Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты учебников истории в школе............................4
1.1. Функции учебников по истории....................................................................4
1.2. Дидактика учебников истории....................................................................9
Глава 2. Учебники истории в школе: анализ......................................................13
2.1. Анализ учебной исторической литературы советского и постсоветского периода................................................................................................................13
2.2. Требования к современным ученикам истории.........................................22
Глава 3. Новые школьные учебники по истории...............................................27
3.1. Новое содержание учебников по истории...................................................27
3.2. Новые учебники и современные цели обучения истории..........................29
Заключение...........................................................................................................35
Список литературы..............................................................................................36
Читать дальше
Современные школьные учебники по истории России отличает стремление авторов донести до читателей новейший научный взгляд на главные исторические события и явления. Такому замыслу отвечает использование разнообразных методических средств: выдержек из источников, изобразительного материала, схем, таблиц, заданий для самоконтроля и т.д.
Можно различать три типа преподавателей истории в зависимости от их подхода к роли своего предмета в школьном образовании:
– первые рассматривают образовательный процесс в целом и преподавание истории в частности без какого-либо критического осмысления, лишь как простую передачу определенного объема знаний учащимся. Этот тип преподавания заключается в изучении утвержденных версий национальной истории, не подлежащих сомнению;
– вторые расценивают школьные предметы, и в том числе историю, главным образом как академическое сочетание знаний, призванных дать детям образование и помочь им успешно сдать выпускные экзамены. Этот тип преподавания включает в себя в основном развитие способностей учащегося с целью углубления его знания истории, ее понимания и обеспечения успеха на экзамене. И в этом случае никакие социальные цели не преследуются;
– третьи относятся к образовательному процессу, и в частности к истории, как к средству обучения детей ценностям, инструменту развития критического подхода к исторической действительности. Этот тип преподавания подразумевает сознательное развитие способностей к историческому анализу на соответствующем уровне, причем не только ради академического интереса или занятного времяпрепровождения, но и для формирования основы для развития собственных принципов поведения и системы ценностей.
Читать дальше
1. Абдулаев, Э. Н. Альтернатива учебнику истории [Текст] / Э. Н. Абдулаев, А. Ю. Морозов // Преподавание истории в шк. - 2022. - № 8. - С. 3-11.
2. Вяземский, Е. Е. Об актуальных проблемах историкообществоведческого образования в общеобразовательной школе и реализации концепций учебных предметов «История» и «Обществознание» [Текст] / Е. Е. Вяземский, А. А. Сорокин // Преподавание истории в шк. - 2018. - N 10. - С. 3-9.
3. Вяземский, Е. Е. Проблемы обновления содержания и структуры исторического образования в российской школе [Текст] : обсуждение в Российской академии образования / Е. Е. Вяземский, Т. В. Болотина // Преподавание истории в шк. - 2017. - N 7. - С. 35- 42.
4. Вяземский, Е. Е. Рекомендации о переходе на новую структуру исторического образования [Текст] / Е. Е. Вяземский, Т. В. Болотина // Преподавание истории в шк. - 2020. - N 10. - С. 3-12.
5. Вяземский, Е. Е. Стратегические приоритеты, ключевые проблемы и ведущие тенденции развития школьного исторического образования в современной России [Текст] / Е. Е. Вяземский // Преподавание истории в шк. - 2019. - N 4. - С. 3-13.
6. Вяземский, Е. Е. Тенденции развития общего исторического образования и подготовка учителя для современной российской школы [Текст] / Е. Е. Вяземский // Преподавание истории в шк. - 2021. - N 2. - С. 3-10.
7. Гонтарь, С. А. Методический аппарат и иллюстративный ряд современного учебника истории для повышения эффективности образовательного процесса [Текст] / С. А. Гонтарь, С. В. Агафонов // Преподавание истории в шк. - 2022. - N 6. - С. 12-17.
8. Изюмский, А. Б. Трудные вопросы в современном школьном учебнике [Текст] / А. Б. Изюмский // Преподавание истории в шк. - 2022. - N 3. - С. 19-27.
9. Короткова, М. В. Современный школьный урок в контексте развития методики преподавания истории [Текст] / М. В. Короткова // Преподавание истории в шк. – 2019. - N 4. - С. 14-21.
10. Крутова, И. В. Системно-деятельностный подход: методический аспект [Текст] : на примере обучения истории / И. В. Крутова, Р. В. Пазин, Э. Н. Абдулаев // Преподавание истории в шк. – 2020. - N 6. - С. 3-9.
11. Мачехина, О. Н. Педагогические модели обучения истории в условиях глобализации: опыт анализа [Текст] / О. Н. Мачехина // Преподавание истории в шк. - 2021. - N 8. - С. 32-35.
12. Методика преподавания истории: учебно-методическое пособие / В. В. Белослудцева ; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Электронные данные. – Пермь, 2021. –88 с.
13. Мишина, И. А. Методологические подходы к преподаванию курсов федеральной, региональной и локальной истории в условиях реализации концепции нового УМК по отечественной и всемирной истории [Текст] / И. А. Мишина, М. Г. Цыренова // Преподавание истории в шк. - 2022. - N 7. - С. 3-12.
14. Пазин, Р. В. Состояние современного школьного исторического и обществоведческого образования [Текст] : методические аспекты проблемы / Р. В. Пазин, И. В. Крутова // Преподавание истории в шк. - 2021. - N 6. - С. 3-8.
15. Пазин, Р. В. Структура современного школьного исторического образования: противоречия и варианты их решения [Текст] / Р. В. Пазин // Преподавание истории в шк. - 2021. - N 8. - С. 43-51.
16. Петров А. Е. Алгоритм формирования межпредметных понятий и УУД на уроках истории в V классе [Текст] / А. Е. Петров // Преподавание истории в шк. - 2019. - N 6. - С. 55-62.
17. Родин, А. М. Из истории школьных учебников истории [Текст] / А. М. Родин // Преподавание истории в шк. - 2019. - № 4. - С. 19- 26.
18. Соколов, А. Б. Социокультурный подход к школьному учебнику истории [Текст] / А. Б. Соколов // Преподавание истории в шк. - 2020. - № 1. - С. 51-53.
19. Стрелова, О. Ю. Проблемы обновления содержания общего исторического и обществоведческого образования [Текст] / О. Ю. Стрелова, Е. Е. Вяземский // Преподавание истории в шк. - 2019. - N 2. - С. 3-8.
20. Шапарина, О. Н. Реализация требований государственных образовательных стандартов в современных учебниках по отечественной истории [Текст] / О. Н. Шапарина // Преподавание истории в шк. - 2018. - N 9. - С. 3-13.
21. Шапарина, О. Н. Современный учебно-методический комплекс по отечественной истории: структура и содержание [Текст] / О. Н. Шапарина // Преподавание истории в шк. - 2018. - N 5. - С. 5-19.
22. Шоган, В. В. Методика преподавания истории в школе : учебное пособие для вузов / В. В. Шоган, Е. В. Сторожакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 433 с.
Читать дальше