Введение 3
Глава 1 Общая характеристика института Уполномоченного по правам человека 5
1.1 Понятие и цели создания института Уполномоченного по правам человека 5
1.2 Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека 8
Глава 2. Компетенция, назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека 11
2.1 Компетенция Уполномоченного по правам человека 11
2.2 Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека 16
Заключение 21
Список использованных источников 23
Читать дальше
Уполномоченные по правам человека в России выступают одной из гарантий государственного признания, соблюдения и защиты прав и свобод граждан, их уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и служащими. Своей деятельностью они способствуют созданию демократического правового государства, развитию правосознания граждан и должностных лиц, а также исполняют роль связующего звена между властью и обществом.
Кроме того, уполномоченные по правам человека способствуют совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты, развитию международного сотрудничества в области прав человека.
Значение Уполномоченного по правам человека в РФ связано с концептуальными полномочиями гражданско-публичной власти, где одной из функций государственного управления выступает контроль. Он осуществляется не только самими исполнительными органами власти, но и специализированными институтами, среди которых одно из первых мест занимает институт омбудсмена. Он, по сути, дополняет действующую систему административных гарантий и позволяет гражданам высказать свое отношение к административным актам и действиям публичной администрации. Его положительными сторонами являются бесплатность подачи жалобы, прямая связь с омбудсменом, а также способность урегулирования споров между должностными лицами и гражданами. Он очень привлекателен для малообеспеченных и социально неблагополучных слоев общества. Поэтому омбудсмен, по сути, должен стать ключевой фигурой во взаимоотношениях общества и государства, должен иметь возможность группировать и объединять не только общественные массы, но и общественные институты.
Несмотря на то что вопросы порядка назначения на должность и освобождения от должности, компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом высшей юридической силы, тем не менее можно констатировать, институт уполномоченного по правам человека в России на конституционном уровне в должном виде не урегулирован. Он заслуживает в силу своего особого статуса и значимости специального внимания в виде отдельной статьи Конституции Российской Федерации.
Институт омбудсмена обеспечивает баланс интересов в парадигме «государство, общество, личность», позволяет снимать сложные правовые коллизии, не допуская роста социальной напряженности, обеспечивает дополнительные гарантии справедливости. Поэтому вопросы о роли омбудсмена в контексте требований справедливости должны и впредь находиться в фокусе внимания юридического сообщества.
Читать дальше
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 (с учетом поправок)) // http://pravo.gov.ru (дата обращения 17.04.2023).
2. Федеральный конституционный закон РФ от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 9. – Ст. 1011.
3. Федеральный закон РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 52 (ч. 1). – Ст. 6228.
4. Указ Президента РФ от 11.01.1995 № 32 (ред. от 17.10.2022) «О государственных должностях Российской Федерации» // Российская газета. – № 11-12. – 1995.
Научная и учебная литература
5. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс : учебное пособие в двух томах, том второй. – 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2021. - 936 с.
6. Гунич С.В. К вопросу о понимании системы органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере конституционно-правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. – 2017. – № 1. – С. 63 - 72.
7. Зернов И.В. Полномочия органов публично-правовых образований по защите прав человека // Пролог: Журнал о праве. – 2020. – № 3 – С. 4 - 5.
8. Колобова Т.В. Разграничение административно-правового и конституционного статусов уполномоченного по правам человека в субъекте РФ // Вестник ВГУ. Серия «Право». – 2020. – С. 27-31.
9. Кудрявцев М.А. Институт парламентского уполномоченного по правам человека в России: проблемы становления и развития // Труды Института государства и права РАН. – 2017. – № 3. – С. 14-19.
10. Москалькова Т.Н. Институт уполномоченных по правам человека в государственном механизме России // Административное право и процесс. – 2018. – № 12. – С. 52 - 59.
11. Москалькова Т.Н. Институт уполномоченных по правам человека в Российской Федерации: история формирования и развития // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2020. – № 4. – С. 16-21.
12. Орловский Е.А., Булатов Р.Б. К вопросу о подготовке кадров прокуратуры Российской Федерации в сфере обеспечения и защиты прав человека // Юридический мир. – 2016. – № 6. – С. 39 - 41.
13. Плуталов И.Ю. Административно-правовая основа статуса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Административное право и процесс. – 2019. – № 10. – С. 72 - 75.
14. Тенденции развития контроля за деятельностью публичной администрации в зарубежных государствах : монография / А.Б. Зеленцов [и др.]. – М. : ИЗиСП, ИНФРА-М, 2015. – 446 с.
15. Шамрин М.Ю., Мигачева Е.В. Институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. – 2022. – № 1. – С. 41 - 48.
Материалы судебной и иной практики
16. Определение Конституционного Суда РФ от 26.10.2017 № 2481-О // Доступ из справочной правовой системы «КонстультантПлюс».
17. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – М., 2023. – Режим доступа: www.consultant.ru/
18. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2021 год // URL: https://ombudsmanrf.org/storage/74a0484f-7d5a-4fe4-883d-a1b5ba1dd5f8/documents/14493f2b-4975-49d0-86dd-c9ac917436fe/0447a931-4bc9-4ce6-ae92-b32f8d741412.pdf (дата обращения: 17.04.2023)
Читать дальше