Выполненная выпускная квалификационная работа позволяет сформулировать несколько основных выводов. Ценовая стратегия коммерческого предприятия в своей основе имеет общие принципы, которых предприятие стремится соблюдать в сфере установления цен на свои услуги или товары. Практическое содержание ценовой стратегии заключается в наборе методов, применение которых реализует принципы в хозяйственной деятельности.
Изучение и анализ специальной литературы и публикаций по исследуемой тематике показывают, что в настоящее время специалисты выделяют два принципиальных подхода к ценообразованию: производственный (затратный) и рыночный (конкурентный).
Применение затратного подхода к установлению цен, на первый взгляд, может считаться надежным. Однако в реальных условиях рыночной экономики этот подход может приводить к ухудшению экономических показателей и финансовых результатов предприятия. Суть затратного подхода заключается в использовании метода ценообразования, который в качестве базовой точки рассматривает реальные фактические расходы предприятия на производство товаров или оказание услуг, а также расходы по организации продаж товаров или услуг. Затратный подход сопровождается рядом важных недостатков:
не учитывается портер покупателя (клиента, заказчика) и его покупательная способность, требования к параметрам качества и уровню сервиса;
не уделяется внимание наличию альтернативных вариантов на рынке, предложений от конкурентов на том же целевом сегменте рынка;
размер удельных расходов на единицу продукции или единицу услуг, которые являются фундаментов цены при данном подходе, нельзя определить до того, как параметры цены будут установлены.
Следующий подход предполагает ценообразование, ориентированное на рыночные условия и конкретную ситуацию. Такой механизм установления цен основан на изучении и оценках целевой аудитории и потребностей клиентов (потребителей), а также сравнении параметров полезности товара и/или услуги по отношению к вариантам предложения конкурентов.
При дополнении рыночного подхода продуманными и действенными усилиями по управлению расходами, то может быть обеспечен результат, к которому стремится большинство предприятий: максимальный размер разницы между ценностью услуги для клиента (заказчика) и расходами, которые связаны с подготовкой и оказанием услуги с такими свойствами, признаками.
Выбор ценовой стратегии на уровне предприятия должен быть связан с учетом ряда ключевых факторов и принципиальных аспектов:
характеристики состояния рыночного спроса, особенностей изготавливаемой продукции и оказываемых услуг;
положения корпоративной философии и общей стратегии развития предприятия;
результаты анализа внутренней среды и изучения внешнего окружения предприятия.
Разработка и выбор ценовой стратегии включает три четко обозначенные стадии: анализ и систематизация экономических данных; выявление стратегических альтернатив ценообразования и выбор ключевой линии при ценообразовании на продукцию (услуги).
При определении экономической эффективности ценовой стратегии и оценке взвешенности механизма ценообразования принято проводить комплексный анализ деятельности на основе данных отчетности. Это связано с тем, что ценовая стратегия, решения по установлению цен непосредственно влияют на финансовые результаты: выручку, валовую прибыль, прибыли от продаж и пр. Данное замечание также актуально, поскольку в отношении многих предприятий доступна только бухгалтерская отчетность.
На основе обобщения теоретического материала была выполнена вторая глава выпускной квалификационной работы, в которой был проведен комплексный анализ финансово-экономической деятельности ООО «Реал-Трейд», оказывающая транспортные услуги (перевозки автомобильным транспортом). Была рассчитана совокупность актуальных показателей и коэффициентов, позволяющие оценить параметры экономической деятельности и ценообразования.
Предприятие «Реал-Трейд» можно считать лидером на локальном рынке г. Сергача и Сергачского района, расположенного в юго-восточной части Нижегородской области, поскольку в указанном районе есть еще одно предприятие (МУП), которое преимущественно занимается автобусными перевозками.
Услуги, формирующие доходы ООО «Реал-Трейд», можно включить в четыре направления:
Доставка грузов по г. Сергачу и Сергачскому району;
Доставка грузов по Нижегородской области и России;
Срочная доставка крупногабаритных грузов и посылок;
Прочие услуги.
Прочие услуги заключаются в техническом обслуживании автотранспорта, ремонте автотранспорта, шиномонтаже, охраняемой стоянке автобусов и грузового транспорта.
Существенный вклад в формирование товарооборота формируют услуги доставки грузов по г. Сергачу и Сергачскому району (39,1%), потом следуют услуги по срочной доставке крупногабаритных грузов и посылок (24,7%). Наименьший вклад в товарооборот приходится на услуги по доставке грузов по Нижегородской области и России (12,6%).
Подход к ценообразованию по всем видам услуг доставки практически совпадает. Можно выделить отличие, которое связано с таким элементом себестоимости, как заработная плата водителей и грузчиков (при заказе такой дополнительной услуги). Себестоимость является ключевым аспектом ценообразования для практики ООО «Реал-Трейд». По услуге доставки грузов по Нижегородской области и России, в заработную плату дополнительно включаются суточные. По услуге срочной доставки крупногабаритных грузов и посылок в оплату труда включается доплата за сверхсрочный характер.
Прочие услуги характеризуется отсутствием единого подхода к ценообразованию, профильные сотрудники индивидуально определяют цену услуг с учетом технической сложности, срочности и т.д.
Был проанализирован вариант ценообразования по стандартному заказу в 3 часа (входит ожидание, движение, погрузку, разгрузку и пр.). Также не учитывается возможный заказ дополнительной услуги – работы грузчиков. В настоящее время стоимость указанной услуги составляет 4000 руб. / 3 часа. При оформлении заказа на более длительный период времени предусмотрена оплата каждого последующего часа по 1250 руб. /час. Таким образом, находит свое отражение гибкий подход к ценообразованию, то есть использование скидки.
По стандартной услуге доставки грузов по г. Сергачу и Сергачскому району (КАМАЗ-55111) рентабельность по прибыли составляет 28,53%, что можно считать обоснованным и приемлемым уровнем.
Ценовая стратегия компании «Реал-Трейд» должна учитывать цены конкурентов и ожидаемой прибыли с учетом факторов, связанных с величиной спроса на услуги и затратами на услуги. В практике компании «Реал-Трейд» при ценообразовании по большинству видов услуг рекомендуется уход от методов, основанных на издержках, к методам, ориентированным на цены конкурентов. Исключение из этой рекомендации связано с услугой по доставке грузов по г. Сергачу и Сергачскому району, поскольку на этом локальном рынке компания «Реал-Трейд» является единственным транспортным предприятием. На основе учета затрат (себестоимости) можно устанавливать оптимальный уровень наценки (нормы прибыли). В современных условиях рентабельность затрат по прибыли составляет 28,53% при стоимости услуги в 4000 руб. Если повысить стоимость услуги на 100 руб. (до 4100 руб.), то рентабельность текущих затрат увеличивается до 31,74%. При условии, что не возрастет стоимость горюче-смазочных материалов и зарплата водителей. Указанный эффект рассчитан только для одной услуги, в масштабах всего количества услуг возрастет рентабельность деятельности всей компании
Были получены и другие актуальные итоги, выводы в процессе проведения анализа финансово-экономической деятельности.
По результатам анализа были определены основные направления, рассчитанные на улучшение и удержание параметров стабильного финансового положения компании «Реал-Трейд»:
активная работа по поиску и наращиванию количества клиентов, которые будут заказывать транспортные услуги;
соблюдение требований платежной дисциплины при работе с дебиторской задолженностью.
В перспективе компания «Реал-Трейд» сможет улучшать параметры и характеристики финансового положения при активизации усилий по основной деятельности (автомобильные перевозки) и в практике продаж, оптимизации структуры финансирования, улучшении политики управления общими расходами, в том числе управленческими расходами.