Введение 2
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения задач в школьном курсе математики 5
1.1. Задачи: определение, структура. Классификация задач 5
1.2. Роль задач в обучении алгебры 10
ГЛАВА 2. Методические приёмы обучения решению текстовых задач на уроках алгебры 7-9 класс 14
2.1. Общие приёмы решения текстовых задач 14
2.2. Сценарий учебных занятий 30
Заключение 45
Литература 47
Читать дальше
Решение текстовых задач в курсе алгебры основной школы включает в себя способности к постановке целей, результатов, поиском правильного пути в усложнённых ситуациях. Изучение способов решения текстовых задач процесс долгий и сложный, но его практическая значимость достаточно велика для любого обучающегося.
Учитель может использовать занимательные задачи, также как исторические задачи и разнообразные способы из решения, как формирование мотивации для обучения математики в целом.
Рассмотренные методы решения задач имеют ключевую значимость при подготовке выпускников к итоговым экзаменам. Данные способы решения текстовых задач смогу приучить детей к первым абстракциям, позволяют воспитывать логическую культуру, могут способствовать созданию благоприятного эмоционального фона обучения, развитию у школьников эстетического чувства применительно к решению задачи и изучению математики, вызывая интерес сначала к процессу поиска решения задачи, а потом и к изучаемому. В практике используются разные способы решения задач.
Учителя важно научить детей разделять задачи на части, и применять разные методы их решения, применять те приёмы, которые помогут понять задачу, составить план её решения, действовать согласно ему, и уметь следовать каждому этапу.
Результатом курсовой работы является раскрытие методики обучения решению текстовых задач: решение текстовых задач рассматривается как обязательный итог изучения тем школьного курса математики;
следует обучать школьников переводу текста задачи на язык алгебры;
работу по формированию умения решать текстовые задачи необходимо начинать с рассмотрения методов решения простых задач;
целесообразно рассмотрение решение одной и той же задачи разными методами;
в конце обучения необходимо провести систематизацию и обобщение данной темы (рассмотреть классификации задач, как по методам решения, так и по содержанию);
полезно применять такие формы учебной работы как составление текстовых задач, составление взаимно-обратных задач самими учащимися.
Творческая работа, направленная на составление задачи и ее решения, приводит к более осознанному пониманию зависимости между величинами, дает осознание, что числа берутся непроизвольно: некоторые задаются, а другие получаются на основе выбранных.
Использование алгоритмов, таблиц, рисунков, схем, общих приемов дает возможность ликвидировать у большей части учащихся страх перед текстовой задачей, научить распознавать типы задач и правильно выбирать прием решения. Табличная форма записи условия и требования текстовых задач эффектное средство обучения учащихся решению текстовых задач алгебраическим способом. Для сложных задач нужно использовать и другие, более «гибкие» модели поиска решения текстовых задач. При решении простых задач необходимо выявить и отработать общую схему решения. Это облегчит решение более сложных задач. Необходимо формировать у учащихся приемы самоконтроля при решении текстовых задач.
Для формирования положительной мотивации, познавательного интереса у учащихся широко использовать внутрипредметные и межпредметные связи.
Если руководствоваться данными методическими рекомендациями, то можно повысить эффективность обучения решению текстовых задач.
Читать дальше
1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования (ФГОС ООО) [текст]: [Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897]
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" :от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ : по сост. на 2015 г.
3. Примерная Основная Образовательная Программа Среднего Общего Образования " от 28 июня 2016 г № № 2/16-з.
4. Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / [Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.Е.Нешков, С.Б.Скворова]; под.ред. С.А. Теляковского.-7-е изд.-М.: Просвещение, 2017.-256с. Текст : непосредственный.
5. Алгебра. 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. - М.: Просвещение, 2013- 2016; Текст : непосредственный.
6. Алгебра. Дидактические материалы. 7 класс / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. - М.: Просвещение, 2015; Алгебра. Тематические тесты. 7 класс / П. В. Чулков. - М.: Просвещение, 2010-2016; Текст : непосредственный.
7. Алгебра. Дидактические материалы. 7 класс/ Л.И. Звавич, Л.В. кузнецова, С.Б. Суворова.-17-е изд.-М.-:Просвящение, 2017.-159с. Текст : непосредственный.
8. Алгебра. Методические рекомендации. 7 класс : учеб. посо бие для общеобразоват. организаций / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. - М. : Просвещение, 2017. - 143 с. Текст : непосредственный.
9. Алгебра. Методические рекомендации. 7 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. Г. Миндюк, И. С. Шлыкова. - М. : Просвещение, 2017. - 176 с. Текст : непосредственный.
10. Магомедгаджиева А.М., Гаджиагаев Ш.С., Гаджиева З.Д., Амирханова Р.А. Особенности реализации личностно ориентированного подхода при изучении курса алгебры и геометрии. - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-lichnostnoorientirovannogo -podhoda-pri-izuchenii-kursa-algebry-i-geometrii/viewer. Текст : электронный.
11. Малахова Е.И. - Методика формирования основных приемов мышления в процессе обучения математике // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2011. № 26. С. 474 - 480. Текст : непосредственный.
12. Митенева С. Ф. Принципы методической системы обучения геометрии. - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-metodicheskoy-sistemy-obucheniya-geometrii/viewer. Текст : электронный.
13. Особенности мышления подростков. М-2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://studwood.ru/914393/psihologiya/ osobennosti_myshleniya_podrostkov. Текст : электроннный.
14. Развитие мышления, познания и учеба подростка. М.-2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://progressio.me/thinking-teenager/ Текст : электронный.
15. Юлдашева, Д.М. Урок математики «Измерение величины с помощью набора мерок. [Электронный ресурс] / Д.М. Юлдашева. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/416684. Текст : электронный.
Читать дальше