Введение 3 Глава 1. Нейропсихология: основные понятия 6 1.1 Определение, задачи и подходы нейропсихологии 6 1.2 Методы и инструментарий используемые в нейропсихологии 9 Глава 2. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: основные понятия 14 2.1 Определение и диагностические критерии СДВГ 14 2.2 Особенности СДВГ у детей дошкольного возраста 18 Глава 3. Особенности нейропсихологии и ее методов при работе с дошкольниками с синдромом СДВГ 23 3.1 Практические упражнения и их эффективность 23 3.2 Результаты длительной терапии 30 Заключение 32 Список литературы 34

Нейропсихология в работе с дошкольниками с синдромам СДВГ

курсовая работа
Психология
35 страниц
55% уникальность
2023 год
39 просмотров
Малинкина М.
Эксперт по предмету «Нейропсихология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Нейропсихология: основные понятия 6 1.1 Определение, задачи и подходы нейропсихологии 6 1.2 Методы и инструментарий используемые в нейропсихологии 9 Глава 2. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: основные понятия 14 2.1 Определение и диагностические критерии СДВГ 14 2.2 Особенности СДВГ у детей дошкольного возраста 18 Глава 3. Особенности нейропсихологии и ее методов при работе с дошкольниками с синдромом СДВГ 23 3.1 Практические упражнения и их эффективность 23 3.2 Результаты длительной терапии 30 Заключение 32 Список литературы 34
Читать дальше
В настоящее время наблюдается тенденция распространения синдрома дефицита внимания и гиперактивности среди детей. Известно, что примерно 5% от общего количества детского населения имеют предрасположенность к данному нейроповеденческому расстройству. Следует отметить, что чаще всего диагностируется у мальчиков, чем у девочек в соотношении 2:1 [24]. Авторы недавнего мета-анализа подсчитали, что общая распространенность СДВГ среди детей во всем мире составляет 7,2%, по оценке данных репрезентативной выборки несколько выше, чем было от 8,7% до 15,5% [28]. На основе данных исследований, проводимых Американской ассоциации психологов, в 2016 году показывают, что 9,4% детей в США в возрасте от 2 до 17 лет когда-либо имели диагноз СДВГ, в том числе 2,4% детей в возрасте от 2 до 5 лет. В этом национальном исследовании 8,4% детей в возрасте от 2 до 17 лет в настоящее время имеют СДВГ, что составляет 5,4 миллиона детей. Среди детей и подростков с текущим СДВГ почти две трети принимали лекарства, и примерно половина проходила поведенческую терапию СДВГ в прошлом году. Почти четверть не получали ни одного из видов лечения СДВГ [29,23]. По результатам исследования было выявлено СДВГ проявляются в детстве, и у большинства детей с СДВГ симптомы и нарушения сохраняются в подростковом и взрослом возрасте.


На Work5 заказать курсовую срочно в спб - не проблема.


Согласно национальному исследованию 2014 года, средний возраст постановки диагноза составлял 7 лет, примерно у трети детей диагноз был поставлен до 6-летнего возраста. По мере того, как дети с СДВГ переходят порог подросткового возраста, их явные симптомы гиперактивности и импульсивности имеют тенденцию к снижению, в то время как симптомы невнимательности, как правило, сохраняются. Проблемы с обучением и речью являются общими сопутствующими состояниями при СДВГ как в детстве, так и в подростковом периоде [29]. Если рассмотреть труды отечественных авторов, Заваденко Н.Н. отмечает что примерно у 50% пациентов симптомы СДВГ, претерпевая определенную трансформацию, продолжают присутствовать и во взрослом возрасте. Следовательно, во многих случаях СДВГ характеризуется длительным, хроническим течением [7]. В исследуемой проблематике СДВГ, центральными становятся вопросы, что дети с нормальным уровнем интеллекта не могут адекватно обучаться. Кроме того, они входят в группу риска по развитию аддиктивных расстройств и асоциального поведения. Важным для исследования является положение о том, что на протяжении всей жизни, у людей с СДВГ проявляется склонность к развитию зависимостей. В различных исследованиях было продемонстрировано более раннее начало и более широкое употребление табака, алкоголя и запрещенных веществ у подростков с СДВГ по сравнению с контрольной группой, а также высокая распространенность злоупотребления наркотиками или зависимости (9–40%) во взрослом возрасте. Мета-анализ когортных исследований подтвердил, что детский СДВГ значительно увеличивает риск употребления никотина в среднем подростковом возрасте (ОШ: 2,36, 1,71–3,27) и риск алкогольного расстройства в юношеском возрасте (ОШ: 1,35, ДИ: 1,11–1,64) [20]. Актуальность проблемы сложно переоценить в связи с ростом числа детей с СДВГ в дошкольных образовательных учреждениях. Следует подчеркнуть, что актуальность вопроса курсовой работы связаны также с недостаточной разработанностью коррекционной работы с детьми, имеющими СДВГ. В связи с этим возникает особая необходимость в получении наиболее цельного представления об основополагающих дефектах СДВГ и нахождении путей их коррекции. Обобщая все вышесказанное, приходим к следующему выводу, что проявляющаяся гиперактивность не только индивидуально личностная проблема ребёнка и его семьи, но и серьёзный социальный феномен. Поведение, вызывающее осложнения в учебе и коммуникации гиперактивного ребёнка в детском возрасте, могут стать социально опасными в подростковом возрасте. Детям требуется своевременная, часто не только медицинская, но и психологическая, педагогическая помощь, предоставляющая поддержку, соразмерную способностям развития ребёнка, позволяющую осуществлять развитие и образование как на когнитивном, так и на социальном уровнях. На фоне этого очевидна необходимость выявления способов оптимизации процесса воспитания и обучения детей с трудностями в регуляции своего поведения. Объект исследования: дошкольники с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью Предмет исследования: Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Цель данного исследования: изучение проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста с точки зрения нейропсихологии. Задачи: 1. Теоретический анализ литературы по данной тематике. 2. Изучение нейропсихологических особенностей детей с СДВГ. 3. Определить диагностические критерии СДВГ 4. Формулирование интерпретации и выводов исследования. Методы исследования: теоретические, раскрывающие сущность изучаемых явлений, выявляющие закономерные связи и отношения.

Читать дальше
Все вышесказанное доказывает, что, исходя из нейропсихологического анализа, проявления СДВГ связаны с нарушениями на уровне всех блоков, начиная с энергетического и заканчивая лобными долями головного мозга, прежде всего префронтальной областью. Таким образом, начинать коррекцию необходимо с нарушений на энергетическом уровне, который связан с двигательными и эмоциональными особенностями. И только целенаправленная работа способна сгладить проявления СДВГ по мере созревания личности. Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность, что раннее выявление СДВГ и безотлагательное проведение коррекционных мероприятий с применением современных эффективных методов позволяют преодолеть многие трудности и достичь значительных результатов. Необходимыми условиями для этого являются своевременность, последовательность и достаточная продолжительность оказываемой помощи, но самое главное и родителям, и педагогам, работающим с детьми с СДВГ, никогда не следует терять взаимопонимания с ребенком и надежд на его успехи. Коррекция гиперактивного расстройства должна носить комплексный характер и объединять различные подходы, в том числе методы модификации поведения (специальные воспитательные приемы для родителей и педагогов), психолого–педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозное лечение [24]. В лечении подобных случаев много внимания уделяется тому, чтобы научить родителей контролировать поведение ребёнка и помочь ребенку развить уровень интеллекта, и лишь иногда нельзя обойтись без лекарств. Чаще всё перечисленное комбинируется для достижения лучшего результата. При реализации коррекционной методики учитывался тот факт, что коррекция будет эффективна лишь при условии тесного сотрудничества семьи и ДОО, которое обязательно должно включать обмен информацией между родителями, воспитателем и психологом посредством совместных бесед и лекций. Успех в коррекции будет гарантирован при условии поддержания единых принципов в отношении к ребёнку дома и в детском саду. Анализ полученных данных позволяет нам сделать вывод о важности выявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью в младшем дошкольном возрасте. Это позволяет составить благоприятный прогноз лечения и организовать комплексное (включая медикаментозную терапию и психотерапевтические методы) коррекционное воздействие, которое в свою очередь позволит ребёнку легче адаптироваться к школьной деятельности.
Читать дальше
1. Афанасенкова Н.В., Яблонская Т.В. Особенности ЭЭГ у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности/Альманах «Новые исследования». – М.: Вердана/. 2009, №2 (19), с.19-20 2. Ахутина Т. В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход/Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева - Академия Москва/, 2015. — 288 с. 3. Ворошнина, А.И. Санникова; сост. М.Н. Мальцева, Е.А. Кобялковская, А.Г. Гилева./Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет/, 2018. – 140 с 4. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии /Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт/, 2023. - 160 с 5. Глозман Ж. М., Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающие трудности в обучении - 4 изд. - /М.: Генезис/, 2018. - 336с. 6. Глозман Ж. М., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста. - /М.: Смысл/, 2018 - 180 с. 7. Заваденко, Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте:/учеб, пособие для вузов — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт/, 2018. — 274 с. 8. Курдюкова, С. В. Внимание! Внимание! Развиваем внимание: игры и упражнения; советы специалиста / С. В. Курдюкова, А. В. Сунцова. – М.: Генезис/, 2021. – 80 с. 9. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. /СПб.: Питер/; 2018. - 768 с. 10. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. /учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений./ – /М.: Издательский центр Питер/, 2023. – 384 с 11. Методы нейропсихологической диагностики: Хрестоматия / Под ред. Е.Ю. Балашовой, М.С. Ковязиной. – /М. Издательство Московского психологосоциального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»/, 2009. – 528 с. 12. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста: /учеб. пособие./ СПб.: Питер, 2021. - 288 с. 13. Нейропсихологические игры и упражнения как средства преодоления трудностей учения / Сост. И.А. Трутанова./ 2018. – 19 с. 14. Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения./ Москва: АЙРИС-пресс/, 2018. – 112 с. 15. Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: Практическое руководство /пер. с укр. А. Секунда. – 2-е изд. (эл.): Генезис; Москва/; 2016.- 154с 16. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: /Учебное пособие. — М.: Генезис/, 2022. – 474с. 17. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников/А. Л. Сиротюк — М: Директ-Медиа/, 2014. - 48 с. 18. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика/ Т. П. Трясорукова. — изд. 2-е. — Ростов н Д: Феникс/, 2019 г. - 32 с. 19. Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. /Россия.: Питер/, 2021.- 496 с. 20. Barbara Franke, Giorgia Michelini, Philip Asherson Live fast, die young? A review on the developmental trajectories of ADHD across the lifespan/ Eur Neuropsychopharmacol. 2018: p 1059–1088 21. Boznovik K, McLamb F, O'Connell K, et al: U.S. national, regional, and state specific socioeconomic factors correlate with child and adolescent ADHD diagnoses./2021 p 15 22. Brown N, Brown S, Briggs R, et al: Associations between adverse childhood experiences and ADHD diagnosis and severity. Acad Pediatr/2017 p 349–355 23. Danielson ML, Bitsko RH, Ghandour RM, Holbrook JR, Kogan MD, Blumberg SJ. Prevalence of parent-reported ADHD diagnosis and associated treatment among U.S. children and adolescents, 2016. J Clin Child Adolesc Psychol. 2018; 47(2): p 199–212 24. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. 5th ed. (DSM-V). Washington, 2013.p 947 25. L.Hokkanen, F.Barbosa, A.Ponchel Clinical Neuropsychology as a Specialist Profession in European Health Care: Developing a Benchmark for Training Standards and Competencies Using the Europsy Model?/Front. Psychol/-2020. p 11 26. Mark L Wolraich , Joseph F Hagan Jr , Carla Allan Clinical Practice Guideline for the Diagnosis, Evaluation, and Treatment of Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder in Children and Adolescents/2019 p.2528. 27. Mark L. Wolraich, MD, FAAPa, Joseph F. Hagan Clinical Practice Guideline for the Diagnosis, Evaluation, and Treatment of Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder in Children and Adolescents/ Pediatrics. 2019 October ; p 144(4) 28. Thomas R, Sanders S, Doust J, Beller E, Glasziou P. Prevalence of attention-deficit/hyperactivity disorder: a systematic review and meta-analysis. Pediatrics. 2015; p 135(4) 29. Visser SN, Zablotsky B, Holbrook JR, et al. National Health Statistics Reports, No 81: Diagnostic Experiences of Children with Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder. Hyattsville, MD: National Center for Health Statistics; 2015, p 16
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РФ И ЕС
Количество страниц:
30
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Международные отношения
курсовая работа
Гражданско-правовое положение несовершеннолетних
Количество страниц:
20
Оригинальность:
53%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Право
дипломная работа
Журналистское расследование на телевидении: этический аспект
Количество страниц:
80
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Журналистика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image