СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6 1.1. Понятие школьной успеваемости как психолого-педагогическая проблема 6 1.2. Школьная тревожность как психологический фактор низкой успеваемости в младшем школьном возрасте 15 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ И УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29 2.1. Выявление уровня школьной тревожности у детей младшего школьного возраста 29 2.2. Выявление уровня успеваемости младших школьников 31 2.3. Статистическое сравнение показателей уровня тревожности у детей с различным уровнем успеваемости 33 ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ 37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57 Приложение 1. 61

Соотношение тревожности и успеваемости детей младшего школьного возраста

курсовая работа
Психология
60 страниц
99% уникальность
2023 год
2 просмотров
Голубинская Т.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6 1.1. Понятие школьной успеваемости как психолого-педагогическая проблема 6 1.2. Школьная тревожность как психологический фактор низкой успеваемости в младшем школьном возрасте 15 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ И УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29 2.1. Выявление уровня школьной тревожности у детей младшего школьного возраста 29 2.2. Выявление уровня успеваемости младших школьников 31 2.3. Статистическое сравнение показателей уровня тревожности у детей с различным уровнем успеваемости 33 ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ 37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57 Приложение 1. 61
Читать дальше
Актуальность работы обуславливается тем, что уровень тревожности в современных стрессовых и экологически неблагоприятных внешних условиях становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, зависит все его последующее развитие. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является весьма актуальной. Многие психологи, такие как Вилюнас, К.


Доверьте написание магистерской диссертации в Нижнем Новгороде профессианалам Work5.


.Э. Изард, Н.Д.Левитов, Ч.Д.Спилбергер и другие, занимались проблемой тревожности. В работах, Ю.Л.Ханина и других показано, что тревога как состояние адекватной угрозы оказывает оптимизирующее влияние на человека. Однако, как отмечается в работах А.И.Захарова, Н.В.Имеладзе, Л.М.Прихожан и других, постоянные переживания тревоги становятся личностным новообразованием – тревожностью. Анализ исследований различных авторов показывает, что детская тревожность имеет, с одной стороны, психодинамическую природу, с другой стороны, является результатом социализации. Для тревожности и страхов, раскрывающихся в условиях социализации, существует возможность коррекции в детском возрасте. Начальное образование – это фундамент всего дальнейшего общего и любого профессионального образования. Успешность обучения в начальной школе во многом определяет судьбу человека, его будущую жизнь, поскольку именно в том возрасте, в каком обычно проводится начальное образование, формируются базовые основания личности человека. Исследователи данной проблемы указывают очевидную взаимосвязь тревожности и эффективности обучения школьников. Психологи отмечают, что обучение часто сопровождается повышением тревожности у детей. Однако тревожность может выступать как активизатор учебного процесса, делая его успешным и эффективным, поскольку мобилизирует внимание, память, интеллектуальные способности ребенка, и как негативный фактор, не дающий возможность реализоваться детям в учебной деятельности. Рассматриваемая нами проблема является одной из значимых в современной психологической науке, ее исследование и результаты нацелены на решение многих педагогических вопросов связанных с организацией эффективного обучения и воспитания младших школьников. В связи с этим, актуальность данной работы состоит и в практическом интересе. Несмотря на достаточно полное освещение проблемы успеваемости детей младшего школьного возраста, а также проблемы тревожности детей младшего школьного возраста нет однозначных исследований о том, как влияет тревожность на успеваемость детей младшего школьного возраста. Цель исследования: изучить соотношение тревожности и успеваемости детей младшего школьного возраста. Объект исследования выступает успеваемость детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: уровень школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с различной успеваемостью. Гипотеза исследования: уровень тревожности у детей с разным уровнем успеваемости различается. Задачи: 1.Выявить уровень школьной тревожности младших школьников 2.Определить уровень успеваемости младших школьников 3.Выявить соотношение уровня тревожности и успеваемости младших школьников 4. Разработать систему работы по коррекции тревожности у младших школьников. Для получения необходимой информации мы использовали следующие методы: организационный, теоретический. Эмпирические: тестирование, анализ учебной документации, статистическая обработка данных c помощью U-критерия Манна-Уитни и Н-критерия Крускалла-Уоллиса. Интерпретационный. Методики исследования: Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан) Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.

Читать дальше
В настоящее время одной из актуальнейших проблем психологии остается проблема эмоционального благополучия детей. В последних исследованиях проблема тревожности в детском возрасте не теряет актуальность. Тревожность является базовым качеством личности и нормальная тревожность способствует самоконтролю и избеганию ситуаций, предполагающих неоправданный риск. В зону внимания школьного психолога попадают дети как с повышенным, так и с пониженным уровнем тревожности. Дети с пониженным уровнем тревожности могут страдать от снижения самоконтроля и попадать в потенциально рискованные ситуации. Нормальный уровень тревожности позволяет справляться с текущими задачами деятельности, поддерживая контроль над ситуацией. Дети, имеющие нормальные значения тревожности, не уклоняются от соревновательных видов деятельности, стремясь к успеху, но и достаточно спокойно воспринимая неудачи. Это благополучная категория школьников, не нуждающаяся в дополнительном психолого-педагогическом сопровождении. Основными моментами уязвимости детей с повышенной тревожностью являются: низкий уровень развития произвольности психических процессов, в том числе познавательных, недостаточная самостоятельность в деятельности, низкие адаптивные характеристики, неготовность к видам учебной работы, подразумевающей соревнование и ранжирование учеников, сложности в контактах с одноклассниками и учителем, дефицит ситуаций успеха в учебной деятельности. Для педагогов и школьных психологов крайне актуальной является проблема соотношения школьной тревожности и успеваемости. Анализ литературы в данном направлении позволил на предположить, что взаимосвязь тревожности и успеваемости очевидна. Однако характер данной зависимости при определенных условиях может быть благоприятным и не благоприятным. Проявление тревожности как негативного фактора успеваемости возможно в случае отсутствия поддержки, позитивного подкрепления со стороны родителей и учителя, неудачно складывающихся отношений в классном коллективе, наличии соматических расстройств. В нашем исследовании мы предположили, что успеваемость детей с повышенными и пониженными показателями тревожности различается. Целью нашего исследования было изучить соотношение тревожности и успеваемости детей младшего школьного возраста. Задачами исследования было выявление уровня школьной тревожности младших школьников, определение уровня успеваемости младших школьников, выявление соотношение уровня тревожности и успеваемости младших школьников. Нами были получены следующие результаты: 1. у большинства (66%) обследованных детей выявлен выше нормального уровень тревожности. При этом чуть чаще наблюдается явно повышенная тревожность, чем несколько повышенная. 2. для большинства (64%) детей характерна средняя успеваемость. Доля детей с пониженной успеваемостью (20%) чуть выше доли детей с высокой успеваемостью. 3. у детей с высокой успеваемостью достоверно чаще (p≤0,05) встречается более высокий уровень тревожности, чем у детей с низкой успеваемостью. 4. Разработаны практические рекомендации по взаимодействию и работе с детьми Как видно, по результатам нашего исследования большинство детей проявляют выше оптимального уровень тревожности, что уже само по себе является поводом для дополнительного исследования факторов школьной тревожности, психокоррекционных занятий и тренингов. А тот результат, что более тревожные дети имеют более высокую успеваемость, возможно указывает на необходимость стандартизации шкалы явной тревожности на расширенной выборке современных детей. То есть нормы тревожности могли сместиться за последнее десятилетие, т.к. динамика техногенных, социальных, социально-психологических условий социализации крайне интенсивна. И вполне возможно тот уровень тревожности, что ранее считался повышенным, на данный момент является нормальным, необходимым для успешной адаптации. Данные результаты могут служить основанием для дальнейших исследований в области разработки и эффективности применения определенных программ психокоррекции школьной тревожности в младших классах. А также проведения исследования влияния тревожности на успеваемость в другие возрастные периоды.  
Читать дальше
1. Аракелов, Г.Г. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции /Г.Г. Аракелов, Н.Р. Шишкова. – Санкт-Петербург.: Союз, 2018. – 118 с. 2. Бадикова И.А. ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ И УЧЕБНОЙ УСПЕВАЕМОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. ЖУРНАЛ: Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания 2011 г. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-trevozhnosti-i-uchebnoy-uspevaemosti-v-mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 20.03.2023). 3. Битянова, М.Р. Адаптация ребёнка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М.Р. Битянова. – Москва.: Педагогический поиск, 2019. – 298 с. 4. Бутенко В. Н., Аникина М. А. К вопросу о коррекции школьной тревожности и хронической неуспешности у младших школьников // Перспективы науки. 2022. № 3. 5. Вегнер, А.Л. Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков / А.Л. Вегнер. - Москва.: Альма Пресс, 2019. - 125 с 6. Грехова П. В. Особенности проявления школьной тревожности у учащихся младшего школьного возраста // Психология особых состояний: от теории к практике: мат. IV всерос. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов и аспирантов. Красноярск, 2021. 7. Дувалина О.Н., Карачун Е.А. ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ //«Colloquium-journal»#8(32), 2019 . c 37-39 8. Жердева Л.А. ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА УСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ.//Проблемы современной науки и образования. 2021 год, с.97-99 9. Зиновьева Э.В. Школьная тревожность и ее связь с когнитивными и личностными особенностями младших школьников. URL; https://www.dissercat.com/content/shkolnaya-trevozhnost-i-ee-svyaz-s-kognitivnymi-i-lichnostnymi-osobennostyami-mladshikh-shko (дата обращения: 02.02.23). 10. Карабанова О.А. В поисках оптимального стиля родительского воспитания. //Национальный психологический журнал № 3(35) 2019. C. 73-78 11. Карагеорги Н. В., Макушкина О. М. Особенности школьной тревожности в младшем школьном возрасте // Человек в условиях социальных изменений: мат. междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2022. 12. Каримова Д.Н., Ширванова Ф.В. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ. // САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ВЕСТНИК. 2019. С.74-79 13. Кобазева Ю. А. Взаимосвязь школьной тревожности и академической успеваемости в младшем школьном возрасте // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2021. № 1 (61). 14. Курапова Т.Ю. Теоретический анализ понятий «успеваемость» и «успешность обучения» в психолого-педагогической литературе. URL: http://jurnal.org/articles/2021/ped36.html (дата обращений 12.03.2023) 15. Кутепова Д.В. ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА УСПЕВАЕМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ISSN 2223-4047 Вестник магистратуры. 2018. № 2-2(77).с 89-90 16. Лебедева Е.И. Современные предикторы школьной тревожности младших школьников // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2020. № 2. С. 347–359. 17. Лукина М.Л. Детская тревожность.//Наука и образование сегодня. 2021. С.48-49 18. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. URL: https://psyrodnik.ru/matematicheskie-metody-psixologicheskogo-issledovaniya-nasledov/ (дата обращения 20.03.2023) 19. Пантилеева Е. В., Моисеева А. А. Психологические проблемы современного детства, связанные с тревожностью младших школьников, пути их решения методом социально-психологического тренинга // Инноватика в современном мире: опыт, проблемы и перспективы развития: сб. тр. II междунар. науч.- практ. конф. Уфа, 2020. 20. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Московский государственный психолого-педагогический университет. Электронная библиотека. URL: https://psychlib.ru/mgppu/pri/PRI-001-.HTM#hid65 (дата обращения 23.01.2023) 21. Путивцев П.В. Школьная тревожность в формировании компетенций старшеклассников.// Вестник института мировых цивилизаций №10. 2020. с.98-102 22. Сигачева Н.П. ИЗУЧЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.// Форум молодых ученых,11 (27) 2018, с.577-584 23. Филиппова Т. А., Крыжановская Н. В. Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности младших школьников // Концепт. 2017. Т. 39. 24. Шевкун А.В. /Понятие школьная тревожность в России и за рубежом //Humanitarian scientific journal №1, 2017, с. 80-86 25. Шкала явной тревожности для детей (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale, CMAS). URL: https://med-tutorial.ru/m-lib/b/book/1458348209/143 (дата обращения 12.01.2023) 26. Юркина Л.В., Шумакова C.А. Взаимосвязь школьной тревожности и успеваемости учащихся младших классов. Педагогика. Вопросы теории и практики. //Педагогика. Теория и практика. ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print) 2022. Том 7. Выпуск 9. С. 909-915 URL: http://pedagogy-journal.ru (дата обращения 12.02.2023) 
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Макроэкономические факторы в современном менеджменте
Количество страниц:
28
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Менеджмент
дипломная работа
Развитие системы привлечения, отбора и найма персонала в организацию
Количество страниц:
50
Оригинальность:
95%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Менеджмент
курсовая работа
Разбой, совершенный организованной группой. Отличие от бандитизма.
Количество страниц:
30
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Уголовное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image