?>
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Волшебная сказка как литературный жанр 5 1.1. Сказка как фольклорный жанр. Типология сказки 5 1.2. Жанр волшебной сказки. Структура волшебной сказки. 11 1.3. Методические подходы к изучению жанра волшебной сказки на уроках литературы в средней школе 21 ГЛАВА 2. Дидактические возможности изучения жанра волшебной сказки на уроках литературы в средней школе 30 2.1. Изучение народной волшебной сказки: анализ структуры (на примере сказок «Царевна-Лягушка» и «Морозко») 30 2.2. Изучение литературной волшебной сказки (анализ «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского) 36 2.3. Описание рабочей тетради по литературе для изучения волшебной сказки в 5 классе 42 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50

Изучение жанра волшебной сказки на уроках литературы в средней школе, литературоведческие и методические аспекты. (Разработка дидактического материала).

курсовая работа
Литература
45 страниц
86% уникальность
2023 год
11 просмотров
Терлецкая А.
Эксперт по предмету «Литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Волшебная сказка как литературный жанр 5 1.1. Сказка как фольклорный жанр. Типология сказки 5 1.2. Жанр волшебной сказки. Структура волшебной сказки. 11 1.3. Методические подходы к изучению жанра волшебной сказки на уроках литературы в средней школе 21 ГЛАВА 2. Дидактические возможности изучения жанра волшебной сказки на уроках литературы в средней школе 30 2.1. Изучение народной волшебной сказки: анализ структуры (на примере сказок «Царевна-Лягушка» и «Морозко») 30 2.2. Изучение литературной волшебной сказки (анализ «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского) 36 2.3. Описание рабочей тетради по литературе для изучения волшебной сказки в 5 классе 42 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
Читать дальше
Обновлённые стандарты ФГОС-2021 предписывают учителю литературы ориентироваться в своей педагогической деятельности на воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию; на формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры. Для этого важно развивать культуру читательского восприятия художественного текста, понимание авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образное и аналитическое мышление, эстетические и творческие способности учащихся, читательские интересы, художественный вкус; совершенствовать навыки устной и письменной речи учащихся. Изучение жанра волшебной сказки на уроках литературы в средней школе с этой точки зрения представляет собой обширный и разнообразный материал, позволяющий учителю реализовать цели и задачи, стоящие перед литературным образованием учащихся в соответствии с ФГОС. Новые стандарты переносят акцент с результата обучения на процесс, а следовательно, необходимы соответствующие обновлённые дидактические материалы и методические подходы.


Возникла необходимость купить докторскую диссертацию в Ростове ? Work5 найдёт решение.


Методическая актуальность данного исследования заключается в необходимости углублённого анализа методических подходов к изучению жанра волшебной сказки и поиска наиболее продуктивных из них, а также в потребностях педагогов в новых дидактических материалах, позволяющих реализовать цели и задачи обновлённых ФГОС при обучении литературе в 5 классе. Литературоведческая актуальность исследования состоит в том, что именно при анализе текстов волшебных сказок учителю проще познакомить пятиклассников с литературными понятиями: образом героя, художественным пространством и временем, художественной деталью, символом, с достаточно сложным понятием «национальная картина мира», т.к. в силу возраста сказки вызывают у учащихся интерес и желание пополнять свои знания. Цель курсовой работы: - определить дидактические возможности изучения жанра волшебной сказки на уроках литературы в средней школе. Объект исследования: волшебная сказка как жанр. Предмет исследования: дидактические возможности изучения волшебной сказки на уроках литературы в средней школе. Материалы исследования: - народные сказки («Царевна-Лягушка» и «Морозко»). - литературные сказки (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и В.А. Жуковский «Спящая царевна»). Методы исследования: изучение и анализ методической литературы по и художественных текстов теме исследования, классификация, описание. Теоретическая значимость работы: улучшение и пополнение теоретической базы по методике преподавания литературы в средней школе. Практическая значимость работы: создание дидактического материала к урокам литературы в 5 классе для изучения темы «Волшебные сказки». Курсовая работа состоит из введения, теоретической главы, практической главы, заключения и списка использованной литературы.  

Читать дальше
Волшебная сказка, как народная, так и литературная, обладает большим дидактическим потенциалом. Фольклорная сказочная проза сохранила веками формировавшиеся представления народа о добре и справедливости, о любви и дружбе, о правде, милосердии, счастье и т.д. Обладая развитой системой персонажей, ярким поэтическим языком, насыщенным различными тропами и фигурами речи, чёткой структурой, простой и понятной моралью, волшебные фольклорные сказки представляют собой богатейший материал для работы на уроках литературы в школе. Это неисчерпаемый источник тем, сюжетов и образов, изучение и анализ которых направлены на формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, чувства патриотизма, любви и уважения к отечественной литературе и культуре, к своей Родине и её историческому наследию. Ценна и воспитывающая функция народной сказки, ведь она не только воспевает вечные ценности русского народа, но и наставляет, ненавязчиво учит подрастающее поколение нормам морали и нравственности. Литературные сказочные произведения, принадлежащие перу А.С.Пушкина, В.А.Жуковского и других русских писателей вывели сказку на новый, высокохудожественный уровень. Последующие эпохи значительно обогатили идейно-художественное содержание сказок, внесли в неё фольклорные и литературные традиции разных народов и исторических периодов. Методисты всегда уделяли внимание изучению волшебной сказки в средней школе. Известный фольклорист и педагог М.А.Рыбникова в своей методике опирается на бережное отношение ко времени и силам ученика, на прочное знание учащимися текста сказки и умение ориентироваться в текстовом пространстве произведения. Не менее важным М.А.Рыбникова считала постоянное обращение к особенностям языка сказки, к используемой в ней лексике, средствам художественной выразительности. Всё это говорит о стремлении М.А.Рыбниковой привить ученикам любовь, интерес и уважение к богатствам родного языка, расширить их словарный запас, помочь почувствовать красоту русской речи. В рекомендациях другого отечественного методиста, Н.В.Беляевой, отчётливо просматривается системно-деятельностный подход к работе над волшебной сказкой. Кроме того, методист подчеркивает и важность самостоятельной деятельности ученика при изучении волшебной сказки, которая включает не только работу с текстом, но и поиск дополнительной информации в различных источниках (в справочниках, энциклопедиях, словарях, в интернете и др.). На данный момент методическая наука имеет достаточно большой практический опыт в изучении волшебных сказок в средней школе. Но многие приёмы, методы и средства устарели и не отвечают требованиям современности, целям и задачам обучения литературе, сформулированным в положениях ФГОС 2021 года. Опираясь на комплексный анализ волшебных фольклорных и литературных сказок, на методический опыт педагогов, фольклористов и литературоведов, на требования к современному образовательному процессу нами было разработана рабочая тетрадь по литературе для учащихся 5 класса, которая может быть использована для самостоятельной работы при изучении волшебных сказок. Пособие включает в себя разнообразные по форме, объёму и степени сложности задания (тесты, задания с кратким ответом, задания на установление соответствия, творческие задания и т.д.). Задания тетради могут использоваться в качестве инструмента промежуточного и итогового контроля при изучении волшебных сказок. Аудитория, на которую рассчитано применение данного пособия, широка: практикующие педагоги, обучающиеся, родители, будущие учителя-словесники - студенты педагогических вузов. Такая рабочая тетрадь позволяет учителю не только дифференцировать задания для пятиклассников, но и развивать их творческие способности, читательские интересы, художественный вкус; совершенствовать навыки письменной речи
Читать дальше
1. Алексеева, М. А. Преподавание литературы: образовательные технологии: [учеб.-метод. пособие] / М. А. Алексеева; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 100 с. 2. Аникин В.П. Русская народная сказка. -М.: Просвещение, 1977. – 120 с. 3. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004. – 232 с. 4. Беляева, Н. В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2021. — 252 с. 5. Брауде, Л. Ю. Скандинавская литературная сказка. – М.: Наука, 1979. – 208 с. 6. Виноградов, Г.С. Народная педагогика // Виноградов Г.С. «Страна детей». Избранные труды по этнографии детства. СПб.: Анатолия, 1998. - С. 77–103. 7. Гульшат, М.У. Методика преподавания литературы. / Academic research in educational sciences, 2021. - №4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-prepodavaniya-literatury/viewer (дата обращения: 20.04.2023) 8. Гупанова, О. В. Образная система «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» / О. В. Гупанова, О. И. Ноздрина. / Юный ученый. — 2018. — № 2 (2). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/young/archive/2/122/ (дата обращения: 19.04.2023). 9. Гусева, В.Г. Эстетика фольклора. -М.: Издательстово «Наука», 1996.- 335 с. 10. Дударева, М.А Функция мотива «Чудесного зачатия/рождения» в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. / Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки, 2018. - № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsiya-motiva-chudesnogo-zachatiya-rozhdeniya-v-skazke-o-mertvoy-tsarevne-i-o-semi-bogatyryah-a-s-pushkina/viewer (дата обращения: 18.04.2023) 11. Егорова, Н.В. Литература. 5 класс. Поурочные разработки к УМК под редакцией В. Я. Коровиной. ФГОС. – ВАКО, 2022. – 256 с. 12. Живичкин, М.В., Абаджян, А.А., Горбачёв, Д.С. Сравнительный анализ сказок В. А. Жуковского «Спящая царевна» и А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» / Юный ученый. — 2018. — № 1 (1). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/young/archive/1/69/ (дата обращения: 19.04.2023). 13. Жуковский, В.А. Сказки. – Эксмо, 2019. – 384 с. 14. Журчева, О.В. Концепция преподавания дисциплины по выбору «Изучение фольклора в школе». / Поволжский педагогический вестник, 2021. - Т. 9, № 2(31), С.75-78 15. Зеленина, Е.С. Типологические и композиционные особенности фольклорной и рекламной сказок. – М.: 2016. – 194 с. 16. Карандашова, О.С. Истоки русской литературной сказки. / Вестник ТвГУ. Серия «Филология». 2019. - №1(60) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eprints.tversu.ru/8662/1/Karandashova_17-21.pdf (дата обращения: 19.04.2023) 17. Карасева И. В., Пташкина В. Н. Литература. 5 класс поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной [и др.] / авт-сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина. — 5-е изд., перераб. и доп. — Волгоград: Учитель, 2019. — 237 с. 18. Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература: 5 кл.: Метод. советы. — М.: Просвещение, 2014. – 220 с. 19. Костюхин Е. А. Сказочник Господарёв // Мастер и народная художественная традиция Русского Севера: доклады III Международной научной конференции «Рябининские чтения — 99»). Петрозаводск, 2000. – 143 с. 20. Курышева, Н.А. Еще раз о пушкинской записи народной сказки о мертвой царевне. / Studia Litterarum, 2018. – Т.3 - №4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/esche-raz-o-pushkinskoy-zapisi-narodnoy-skazki-o-mertvoy-tsarevne/viewer 9дата обращения: 19.04.2023)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
СПЕЦИФИКА ПИСЬМЕННОГО ПЕРЕВОДА В МУЗЕЙНОЙ СФЕРЕ (НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТОВ КАТАЛОГОВ ВЫСТАВОК)
Количество страниц:
38
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Переводоведение
курсовая работа
Адвокатура и адвокатская деятельность в зарубежных правопорядках: на примере Федеративной Республики Германия
Количество страниц:
30
Оригинальность:
70%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Адвокатура
курсовая работа
Центральный Банк России: место и роль в банковской системе.
Количество страниц:
35
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Финансы
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image