Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1 Теоретические основы использования дидактических игр на уроках математики как средство развития познавательной активности младших школьников…………………………………………………………….4
1.1. Познавательная активность младших школьников и способы ее развития…………………………………………………………….4
1.2. Дидактические игры по математике и их классификация………9
1.3. Роль дидактических игр по математике в развитии познавательной активности младших школьников………………………………..17
Заключение………………………………………………………………………26
Список литературы………………………………………………………………28
Читать дальше
Таким образом, познавательная активность – это значимая черта личности младшего школьника, которая предполагает развитие самостоятельности, индивидуальности каждого ребёнка, его личностных предпосылок для дальнейшего обучения. Познавательная активность предполагает, прежде всего, избрание ребёнком тех предметов, которые в большей степени способны сформировать активное отношение к обучению.
При анализе литературы по проблеме данного исследования сделан вывод, что дидактическая игра в литературе понимается как вид деятельности, метод обучения и средство обучения.
В данной работе дидактическая игра рассматривалась как вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
Дидактические игры в обучении математике позволяют повысить интерес учащихся к предмету, познавательную активность и развить способности обучаемых, и, как следствие, повышению качества знаний. Классификация дидактических игр проводится по различным основаниям.
Наиболее приемлемой при обучении математике в начальных классах является, классификация дидактических игр по форме проведения: используемые при актуализации знаний; при объяснении нового материала; используемые при закреплении нового и изученного материала; используемые для контроля знаний учащихся.
Применение дидактических игр будет эффективным средством формирования познавательного интереса школьников и повысит их уровень обученности, если разрабатывать и проводить данные игры при соблюдение следующих условий: – соответствие игры учебно-воспитательным целям урока; – доступность для учащихся данного возраста; – умеренность в использовании игр на уроках.
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры её проведение и анализ. В педагогической практике при обучении математике используют дидактические игры на уроках и во внеурочной деятельности; игра может быть, как фрагментом, так и формой проведения урока.
Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры.
Обобщая результаты исследования методической литературы и опыта работы учителей, можно сказать, что дидактические игры могут быть использованы на разных этапах урока математики. Для достижения высоких результатов в активизации познавательной активности младших школьников в процессе обучения математике дидактические игры должны соответствовать определенным требованиям.
Игры, включенные в урок математики, должны быть тесно связаны с темой урока и соответствовать его целям.
Читать дальше
1. Абасов З. А. Познавательная активность школьников //Педагогика. – 1989. – №7. – С. 40-43.
2. Активизация познавательной деятельности младших школьников [Текст] / под ред. Осиповой М. П. – Минск : Обряд, 2017. – 230 с
3. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: [Учеб. пособие для слушателей ФПК директоров общеобразоват. шк. и в качестве учеб. пособия по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Г. И. Щукина, В. Н. Липник, А. С. Роботова и др.]; Под ред. Г. И. Щукиной. - Москва: Просвещение, 1984. - 176 с.
4. Баринова О.В. Дифференцированное обучение решению математических задач // Начальная школа. 2017, №2. С.41-44.
5. Букатов, В. М. Педагогические таинства дидактических игр [Текст]: учебно–методическое пособие / В. М. Букатов. – М. : Флинта, 2003. –151 с.
6. Варданян С.С. Роль интерактивных игр в развитии познавательного интереса у младших школьников // Прикладная информатика. 2015, №2. С.21-23.
7. Виноградова, Н. Ф. Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе [Текст] / Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова. – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016. – 224 с.
8. Выготский Л.С. Психология развития человек. М. : Издательство Смысл; Издательство Эксмо, 2005. 1136 с.
9. Гаврильева Н.Н., Неустроев Н.Д. Организация групповой формы работы на уроках в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 32. С. 64–71.
10. Горнобатова Н. А. Мыслительная деятельность учащихся на уроках математики. // Эксперимент и инновации в школе. 2015, № 5. С. 51- 55.
11. Золотая, И.Г. Применение дидактических игр на уроках математики для развития внимания [Текст] / И.Г. Золотая // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2014. – № 1. – С.44-51.
12. Данилова М. А. Структурно-системные исследования. педагогических явлений и процессов [Текст] : советская педагогика /. Михаил Данилов. – 1971. – № 1. – 95 с.
13. Клепиков В. Н. Создание развивающей среды по формированию математической культуры школьников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014, №4. С.49-55.
14. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников/М.: Сентябрь, 2003. – 176с
15. Леонтьев, А. Н. Хрестоматия по психологии [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М. : Просвещение, 2002. – 448 с
16. Макаренко Е.В. Формирование учебно-познавательной компетенции младшего школьника в образовательном процессе [Электронный ресурс] / Е.В. Макаренко // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – URL: www.science-education.ru/120-16977
17. Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения. М. : Педагогика, 1971. 124 с
18. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии М. : Просвещение, 2006. 382 с.
19. Паскевич Н.В. Методика определения уровня сформированности познавательной активности учащихся (на примере изучения математики) // Педагогическое образование и наука. 2017. N 4. С. 82-84.
20. .Шацкий, С.Т. Педагогические сочинения в 4 т. / Под ред. И.А. Каирова, Л.Н. и М.Н. Скаткиных, В.Н. Шацкой. М., 1962. - Т.1.
21. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования (Новая редакция) [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.06.2017 № 613. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/135639400/ (дата обращения: 28.09.2017).
22. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования (Новая редакция) [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 70 29.06.2017 № 613. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/135639400/ (дата обращения: 16.03.2018).
Читать дальше