ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСКУРСИЙ И ПРОГУЛОК
1.1. Природоведческие экскурсии как эффективное условие формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….
5
1.2. Экскурсия как один из методов ознакомления детей с природой… 10
1.3 Значение и виды экскурсий. Подготовка детей к проведению экскурсии……………………………………………………………………
12
ГЛАВА 2. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Методические рекомендации к проведению экскурсий……………. 20
2.2. Внедрение природоведческих экскурсий как условие формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………
23
2.3. Анализ сформированности бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста…………………………………………….
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………… 27
Список использованных источников……………………………………. 29
Читать дальше
После тщательного и всестороннего анализа современных отношений между человеком и природой, ученые пришли к следующим выводам о необходимости экологического образования для всего населения. Формирование экологической культуры является основной целью экологического образования, понимаемого как совокупность экологии. Основной целью экологического образования является комплекс экологических знаний, чувств и деятельности. Человечество обязано обеспечить сохранение природной среды, которая необходима для выживания последующих поколений.
В ходе анализа были выявлены экологические особенности. Ведущие специалисты в области образования страны были привлечены к изучению, анализу и решению проблем, связанных с формированием экологического воспитания уже с дошкольного возраста. К таким людям относятся Н. А.
Рыжова, Е.И. Тихеева, С.Н. Николаева, С.Н. Нифонтова, В., В. Логинова, П.Т. Саморукова, М.К. Ибраимова, Г.В. Килике, Н.В. Виноградова, В.Г. Фокина, Т.А. Маркова. Было установлено, что природоведческие экскурсии являются одним из наиболее организованных детских мероприятий.
Любовь к природе, эстетическое отношение и познавательное увлечения детей. Понимание познавательных потребностей детей и взаимосвязи общества и природы насколько важны в современном мире.
Уже у детей старшего дошкольного возраста растет желание решать все более сложные и новые экологические проблемы, для решения экологических проблем у них формируются первые экологические мировоззрения. В связи с этим у них формируется экологическая картина мира, в которой они учатся действовать.
Познание экологической культуры приобретается в процессе различных видов деятельности, таких как экскурсии и игры, в ходе которых дети узнают и понимают важность охраны окружающей среды. Элементарное понимание природных явлений, бережное отношение и соблюдение правил поведения в природе являются действенным условием для эффективного формирования у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе.
Забота о природе развивает нравственные человеческие ценности - сочувствие, отзывчивость, доброта, уважение к деятельности человека, заботливое и бережное отношение к окружающему, к живой природе. Экскурсии на природу также связаны с физическим развитием и улучшением физического здоровья детей.
Экологическое воспитание является неисчерпаемым ресурсом для развития детей.
Читать дальше
1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом [Текст]: экол. воспитание дошкольников / З. Ф. Аксенова. – М.: Сфера, 2011. – 128 с.
2. Ашиков, В. И. Семицветик [Текст]: программа воспитания и развития детей от одного года до семи лет / В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова, – М.: Пед. о-во России, 2015. – 192 с.
3. Бабылева, Л. Д. К природе – с добротой [Текст] / Л. Д. Бабылева // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 4. – С. 38- 44.
4. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет [Текст]: практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2004. – 190 с.
5. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! [Текст]: перспектив. план работы по формированию экол. культуры у детей дошкол. возраста / О. А. Воронкевич, – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 496 с.
6. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Психология развития: хрестоматия. – СПб., 2001. – С. 56-79.
7. Лыкова, И. А., Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду [Текст]: учеб.-метод. пособие / И. А. Лыкова, Н. А. Рыжова. – М.: Цвет. мир, 2014. – 144 с.
8. Маневцова, Л. И. Организация элементарной поисковой деятельности детей как средство формирования познавательной активности [Текст] / Л. И. Маневцева. // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 4. – С. 38-41.
9. Никандров, В. В. Наблюдение и эксперимент в психологии [Текст] : учеб. пособие / В. В. Никандров. – СПб.: Речь, 2002). – 103 с.
10. Общая психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Е. И. Рогов [и др.]; под ред. Е. И. Рогова. – Ростов н/Д: МарТ: Феникс, 2010. – 560 с.
11. Организация экспериментальной деятельности дошкольников [Текст]: метод. рекомендации для педагогов ДОУ / под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. – М: АРКТИ, 2008. – 64 с.
12. Основы дошкольной педагогики [Текст]/ А.В. Запорожец, Т.А. Маркова, Л.А. Венгер: под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. - М.: Педагогика, 1980. С.105 :
13. Рыжова, Н. А. Материалы курса «Экологическое образование в детском саду» [Текст] / Н. А. Рыжова. – М.: Первое сент., 2006. – 72 с.
14. Актуальность экологического воспитания дошкольников [Текст]/ сост. С.Н. Николаева. - Ниж. Новгород, 2006. - 93 с.
15. Асланиди, К.Б Опыт разработки экологического образования программ негосударственным предприятием/ К.Б. Асланиди, Т.В. Потапова [Текст]// Сб. "Вместе со всей планетой". Пущино. ОНТИ НЦБИ, 2005. - 112 с.
16. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст]/ С.А. Веретенникова. - М., 2000. - 210 с.
17. Взаимодействие общество и природы: философско-методологические аспекты экологической проблемы [Текст]/ отв. ред. Е.Т. Фаддеев. - М., 1986. - 189 с.
18. Виноградова, Н.Ф. Воспитание положительного отношения к природе [Текст]// Дошкольное воспитание. - 2001. - 123 с.
19. Куликова, Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста [Текст]/ Т.А. Куликова. - М.:Просвещение, 2005. - 178 с.
20. Лучич, М.В. Детям о природе [Текст]/ М.В. Лучич. - М., 2002. - 356 с.
Читать дальше