Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты педагогических инноваций в образовательном процессе современной школы 5
1.1. Педагогическая инновация как профессиональная потребность 5
1.2. Современные инновационные образовательные технологии 11
Глава 2.Применение игровых технологий как педагогической инновации в школе 15
2.1.Сущность игровых методик обучения и их функциональное значение в инновационном педагогическом процессе 15
2.2.Анализ специфики игровых технологий в общей концепции преподавания русского языка в школе 18
Заключение 27
Список литературы 29
Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы.
Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов педагогических исследований.
Суть инноваций в современном образовании в том, что: инновациями считаются новшества в педагогической системе, направленные на улучшение течения и результата учебно-воспитательного процесса; инновации являются результатом самой инновационной деятельности, которая реализуется в виде улучшенного образовательного процесса; инновации подразумевают обновление всех компонентов педагогической системы, опираясь на современные информационные технологии и человеческие принципы.
В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии; в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — наличием четко установленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
На уроках русского языка педагогу необходимо быть очень внимательным к изменениям в отношении учащихся к предмету. Если интерес к русскому языку начинает падать, нужно менять методы и приемы, привносить в урок новые технологии. Игра на уроке – не цель, а средство активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей учащихся. И от того, как учитель организует игры, зависит в значительной степени успех обучения школьников.
Разумное и целесообразное применение инновационных методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу творческого поиска, вызывает у учащихся массу положительных эмоций от осознания своей сопричастности к познавательному процессу. Сформированные в таких условиях умения и навыки являются долговременными и стабильными.
Суть применения игровых элементов на уроках русского языка в следующем: в учебно-познавательном процессе происходит видоизменение игры, обусловленное ведущей деятельностью школьника — учением. Необходимость выделения диктуется также и требованием к игре в качестве метода обучения: игра должна отражать специфику учебной деятельности школьника и соответствовать его психическим особенностям.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Читать дальше
1.Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе — М.: Просвещение, 2019. — 208 с.
2.Бекетова О. А. Инновация в образовании: понятие и сущность [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elibrary.ru(дата обращения 13.04.2023).
3.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Издательство ИРПО МО РФ, 2017. – 336 с.
4.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. — СПб, Питер, 2019. - 304 с.
5.Брагина С.А. Русский язык. 5-7 классы. Необычные диктанты. - Волгоград: Учитель, 2017. - 159 с.
6.Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. 5-9 классы. - М.: ВАКО, 2018. - 304 с.
7.Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. -М.: Академия, 2019. -192 с.
8.Ильин Е.Н. Рождение урока. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru (дата обращения 13.04.2023).
9.Колесников В.А. Философия образования XXI века: новые ориентиры и новые возможности // Философия образования. - 2019. - №3. - С.4-17.
10.Крупенникова М.И. Эффективные методы и приемы организации урока // Русский язык в школе. - 2020. - № 4. - С. 9-13.
11.Кукушин В.С. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. – М.: ИКЦ «МарТ», 2019. - 336 с.
12.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru (дата обращения 13.04.2023).
13.Малинина И. А. Применение активных методов обучения как одно из средств повышения эффективности учебного процесса // Молодой ученый. — 2019. — №11. — С. 166-168.
14.Мандель Б.Р. Педагогическая психология: Учебное пособие. – М.: КУРС: НИЦ Инфра-М, 2020. – 368 с.
15.Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. - М.: Просвещение, 2019. - 158 с.
16.Оботурова Н.С. Информатизация образовательной среды и задачи современного образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elibrary.ru(дата обращения 13.04.2023).
17.Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. — М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2018. — 1376 с.
18.Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2020. - 192 с.
19.Педагогический словарь // Г.М. Коджаспиров, А.Ю. Коджаспиров. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru (дата обращения 13.04.2023).
20.Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка. [Электронный курс]. – Режим доступа: https://rus.1sept.ru(дата обращения 13.04.2023).
21.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. - М.: Народное образование, 2019. - 115 с.
22.Шишарина Н.В. Инновации в образовании: сущность, функции, свойства и виды // Сибирский педагогический журнал. - 2021. - № 9. - С.45-49.
23.Юсупова Э.Ф. Сущность педагогических инноваций в системе образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elibrary.ru(дата обращения 13.04.2023).
Читать дальше