ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Анализ понятия «воображение» в научной литературе 5
1.2 Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста 10
1.3 Методические основы развития воображения детей дошкольного возраста 15
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20
2.1 Диагностика развития воображения у детей дошкольного возраста 20
2.2 Методическая разработка занятия по развитию воображения для детей дошкольного возраста 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Читать дальше
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема методической работы по развитию воображения детей дошкольного возраста является чрезвычайно актуальной. Воображение есть форма активности, которая выражается в изменении элементов опыта и позволяет использовать его гибко и точно. Важнейший особенностью воображения является создание целостного образа раньше его частей. Воображение детей младшего дошкольного возраста отличается по большей части непроизвольностью и опирается на реальные предметы или действия; поэтому по заданию или по просьбе взрослого они не могут сочинить или придумать что-то. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут заранее планировать основную идею и замысел своего произведения, затем целенаправленно реализовывать их. Кроме этого, воображение детей дошкольного возраста отличается высокой эмоциональностью.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что особую роль в развитии мышления ребенка выполняет игровая деятельность, так как игра является именно тем видом деятельности дошкольника, в котором происходит зарождение и развитие воображения, которое позже переходит и в другие виды деятельности дошкольника, при этом теряя необходимость во внешних опорах.
Не менее эффективен метод рисования, область применения которого обширна – можно применять как различные виды красок, гуашей, рисование мелом, песком, пластилином, солью, пастой и другими материалами. Поделки из пластилина, картона, бумаги, природных элементов способствуют развитию воображения и совершенствованию креативного мышления. Важность конструирования в развитии воображения ребенка отмечена многими педагогами, поскольку конструирование это деятельность, в процессе которой формируется универсальная способность создавать новые, необычные, оригинальные предметы и образы различного типа, умение видеть целое раньше части.
Читать дальше
1. Брянцева М.В., Баринов Л.С. Развитие творческого воображения у дошкольников // Мат-лы XII Международной научно-практической конференции «Инновационная деятельность в дошкольном образовании». 2019. С. 140-146.
2. Владыкин Д.В. Приемы развития воображения у старших дошкольников // В сборнике: Мир, открытый детству. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2022. С. 240-243.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 2014. 305 с.
4. Вязова А.В., Смирнова Н.Б. Развитие воображения у дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2019. №5. С. 123-130.
5. Гавриченко О.В.Развитие творческого воображения в игровой деятельности современных дошкольников // Мат-лы международной конференции «Социокультурная детерминация субъектов образовательного процесса». 2016. С. 113-118.
6. Газизуллина Г.А., Валитова Г.Р. Формы и методы развития воображения у старших дошкольников // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Наука в XXI веке: современное состояние, проблемы и перспективы». 2019. С. 119-122.
7. Давидчук, А.Н. Конструктивное творчество дошкольника. Пособие для воспитателя. М.: Просвещение, 2015. 80 с.
8. Дорошенко О.А., Козырева Н.А. Игры для развития творческого воображения старших дошкольников // Детский сад от А до Я. 2021. №2. С. 11-17.
9. Ежкова Н.С., Дергачева В.О. Творческое воображение старших дошкольников: диагностика и развитие // Проблемы научной мысли. 2019. Т. 4. №2. С. 28-31.
10. Жулина Г.Н., Новикова Р.А. Особенности взаимосвязи воображения и игровых умений дошкольников // Мат-лы Всероссийской научно-практической конференции «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация». 2013. №1. С. 174-177.
11. Завьялова М.В., Морозова Г.В., Часовская Е.Ю. Использование педагогических технологий в развитии воображения и творческой активности дошкольников // Мат-лы X Международной научной конференции «Артемовские чтения». 2018. С. 143-147.
12. Мартынова Г.А. Развитие творческого воображения старших дошкольников // Наука через призму времени. 2019. №1. С. 55-57.
13. Нугманова А.А. Творческое воображение старших дошкольников и возможности его развития // В сборнике статей по материалам XV Всероссийской научно-практической конференции «Научное творчество молодежи как ресурс развития современного общества». Мининский университет. 2020. С. 41-44.
14. Нугманова А.А. Воображение старших дошкольников и возможности его развития // Сборник статей по материалам XV Всероссийской научно-практической конференции «Научное творчество молодежи как ресурс развития современного общества». Мининский университет. 2020. С. 41-44.
15. Олькова Ю.В., Пузеп Л.Г. Особенности воображения старших дошкольников // Мат-лы научно-практической конференции «Наука и образование: проблемы и перспективы – 2018». 2018. С. 172-176.
16. Полякова И.Н., Кореева Т.В. Развитие воображения, творческих способностей старших дошкольников через применение лего-конструктора // В сборнике: Приоритетные направления современной науки, образования и технологий. 2020. С. 9-11.
17. Прогоннова А.Д. Специфика развития творческого мышления дошкольников // Аллея науки. 2021. Т. 2. №1. С. 725-728.
18. Ребакина Н. В. Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста посредством использования строительно-конструктивных игр // Мат-лы I Международной научной конференции «Образование: прошлое, настоящее и будущее». Краснодар, 2016. С. 35-37.
19. Романенко О.Г.Развитие строительно-конструктивной деятельности детей дошкольного возраста // В сборнике: Педагогический опыт: от теории к практике. 2017. С. 127-130.
20. Саблина Т.А., Бондаренко Е.Ю., Ванькова Ж.В.Развитие воображения у дошкольников в различных видах деятельности // В сборнике: Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен. 2019. С. 344-349.
21. Симановский А.Э. Концепция развития воображения дошкольников // Мат-лы VII Международной научно-практической конференции «Системогенез учебной и профессиональной деятельности». 2015. С. 106-110.
22. Слободенюк А.И., Исмаилов Г.М., Ноткина В.О., Невиницына В.С., Осипкина Ю.А. Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста через конструктивную деятельность // Сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов». Москва, 2022. С. 203-209.
23. Смирнова ЕО. Детская психология. Учебник для вузов. «Питер», 2018. – 304 с.
24. Тимонина Н.Г.Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях лепкой // Мат-лы IV Международной научной конференции в рамках проекта Азбука детства «Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен». 2018. С. 579-581.
25. Тимофи Т.А. Воображение дошкольников и особенности его развития Аллея науки. 2021. Т. 1.№1. С. 748-750.
26. Урунтаева Г. А. Детская психология: учебник. Москва: ИНФРА-М, 2020. 384 с.
27. Царегородцева Е.А., Владыкин Д.В. Возможности творческой развивающей среды детского сада в формировании способов творческого воображения дошкольников // Педагогика современности. 2021. № 1. С. 61-65.
28. Чурбанова С.М., Леонтьева А.А. Развитие воображения и креативности у дошкольников: теоретический анализ современных исследований // Современное дошкольное образование. 2019. №6. С. 70-78.
29. Яшкова Л.А., Пятак Д.А. Развитие творческого воображения у дошкольников в процессе игры // Сборник трудов IV Региональной научно-практической конференции «Молодой исследователь: вопросы науки и практики». Киров, 2021. С. 207-212.
Читать дальше