Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности 5
1.1.Понятие и сущность исследовательских умений младших школьников 5
1.2.Особенности развития исследовательских умений детей младшего 8
школьного возраста посредством внеурочной деятельности 8
Глава 2.Исследование, направленное на формирование исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности 14
2.1.Организация, методы и контрольный этап исследования 14
2.2.Педагогическая работа, направленная на формирование исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности 17
Заключение 23
Список литературы 24
Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы.
Исследовательские умения – это выполнение совокупности операций по осуществлению интеллектуальных и эмпирических действий, составляющих исследовательскую деятельность и приводящих к новому знанию. По мнению ученых-педагогов и методистов, наиболее важными являются следующие исследовательские умения школьников: умение видеть проблемы; умение выдвигать гипотезы, умение задавать вопросы, умение давать определение понятиям, умение классифицировать, умение наблюдать, умения и навыки экспериментирования, умения высказывать суждения и делать умозаключения, развитие дивергентного и конвергентного мышления, умения и навыки взаимодействия с парадоксами, метафоричность мышления.
Нами было организовано экспериментальное исследование и выявлен уровень развития исследовательских умений у младших школьников. Для диагностики исходного уровня нами был подобран диагностический инструментарий из 2 методик.
На основе констатирующего эксперимента нами была организована и частично апробирована системная работа во внеурочной деятельности, в основе которой была программа А.И. Савенкова «Я – исследователь». Проанализировав результаты практической работы по развитию исследовательских умений у младших школьников, мы увидели, что при высокой познавательной активности и положительном отношении к исследованиям дети стали более самостоятельными в своих действиях за счет повышения исследовательских навыков, что подтверждает в целом эффективность проведенного исследования.
Читать дальше
1.ФГОС Начальное общее образование. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020)
2.Зимняя И.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности / И. А. Зимняя, Е. А. Шашенкова. – М.: Проспект, 2019. – 103 c.
3.Киреева О.В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. / Дисс... к. пед. наук: 13.00.07. – Санкт-Петербург, 2019. – 204 с.
4.Лазарев В.С. Рекомендации по развитию исследовательских умений учащихся. - М.: Проспект, 2019. – 130 с.
5.Мухамадиярова Г.В. Исследовательская культура учащихся: пути развития / Г. В. Мухамадиярова. – Казань, 2020. – 234 с.
6.Румянцева Н.Ю. Потенциальная готовность учителя к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников / Н.Ю. Румянцева. – М.: Просвещение, 2019. – 234 с.
7.Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А. И. Савенков. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2020. – 192 с.
8.Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников / А. И. Савенков. – СПб.: Питер, 2021. – 272 с.
9.Савенков А.И. Развитие исследовательских умений школьников / А. И. Савенков // Школьный психолог. – 2019. – №8. – С. 92-106.
10.Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / А.И. Савенков. – М.: «Сентябрь», 2018. – 204 с.
11.Савенков А.И., Осипенко Л.Е. Тренинг исследовательских способностей школьников. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2019. – 180 c.
12.Семенова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся // Начальная школа. - 2018. - №2. - С. 45-49.
13.Середенко П.В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения: монография. - Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2018. - 208 с.
14.Анкета «Мое отношение к исследовательской деятельности» (Ю. А. Казимирова) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://research-journal.org/media(дата обращения 16.04.2023).
15.Гладкова А.П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru(дата обращения 16.04.2023).
16.Жафярова М.Н. Мотивационные факторы формирования исследовательских способностей [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru(дата обращения 16.04.2023).
17.Кортнев К.П., Шушарина К. П. Сочетание в обучении решения задач и лабораторного практикума [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru(дата обращения 16.04.2023).
18.Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 16.04.2023).
19.Мухина В.С. Психология дошкольника: [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sheba.spb.ru(дата обращения 16.04.2023).
20.Савенков А.И. Диагностика на выявление исследовательских умений младших школьников [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-diagnostika (дата обращения 16.04.2023).
21.Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 16.04.2023).
Читать дальше