согласованных мер и координационной деятельности.
Координация органами прокуратуры деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью есть согласование правоохранительной деятельности уполномоченных государственных органов, направленное на своевременное выявление, раскрытие, пресечение и предупреждение преступлений, устранение обстоятельств, способствующих их совершению, в целях укрепления законности и противодействия преступности, путем разработки и реализации совместных мероприятий по наиболее актуальным проблемам борьбы с преступностью в пределах компетенции каждого из ее участников. Она также представляет собой функциональную деятельность прокуроров по организации разработок и осуществлению согласованных действий правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Координационную деятельность можно также рассмотреть, как предусмотренное законом, объективно обусловленное, согласованное и постоянное взаимодействие в целях реализации участниками правоохранительной деятельности совместных мер по наиболее актуальным направлениям противодействия преступности и иным правонарушениям, под руководством соответствующей прокуратуры.
2. Второй задачей в курсовой работе являлось рассмотрение целей, задач и принципов координирующей деятельности прокуратуры. Так, нами было выявлено, что цели координационной деятельности учеными определяются по-разному (повышение эффективности борьбы с преступностью; укрепление законности и противодействие преступности; реализации совместных мер по наиболее актуальным направлениям противодействия преступности и иным правонарушениям). Задачи же, обеспечивающие достижение данной цели, следующие: своевременное выявление, раскрытие, пресечение и предупреждение преступлений; своевременное выявление и устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению.
Принципами реализации координирующей деятельности прокуратуры являются следующие: принцип соблюдения законности, принцип равенства всех участников координирующей деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий, принцип самостоятельности каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему законодательством полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведении мероприятий, принцип гласности, принцип ответственности руководителя каждого правоохранительного органа за выполнение согласованных решений.
3. Третья задача в курсовой работе – изучить координационные совещания как важнейшую форму координации деятельности правоохранительных органов. Нами было выявлено, что в целях обеспечения координации деятельности правоохранительных органов прокуроры созывают координационные совещания. В состав координационного совещания входят прокурор и руководители соответствующих правоохранительных органов или исполняющие их обязанности.
4. Последней задачей в курсовой работе являлось рассмотрение обмена информацией и планирование в координационной деятельности. Было выявлено, что на сегодняшний день взаимный обмен оперативной и прочей информацией о текущем состоянии преступности, а также законности – это важнейшая форма координационной деятельности российской прокуратуры. В свою очередь, планирование координационной деятельности всегда увязывается с существующими планами координационной деятельности правоохранительных органов на уровне Федерации и органов российских субъектов.
Таким образом, координация осуществляется в целях повышения активности борьбы с преступностью путем разработки и осуществления правоохранительными органами согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. По рассматриваемой проблеме среди ученых нет единого мнения. Еще больше вопросов и споров возникает при рассмотрении вопросов эффективности координационной деятельности.