?>
Введение …………………………………………………………………………….3. Глава I. Теоретические основы исследования сказки как средства развития личности ……………………………………………………………………………..5 1.1. Сказка, как социально-психологический феномен ………………………….5 1.2. Российские психологи о развитии личности ………………………………...22 1.3. Сказкотерапия………………………………………………………………….28 Выводы по первой главе …………………………………………………………...31 Глава II. Эмпирическое исследование сказки как средства развития личности..32 2.1. Организация, методы и методики исследования …………………………32 2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов …………………...……..33 Выводы по второй главе …………………………………………………………...36 Глава III. Эмпирическое исследование влияния сказкотерапии на коллектив….37 3.1. Организация, методы и методики исследования …………………………….37 3.2. Анализ и интерпретация полученных результатов …………………...……..38 Выводы по третьей главе …………………………………………………………..43 Заключение …………………………………………………………………………44 Список использованных источников ……………………………………………..46 Приложения …………………………………………………………………….…..51  

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СКАЗКОТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

дипломная работа
Психология
45 страниц
76% уникальность
2023 год
15 просмотров
Миляева Н.
Эксперт по предмету «Педагогическая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение …………………………………………………………………………….3. Глава I. Теоретические основы исследования сказки как средства развития личности ……………………………………………………………………………..5 1.1. Сказка, как социально-психологический феномен ………………………….5 1.2. Российские психологи о развитии личности ………………………………...22 1.3. Сказкотерапия………………………………………………………………….28 Выводы по первой главе …………………………………………………………...31 Глава II. Эмпирическое исследование сказки как средства развития личности..32 2.1. Организация, методы и методики исследования …………………………32 2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов …………………...……..33 Выводы по второй главе …………………………………………………………...36 Глава III. Эмпирическое исследование влияния сказкотерапии на коллектив….37 3.1. Организация, методы и методики исследования …………………………….37 3.2. Анализ и интерпретация полученных результатов …………………...……..38 Выводы по третьей главе …………………………………………………………..43 Заключение …………………………………………………………………………44 Список использованных источников ……………………………………………..46 Приложения …………………………………………………………………….…..51  
Читать дальше
Актуальность. Сказки всегда были популярны и часто использовались психологами для изучения детской психологии. Несмотря на разное понимание ее психологического значения в различных научных школах, все сходятся в том, что сказка является необходимым инструментом в освоении мира ребенком, как внешнего, так и внутреннего. Она позволяет контролировать и направлять эмоционально-нравственное развитие ребенка, делая его более целенаправленным. Кроме того, сказки играют важную роль в эстетическом развитии личности. Исследования российских и зарубежных психологов подтверждают, что эстетическое восприятие оказывает существенное влияние на духовное развитие детей и помогает приобрести новые знания и умения, формирует психические процессы и мотивы деятельности. Сказки могут воздействовать как на сознательные, так и на бессознательные аспекты личности, и служить образцами поведения.


У наших авторов написание сочинений на заказ в Тюмени занимает минимум времени.


Однако, несмотря на множество исследований в этой области, остаются методические и теоретические вопросы, связанные с механизмами влияния сказок на личность, что подчеркивает актуальность изучения данного явления. Данной проблемой исследования занимаются следующие авторы: Г. Н. Волков [12], А. В. Петровский [33], С. Л. Рубинштейн [35], Б. М. Теплов [39] и др. Не смотря, на то, что большое количество авторов занимается изучением данной проблемы, но есть еще моменты, требующие раскрытия. Цель исследования: изучить влияние сказки на развитие личности. Объект исследования: процесс развития личности. Предмет исследования: сказка как средство развития личности современного подростка. Гипотеза: социализированность подростков зависит от воспринятия и запоминания ими сказок, прочитанных им в детстве. Сказкотерапия способна улучшить социализированность коллектива. Задачи исследования: 1.Изучить сказку, как социально-психологический феномен. 2.Изучить мнение российских психологов о развитии личности. 3.Провести эмпирическое исследование сказки как средства развития личности. 4.Проанализировать и проинтерпретировать полученные результаты. База исследования: 10 «В» класс ГОУ СОШ № 1370. Методологическая основа исследования: анализ проведения и интерпретации методики изучения социализированности личности М.И. Рожкова, а также изучение трудов таких ученых, как Г. Н. Волков [12], С. Л. Рубинштейн [35], Б. М. Теплов [39]. Теоретическая значимость исследования: расширение и систематизация понятия сказки как средства развития личности. Практическая значимость исследования: эта работа может быть использована для подготовки к лекционным и семинарским занятиям по проблематике данного исследования, для подготовки докладов, рефератов по теме, подбор сказок с целью развития тех или иных качеств личности. Методы исследования: анализ научной литературы, сравнение, обобщение, классификация, тестирование, наблюдение, беседа, анкетирование, методы математико-статистической обработки полученных результатов. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.  

Читать дальше
В ходе данной работы были изучены и описаны типы сказок, которые подразделяются на: народные, волшебные, о животных, бытовые, страшные и авторские. Были изучены и описаны особенности восприятия этих сказок. Изучены особенности социализирования школьников. Выдвинута гипотеза, по которой впоследствии проведено исследование. В первой главе были рассмотрены типология и особенности использования сказок, изучены мнения российских психологов о развитии личности. Было выявлено, что благодаря сказкам процесс становления личности можно сделать более контролируемым. Родители, выбирая сказки, должны учитывать возраст и особенности характера ребенка. Таким образом, влияние сказки на становление личности подростка велико. Через психоэмоциональное восприятие ребенок учится давать оценку действиям героев, а неправильно выбранные сказки могут привести к развитию нежелательных характеристик личности ребенка и сформировать недостаточную морально-нравственную составляющую его характера. Во второй главе представлены результаты исследования. Исследование проводилось с помощью методики «Методика изучения социализированности личности» М.И. Рожкова. Проведённый анализ результатов, показал, что сказки, рассказанные и усвоенные в детстве, оказывают влияние на развитие подростков. Таким образом, средние результаты группы А (помнят сказки) заметно отличаются от группы Б (не помнят сказки). Учащиеся, относящиеся к группе Б, имеет стабильно меньшие результаты по социализации, по сравнению с учащимися группы А. В группе А социализация (социальная адаптированность – 2,575; автономность – 3,025; социальная активность – 3; нравственность – 2,975), выше, чем в группе Б (социальная адаптированность – 2,422; автономность – 2,422; социальная активность – 2,667; нравственность – 2,867). Прирост составляет от 0,108 до 0,603 единиц. В процентном соотношении этот прирост эквивалентен от 2,16% до 12,06%. Выдвинутая гипотеза подтвердилась. Чтение сказок влияет на социализацию детей подросткового возраста.
Читать дальше
1. Абдуллина Л.Р., Сайфуллина Г.Ф., Усманова С.Г. Сказка как средство нравственного воспитания обучающихся. Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/skazka-kak-sredstvo-nravstvennogo-vospitaniya-obuchayuschihsya (дата обращения 11.01.2022). 2. Белозерова А. А. Социальная реабилитация подростков девиантного поведения средствами сказкотерапии //Проблемы и перспективы развития России: Молодежный взгляд в будущее. — 2018. я С. 34-38. 3. Богатырева Ж.В. Cказка как отражение духовных потребностей общества: традиции и трансформации в современном социальном пространстве. Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/ckazka-kak-otrazhenie-duhovnyh-potrebnostey-obschestva-traditsii-i-transformatsii-v-sovremennom-sotsialnom-prostranstve (дата обращения 13.01.2022). 4. Бондаренко О.Н. Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/skazka-kak-sredstvo-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-doshkolnikov (дата обращения 13.01.2022). 5. Вачков И. В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом... — М.: Генезис, 2011. — 288 с. 6. Веккессер М.В. Творческие приёмы работы со сказкой как средство речевого развития обучающихся. Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskie-priemy-raboty-so-skazkoy-kak-sredstvom-rechevogo-razvitiya-obuchayuschihsya (дата обращения 25.02.2022). 7. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Электронный ресурс: https://pedlib.ru/Books/1/0078/index.shtml (дата обращения 13.02.2022). 8. Выготский Л. С. Педология подростка. - М, 1929-1931.-С. 163-167. 9. Глушкова В.В. Методические рекомендации по формированию нравственных ценностей и культуры поведения младших школьников. Электронный ресурс: https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-rabote-so-skazkoy-903831.html (дата обращения 2.01.2022). 10. Дикманн Х. Юнгианский анализ волшебных сказок. Сказание и иносказание. Электронный ресурс: https://royallib.com/book/dikmann_hans/yungianskiy_analiz_volshebnih_skazok_skazanie_i_inoskazanie.html (дата обращения 13.02.2022). 11. Дьячко О.М., Пороцкая Е.Л. Роль слова в развитии воображения дошкольника // Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками. – М.: Интор, 1996. 12. Ермаков В.Л. Использование сказки в качестве методического средства на уроках английского языка в шестых классах. Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-skazki-v-kachestve-metodicheskogo-sredstva-na-urokah-angliyskogo-yazyka-v-shestyh-klassah (дата обращения 11.02.2022). 13. Ермолаева Ю.В., Болотин Ю.Е. Современный опыт психологической интерпретации некоторых русских народных сказок. Электронный ресурс: https://moluch.ru/archive/102/23237/ (дата обращения 13.02.2022). 14. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. = СПб.: Изд-во ДНК, 2001. 15. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб.: Златоуст, 1998. — 352 с. 16. Ивановская О.Г. Сказка как средство развития речи младших школьников с речевыми нарушениями. Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/skazka-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-mladshih-shkolnikov-s-rechevymi-narusheniyami (дата обращения 11.02.2022). 17. Каяшева О. И. Библиотерапия и сказкотерапия в психологической практике. — Самара : Бахрах-М, 2012. — 286 с. 18. Коновалова А.А. Использование сказки в биологическом образовании. Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-skazki-v-biologicheskom-obrazovanii (дата обращения 11.02.2022). 19. Кораблева Н.В., Ставринова Н.Н. Экологическая сказка как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-skazka-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnoy-aktivnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения 15.02.2022). 20. Кузьмин Д. А. Сказкотерапия как метод культурно-психологического воздействия на личность: история и эволюция // Вестник МГУКИ. 2015. №5 (67). 21. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynoe-vospitanie-kak-odin-iz-voprosov-pedagogiki (дата обращения 13.02.2022). 22. Култышева О.М., Кулашкина Р.А. Сказкотерапия в работе с взрослыми (на материале "Сказок для детей изрядного возраста" М.Е. Салтыкова-Щедрина и "Сказочек не совсем для детей" Л.Н. Андреева) // Нижневартовский филологический вестник. 2017. — № 2. — с. 41-46. 23. Куталина В.Б. Методика работы над сказками в начальной школе. Электронный ресурс: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/11/13/statya-metodika-raboty-nad-skazkami-v-nachalnoy-shkole (дата обращения 23.01.2022). 24. Нагорная А., Гольник О. Что такое сказка: особенности жанра. Электронный ресурс: https://www.nur.kz/family/school/1823337-skazka---eto-cto-takoe-osobennosti-zanra/ (дата обращения 9.03.2022). 25. Нарышкина Е.Ю. Ситуация семейного воспитания детей с интеллектуальным недоразвитием. Электронный ресурс: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1401/ (дата обращения 5.01.2022). 26. Нельзина Е.Н., Норина О.В. Интегративное развитие иноязычной речевой компетенции младших школьников на основе сказки. Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/integrativnoe-razvitie-inoyazychnoy-rechevoy-kompetentsii-mladshih-shkolnikov-na-osnove-skazki (дата обращения 13.02.2022). 27. Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб. : Речь, 2010. — 172 с. 28. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. Электронный ресурс: https://djvu.online/file/Odday09kuvWFM (дата обращения 12.02.2022). 29. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1997. - С. 30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Электронный ресурс: https://pedlib.ru/Books/1/0180/index.shtml (дата обращения 1.03.2022). 31. Сажина Е.А. Проблема семейного воспитания. Электронный ресурс: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19528623 (дата обращения 10.03.2022). 32. Салимова А. Ш. Сказкотерапия и её функции // Вестник науки. 2019. Т. 3. — № 2 (11). — с. 34—37. 33. Султанова Г. М., Смакова А. С., Истакеева А. А. Использование сказкотерапии на занятиях логоритмики с детьми после кохлеарной имплантации // Kazakh Journal of Physical Medicine & Rehabilitation. 2019. — № 3 (28). — с. 80. 34. Теплов Б.М. Педагогика. Электронный ресурс: https://royallib.com/book/teplov_b/psihologiya.html (дата обращения 2.03.2022). 35. Трошина С. Семейное воспитание: стили и типы. Их характеристика и влияние на ребёнка. Электронный ресурс: https://psychologist.tips/1091-semejnoe-vospitanie-stili-i-tipy-ih-harakteristika-i-vliyanie-na-rebenka.html (дата обращения 13.02.2022). 36. Ушинский К.Д. «О нравственном элементе в воспитании» // Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11-ти тт. Т. 2. Педагогические статьи. 1857–1861 гг. М.Л., 1948. С. 425 37. Халезова Н. Б., Исаева Е. Р., Киссин М. Я. Психотерапия в клинической практике. — СПб.: Издательство СПбГМУ, 2010. — 45 с. 38. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1990 39. Чернега Татьяна Викторовна Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста // Эксперимент и инновации в школе. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skazkoterapiya-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 15.04.2023). 40. Эсаулова Елена Вячеславовна Использование песочной сказкотерапии в дошкольном образовании // Эксперимент и инновации в школе. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-pesochnoy-skazkoterapii-v-doshkolnom-obrazovanii (дата обращения: 15.04.2023). 41. Dorsey A. Fairy tales Psychology and Amy Dorsey Ball State University. Электронный ресурс: https://studylib.net/doc/11213045/fairy-tales-psychology-and-amy-dorsey-ball-state-university (дата обращения 2.01.2022). 42. Handler Spitz E. The Irresistible Psychology of Fairy Tales 43. Koutsompou Violetta-Eirini. The Child and the Fairy Tale: The Psychological 44. Perspective of Children’s Literature. Электронный ресурс: http://ijlll.org/vol2/98-L009.pdf (дата обращения 2.01.2022). 45. What can explain the recent explosion of interest in classic folk stories? Электронный ресурс: https://newrepublic.com/article/126582/irresistible-psychology-fairy-tales (дата обращения 2.01.2022).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Защита прав и интересов несовершеннолетних по УК РФ
Количество страниц:
32
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Право
реферат
Советско- китайские отношения в 1920- е годы
Количество страниц:
20
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Международные отношения
курсовая работа
Идеология и практическая деятельность партии «Черные пантеры» в США (середина 1960-х – 1970-е гг.)
Количество страниц:
20
Оригинальность:
96%
Год сдачи:
2023
Предмет:
История Зарубежная
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image