Волшебная сказка, как народная, так и литературная, обладает большим дидактическим потенциалом. Фольклорная сказочная проза сохранила веками формировавшиеся представления народа о добре и справедливости, о любви и дружбе, о правде, милосердии, счастье и т.д. Обладая развитой системой персонажей, ярким поэтическим языком, насыщенным различными тропами и фигурами речи, чёткой структурой, простой и понятной моралью, волшебные фольклорные сказки представляют собой богатейший материал для работы на уроках литературы в школе. Это неисчерпаемый источник тем, сюжетов и образов, изучение и анализ которых направлены на формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, чувства патриотизма, любви и уважения к отечественной литературе и культуре, к своей Родине и её историческому наследию. Ценна и воспитывающая функция народной сказки, ведь она не только воспевает вечные ценности русского народа, но и наставляет, ненавязчиво учит подрастающее поколение нормам морали и нравственности.
Литературные сказочные произведения, принадлежащие перу А.С.Пушкина, В.А.Жуковского и других русских писателей вывели сказку на новый, высокохудожественный уровень. Последующие эпохи значительно обогатили идейно-художественное содержание сказок, внесли в неё фольклорные и литературные традиции разных народов и исторических периодов.
Методисты всегда уделяли внимание изучению волшебной сказки в средней школе. Известный фольклорист и педагог М.А.Рыбникова в своей методике опирается на бережное отношение ко времени и силам ученика, на прочное знание учащимися текста сказки и умение ориентироваться в текстовом пространстве произведения. Не менее важным М.А.Рыбникова считала постоянное обращение к особенностям языка сказки, к используемой в ней лексике, средствам художественной выразительности. Всё это говорит о стремлении М.А.Рыбниковой привить ученикам любовь, интерес и уважение к богатствам родного языка, расширить их словарный запас, помочь почувствовать красоту русской речи. В рекомендациях другого отечественного методиста, Н.В.Беляевой, отчётливо просматривается системно-деятельностный подход к работе над волшебной сказкой. Кроме того, методист подчеркивает и важность самостоятельной деятельности ученика при изучении волшебной сказки, которая включает не только работу с текстом, но и поиск дополнительной информации в различных источниках (в справочниках, энциклопедиях, словарях, в интернете и др.).
На данный момент методическая наука имеет достаточно большой практический опыт в изучении волшебных сказок в средней школе. Но многие приёмы, методы и средства устарели и не отвечают требованиям современности, целям и задачам обучения литературе, сформулированным в положениях ФГОС 2021 года.
Опираясь на комплексный анализ волшебных фольклорных и литературных сказок, на методический опыт педагогов, фольклористов и литературоведов, на требования к современному образовательному процессу нами было разработана рабочая тетрадь по литературе для учащихся 5 класса, которая может быть использована для самостоятельной работы при изучении волшебных сказок. Пособие включает в себя разнообразные по форме, объёму и степени сложности задания (тесты, задания с кратким ответом, задания на установление соответствия, творческие задания и т.д.). Задания тетради могут использоваться в качестве инструмента промежуточного и итогового контроля при изучении волшебных сказок. Аудитория, на которую рассчитано применение данного пособия, широка: практикующие педагоги, обучающиеся, родители, будущие учителя-словесники - студенты педагогических вузов. Такая рабочая тетрадь позволяет учителю не только дифференцировать задания для пятиклассников, но и развивать их творческие способности, читательские интересы, художественный вкус; совершенствовать навыки письменной речи