Введение 3 1. Особенности женского народного костюма народа Ханты 6 1.1. Образ жизни, быт, традиции народа Ханты. Роль женщины в хантыйской семье 6 1.2. Основная функция одежды народов Севера 9 2. Традиционная хантыйская кукла 17 2.1. Кукла культуры ханты 17 2.2 Типологические особенности народной хантыйской куклы 20 3. Сравнение женского народного костюма народа Ханты с традиционной хантыйской куклой 27 Заключение 29 Список литературы 31 Приложения 33

Женский народный костюм народа Ханты на основе коллекции государственного музея природы и человека в сравнении с традиционной хантыйской куклой

курсовая работа
Искусство
30 страниц
92% уникальность
2023 год
15 просмотров
Аракчеева О.
Эксперт по предмету «Искусство»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. Особенности женского народного костюма народа Ханты 6 1.1. Образ жизни, быт, традиции народа Ханты. Роль женщины в хантыйской семье 6 1.2. Основная функция одежды народов Севера 9 2. Традиционная хантыйская кукла 17 2.1. Кукла культуры ханты 17 2.2 Типологические особенности народной хантыйской куклы 20 3. Сравнение женского народного костюма народа Ханты с традиционной хантыйской куклой 27 Заключение 29 Список литературы 31 Приложения 33
Читать дальше
Север – край белых ночей, суровых зимних бурь, алых рассветов, бескрайних речных пейзажей, природных богатств и удивительных людей. В нашем районе живут трудолюбивые народы - ханты и манси. Актуальность темы обусловлена тем, что под современным разнообразием одежды люди стали забывать, что одежда жителей нашего края (и не только нашего) отражает единение с природой, сущностью людей. Одежда хранит народные традиции, и мы должны помнить и сохранять их. Угорский край славится своим суровым климатом, это выбор типа одежды. Рассматриваемая тема является хорошо разработанной, среди авторов, работающих в направлении можно отметить таких авторов, как Скамейко Р. Р., Сязи З.


Если вам интересно узнать, сколько в среднем стоит дипломная работа , заполните форму на сайте Work5 и получите расчет стоимости.


И. Топоров В. Н. Урлауб и др. Культурная политика России посвящена вопросам возрождения и сохранения национальных культур. В то же время все более проявляется интерес к традиционной материальной культуре малочисленных народов и в значительной степени к этнической культуре коренных малочисленных народов Севера. Подлинные произведения народного творчества являются важным культурно-историческим свидетельством правил гармоничных отношений с природой, норм общественной жизни, нравственно-эстетических координат человеческой жизни. Ярким примером тому является народный костюм хантов и манси, самобытное явление национальной и мировой культуры, в котором сконцентрировался многовековой опыт народа. Народный костюм – это система, совокупность элементов, характерных для определенной местности и отражающих все стороны культуры этноса. Его отличает оригинальность кроя, композиционных и пластических решений, цветов, декора, композиции костюма, способа ношения и целостность восприятия. Отражение его отличительных черт определило одно из перспективных направлений моды - этнический стиль, воплощающий в себе единство взаимодействия традиционного костюма и современной моды. К кукле относились с такой же заботой, как к нерожденному ребенку. На ночь ее укладывали спать в обуви, так как считалось, что она бродила по дому ночью и даже навещала домашних животных. Утром кукла взяла деревяшку, ударила ею об угол комнаты и сказала: «День, начинай, день, начинай!». Согласно легенде, в доме, где находилась эта кукла, не было привидений. В восприятии взрослых некоторые детские игры с Аканом считались пророческими. По народному поверью, игры девочек с Лаппен Акан повлияли на их будущее семейное счастье и плодовитость. Говорят, что у девушки, раздающей во время игры свой акан друзьям, не будет семейного счастья и благополучия. Считалось, что по характеру детских игр с аканом можно было предсказать грядущие перемены не только в жизни ребенка, но и всей семьи: «Если дети играют в похороны и хоронят плачущих кукол на углу дома, то скоро кто-то из этой семьи умрет». У каждой девочки количество Раг Акани в игрушечной семье обычно соответствовало количеству членов настоящей семьи ребенка. Но при этом куклы никогда не получали имен собственных членов семьи, что было обусловлено стремлением оградить живых людей от установления возможной связи с судьбой игрушечного двойника, исключив тем самым возможность исключения сглаза и вреда. Родители, наблюдая за тем, как девочки шьют тряпичную одежду для кукол, и часто участвуя в процессе и самой игре, строго следили за тем, чтобы акан был сшит только из новых лоскутов ткани и ни в коем случае не лоскулся из одежды, в которой кто-то мог стать. По народному поверью, одежда, «пропитанная запахом живого человека», и есть его вуйор (тень). Считается, что закопать куклу в такой одежде в землю может предвещать скорую болезнь или даже смерть ее настоящего «двойника». Примечательно, что после традиционной игры «Похороны Акана» дети больше никогда не поднимали ее с земли по той причине, что игра с такой куклой может принести неприятности. На территории совместного проживания коми и хантов (Тюменская область, Шурышкарский район) женщины устраняли наваждение дурными снами с помощью тряпок акани: у подножия священной березы устраивалась трапеза, на которой женщины рассказывали каждому другие их мечты; Объектом данного исследования выступает женский народный костюм народа Ханты. Предметом - женский народный костюм народа Ханты на основе коллекции государственного музея природы и человека в сравнении с традиционной хантыйской куклой. Целью данной работы является изучение женского народного костюма народа Ханты на основе коллекции государственного музея природы и человека в сравнении с традиционной хантыйской куклой. При этом можно выделить следующие основные задачи: - рассмотреть образ жизни, быт, традиции народа Ханты. Роль женщины в хантыйской семье; - изучить основную функцию одежды народов Севера; - рассмотреть куклу культуры ханты; - проанализировать типологические особенности народной хантыйской куклы. В работе использовались общенаучные методы, такие как анализ, синтез. В качестве источников информации использовалась научная и учебная и научная литература по теме исследования. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы.  

Читать дальше
В ходе выполнения данной работы была поставлена следующая основная цель: изучение женского народного костюма народа Ханты на основе коллекции государственного музея природы и человека в сравнении с традиционной хантыйской куклой. Для достижения данной цели были решены следующие основные задачи: - рассмотрен образ жизни, быт, традиции народа Ханты. Роль женщины в хантыйской семье; - изучена основная функция одежды народов Севера; - рассмотрена кукла культуры ханты; - проанализированы типологические особенности народной хантыйской куклы. По результатам выполнения данной работы можно сделать следующие основные выводы: Культура и быт хантов являются неотъемлемой частью нашего общероссийского духовного наследия. Сохранение самобытности, этнической идентичности и поддержка традиционного образа жизни коренных народов является одной из главных задач нашего общества. Все мы должны иметь честь помнить и сохранять, передавать из поколения в поколение традиции своего народа, уважать традиции народов, живущих рядом с нами, аккуратно вести свое хозяйство, жить на одной территории и дарить друг другу тепла пожелать. Игрушка и кукла в любой системе и особенно в этнической системе - интересное явление. Это интересно с точки зрения темы народного творчества. Кукла в хантийской этнической традиции явление архаичное и в основном связано с явлением сакрального характера. Обугрские игрушки – это средство познания мира взрослых, овладения обычаями, традициями и обрядами. Игры для девочек в основном связаны с куклами. В результате исследовательской работы мы изучили историю и определили историческое значение кукол распевов, рассмотрели технологию и процесс изготовления кукол. Гипотеза о том, что кукла играет важную роль в воспитании и формировании личности ребенка ханты, подтвердилась. В кукольных спектаклях дети невольно учились шить и вышивать. Эталоном рукоделия считалась кукла, по ней судили об умениях и вкусе ее обладательницы, предполагалось, что девочка, умеющая шить и делать игрушки, будет хорошей мастерицей и хозяйкой. Кукла Акан – это символ женственности, особой социальной и семейной роли, слабости и беззащитности. Куклы имитируют взрослый мир и готовят ребенка к взрослым отношениям.  
Читать дальше
1. Аксянова Г.А., Бауло А.В., Перевалова Е.В., Руткай-Миклян Э., Соколова З.П., Солдатова Г.Е., Талыгина Н.М., Тыликова Е.И., Федорова Н.В. сын Ханты. Новосибирск: Изд. ИАЭТ СО РАН, 2020. – 352 с. 2. Бауло А.В. Культовые атрибуты березовских хантов. Новосибирск: Изд. ИАЭТ СО РАН, 2022. – 92 с. 3. Главацкая Е.М. Религиозные традиции песнопений. XVII-XX вв. Екатеринбург; Салехард: РА АРТмедиа, 2019. – 360 с. 4. Глинка В.М. Русский военный костюм 18-начала 20 веков. – Д.: Художники РСФСР, 2018. – 239 с. 5. Головнев А.В. Говорящие культуры: самодийские и угренские традиции. Эк.: УрО РАН, 2020.-421 с. 6. Лукина Н.В. Альбом с хантами-украшениями. Томск: Изд-во т. ун-та, 2019. - 239 с. 7. Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов (восточная группа). Томск: Изд-во т. унта, 2020. - 384 с. 8. Молданова Т.А. Орнамент распевов Казымского Приобья: семантика, мифология, генезис. Томск: Изд-во т. ун-та, 2019. - 261 с. 9. Попова С.А. Медвежий праздник на Северном Урале. Ханты-Мансийск: Новости Югры, 2021. - 76 с. 10. Прокина Т.П., Сурина М.И. Мордовский народный костюм. Саранск: Мордов. Книга. Издательство, 2020. - 384 с. 11. Пятникова Т.Р. Традиционные обряды пения Усть-Казымского Приобья. Екатеринбург: Баско, 2018. - 80 с. 12. Рандымова З.И. Оленеводческая культура Уралханов. Томск: Изд-во т. ун-та, 2022. - 136 с. 13. Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по фольклору и обрядам). Сургут: Нордхаус и Сев.-Сиб. Область, край. Книга. Издательство, 2023. - 208 с. 14. Сидорова Н.Г. Русский костюм // Народное искусство Урала: костюм. Екатеринбург: Баско, 2021. - С. 19-40. 15. Скамейко Р. Р., Сязи З. И. Ханты-русский и русско-хантыйский словарь (шурыш. диам.). СПб.: Отдел изд-ва «Просвещение», 2022. – 271 с. 16. Сязи А.М. Драгоценности и вещи в культуре нижнеобских распевов. Томск: Изд-во т. ун-та, 2020. - 248 с. 17. Талыгина Н.М. Обряды жизненного цикла у песнопений. Томск: Изд-во т. ун-та, 2022. - 176 с. 18. Топоров В. Н. Урлауб // Мифы народов мира: (энциклопедия в 2-х томах). М.: Сов. Энциклика, 2018. Том 2: К-Я. - С. 329-331. 19. Федорова Е.Г. Историко-этнографические трактаты о материальной культуре манси. СПб: МАЭ РАН, 2020. – 284 с. 20. Фурсова Е.Ф. Традиционная одежда русской крестьянской старины Обер-Приобья (конец 19 - начало 20 вв.). Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2019. – 152 с.  
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Организация службы деятельности ночного аудита в гостинице «AZIMUT Мурманск»
Количество страниц:
30
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Гостиничное дело
курсовая работа
Специфика телевизионной программы «Что? Где? Когда?»
Количество страниц:
30
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Журналистика
курсовая работа
Взаимодействие страховщика и страховых посредников: особенности, взаимные обязательства, расчеты
Количество страниц:
25
Оригинальность:
41%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Страхование
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image