Введение 3
Глава 1. Теоретические основы форм и видов контроля в обучении 5
1.1. Сущность контроля в обучении младших школьников 5
1.2. Виды и формы контроля в обучении школьников 9
Глава 2. Эмпирическое исследование форм и видов контроля в обучении 15
2.1. Организация и методы исследования 15
2.2. Анализ результатов исследования 19
Заключение 24
Список литературы 26
Читать дальше
Таким образом, контроль в обучении – это процесс, суть которого состоит в обеспечении так называемой обратной взаимосвязи между учеником и учителем. Он имеет целью получить определенную информацию, которая потом анализируется педагогом для оперативного внесения нужных корректив в ход обучения. Процессы контроля в учебном и воспитательном процессе уже полноценно отработаны с теоретической и методической точки зрения. Будучи условно самостоятельным шагом, контроль выполняет развивающую, воспитательную и обучающую роль. Проверка знаний имеет важное развивающее значение, которое реализуется не только в получении учащимися новых знаний при самостоятельной и групповой работе, но и в активном участии в выборочных опросах. Формулировка вопросов и ответов способствует повторению материала; слушая ответы одноклассников, ученик повторяет изученное и готовится к тому, что он сам может быть спрошен в любой момент. В случае неправильного и неполного ответа он также получает дополнительное объяснение учителя.
Существует несколько основных видов контроля, все они используются на разных этапах. Основными видами педагогического контроля являются: предварительный контроль, текущий контроль, периодический контроль, тематический контроль, итоговый контроль, отсроченный контроль.
Все функции контроля процесса обучения можно разделить на две основные группы: педагогическая функция, проверочно-оценочная функция педагогическая функция подразделяется в свою очередь на 6 основных подфункций: обучающая подфункция, развивающая подфункция, воспитывающая подфункция, диагностическая подфункция, профилактическая подфункция, ориентирующая подфункция.
В начальной школе у детей происходит создание базовой структуры всей последующей учебной деятельности, не только базовых знаний и умений, но и навыков учебной деятельности, развитие познавательного интереса и положительной мотивации. Именно поэтому контрольно-оценочная деятельность нужна не только для управления и самоуправления учебной работой учащихся, но и для формирования у них устойчивой положительной мотивации обучения, от которой зависит успешность всей учебной деятельности младшего школьника. Традиционная система контроля и оценки обладает недостатками объективного и субъективного характера, и с введением федерального государственного общегосударственного стандарта начального общего образования, эти недостатки стали заметно уменьшатся, а в отдельных системах оценивания устранились полностью.
Рекомендации педагогам. Любое оценивание должно основываться на дружелюбном отношении учителя к ребенку и эмоционально не вредить полученной отметке. Учитель обязан лаконично, но достаточно понятно для ученика проанализировать трудности, которые еще тот не преодолел, объяснить, к чему это приводит, нацелить на положительный результат. Учитель должен помнить, что неудовлетворительная отметка негативно влияет на обучение, создает тревожное состояние у ученика, недовольство собой и отрицательно сказывается на интересе к изучаемому предмету.
Читать дальше
1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 № 15785) [Текст] – [Электронный ресурс]: [веб сайт]. – Электрон. дан. – URL: http: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/ (дата обращения 14.04.2023)
2. Российская Федерация. Федеральный закон. Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ (последняя редакция) – Текст : электронный // Консультант–Плюс : справочная правовая система / компания «Консультант–Плюс». – Москва, 1997. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения: 14.04.2023).
3. Архaнгельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы : учебно-методическое пособие / С. И Архангельский. – Москва : Высшая школа, 2010. – 368 с. – ISBN 978-5-4475-9494-7. - Текст : непосредственный.
4. Басирова, Ф. Р. Контроль и оценка результатов обучения в условиях освоения ФГОС / Ф. Р. Басирова. – Москва : Педагогика, 2015. – 254 с. – ISBN 978-5-4475-9494-7. – Текст : непосредственный
5. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. / С.М. Вишнякова. Москва: Просвещение, 2015. – 160 с. – ISBN 978-5-4475-9494-7. – Текст : непосредственный
6. Воронцов, А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова / А.В. Воронцов. – Москва : Просвещение, 2019. – 303 с. – ISBN 978-5-4475-9494-7. – Текст : непосредственный
7. Егорова, Т.В. Словарь иностранных слов современного русского языка / Т.В. Егорова – Москва: Аделант.– 2014. – 345 с. – ISBN 978-5-4475-9494-7. – Текст : непосредственный
8. Ефремова, Н. Ф. Тестовый контроль в образовании : учебное пособие / Н. Ф. Ефремова. – Москва : Издательство Литагент «Логос», 2017. – 146 с. ISBN 978-5-4475-9494-7. – Текст : непосредственный
9. Изотова, Н.В. Педагогические основы контроля в учебно-воспитательном процессе / Н.В.Изотова. – Москва : Издательство Б.и., 2017. – 186 с. – ISBN 978-5-4475-9494-7. – Текст : непосредственный
10. Деркач, А.А. Самооценка, как структурообразующая процесса акмеологического развития / А.А. Деркач // Мир психологии. 2018.С. 2–54. – ISSN 0042-8779.
11. Зинько, Е.В. Соотношение самооценки и уровня притязаний по параметрам устойчивости и адекватности: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. псих. наук. / Е.В. Зинько. М.: Наука, 2017. – 185 с. - Текст : непосредственный
12. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / И. Ю. Кулагина. – Москва: УРАО, 1999. – 176 с. – ISBN 978-5-4475-9494-7. - Текст : непосредственный.
13. Костылев, Д. С. Методическая система контроля качества обучения информатике студентов вуза. / Д. С. Костылев – Н. Новгород, 2016. –168 с. – ISBN 978-5-4475-9494-7. – Текст : непосредственный
14. Кузьмина, Е.Г. Формирование контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся 1-й ступени / Е.Г. Кузьмина // Начальная школа до и после. – 2014. – № 2. С.5-63. – ISSN 0042-8779.
15. Логвина, И.М. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника: пособие для учителя / И. Логвина, Р. Рождественская. - Варна, 2016. – 148 с. – ISBN 978-5-83531971-8. – Текст : непосредственный.
16. Лысенкова, С.Н. Методом опережающего обучения: Книга для учителя. Из опыта работы / С.Н. Лысенкова. – Москва : Просвещение, 2016. – 192 с– ISBN 978-5-4475-9494-7. – Текст : непосредственный
17. Матвеева, Е. И., Критериальное оценивание в начальной школе. Пособие для учителя (из опыта работы) / Е.И. Матвеева, О.Б. Панкова, И.Е. Патрикеева. - Москва : Вита-пресс, 2017. - 168 с. – ISBN 978-5-83531971-8. – Текст : непосредственный.
18. Мишина, А.П. Начальная школа. Оценка достижения планируемых результатов / А.П. Мишина, С.А. Зенина. - Москва : Планет, 2013 – 208 с. – ISSN 0042-8779.
19. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учебное пособие для вузов/ И. П. Подласый. – Москва: ВЛАДОС – 2016. – 365 с. – ISBN 978-5-4475-9494-7. – Текст : непосредственный
20. Романова Н. Н. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в 1 классе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2013. – № 6. С.5-49. – ISSN 0042-8779.
21. Репкин, В.В. Развивающее обучение и учебная деятельность / В.В. Репкин. – Москва : Наука, 2019. – 100 с. – ISBN 978-5-4475-9494-7. – Текст : непосредственный
22. Сальникова, С.В. Уровень сформированности универсальных учебных действий у первоклассников: стартовая диагностика /С.В. Сальникова // Эксперимент и инновации в школе. – 2012. – № 2. С.5–38. – ISSN 0042-8779.
23. Сергеева, Е.В. Взгляд на современную начальную школу с позиции формирования самостоятельности младших школьников в контрольно-оценочной деятельности / Е.В. Сергеева // Начальная школа до и после. – 2017. – № 2. С.6–39. – ISSN 0042-8779.
24. Челышкова, М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. / М.Б. Челышкова. Москва: Логос, 2012. – 431 с. – ISBN 978-5-4475-9494-7. – Текст : непосредственный
Читать дальше