Введение ………………………………………………………………………3 1 Теоретическое рассмотрение о понятии трудных жизненных ситуаций и развитии личности ……....……….….………….............................................6 1.1 Общее понятие о трудных жизненных ситуациях …………………….6 1.2 Понятие личности …………………….......................................................9 1.3 Развитие личности в преодолении трудных жизненных ситуациях…12 1.4 Развитие личности в юношеском возрасте………………………………………,………………………….15 2 Интерпретация и анализ полученных в ходе исследования данных………………………………………………………………………19 2.1 Процедура и методики исследования………………………………….19 2.2 Интерпретация результатов……………………………………………………………..24 2.3 Статистический анализ…………………………………………………27 Заключение .........................................................................................................35 Список использованных источников …….…………………..…….…............37

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ

курсовая работа
Психология
40 страниц
83% уникальность
2023 год
11 просмотров
Рябова В.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение ………………………………………………………………………3 1 Теоретическое рассмотрение о понятии трудных жизненных ситуаций и развитии личности ……....……….….………….............................................6 1.1 Общее понятие о трудных жизненных ситуациях …………………….6 1.2 Понятие личности …………………….......................................................9 1.3 Развитие личности в преодолении трудных жизненных ситуациях…12 1.4 Развитие личности в юношеском возрасте………………………………………,………………………….15 2 Интерпретация и анализ полученных в ходе исследования данных………………………………………………………………………19 2.1 Процедура и методики исследования………………………………….19 2.2 Интерпретация результатов……………………………………………………………..24 2.3 Статистический анализ…………………………………………………27 Заключение .........................................................................................................35 Список использованных источников …….…………………..…….…............37
Читать дальше
Актуальность: на протяжении жизни человеку приходится сталкиваться с различными ситуациями. Причем, нередко случается так, что одна и та же ситуация вызывает у людей разные реакции. Кто-то с легкостью преодолевает трудности, а для кого-то эта же ситуация кажется непреодолимой. В трудной жизненной ситуации может оказаться как взрослый, так и ребенок. В восприятии той или иной ситуации влияют разные психологические характеристики: пол, возраст, мировоззрение, психологическое состояние. Период с 17 до 24 лет наиболее подвержен риску попадания в трудную жизненную ситуацию. В юношеском возрасте изменяется положение человека в системе общественных отношений, обусловленное изменением характера деятельности, которая выходит за пределы школы, требует выполнения от юноши различных общественных функций.


Поможем написать диплом в короткий срок.


Изменяется его роль в семье, неформальной группе, в ближайшем микроокружении, поскольку он приобретает статус взрослого. Однако, считаясь взрослым, он находится в фактической материальной зависимости от родителей, что может вызвать у него внутреннее состояние дискомфорта, проявляющееся в упрямстве, реакциях протеста. В юношеском возрасте могут происходить изменения в социальном статусе личности в связи с окончанием средней или девятилетней школы, поступлением в ПТУ, в вуз, на работу, что требует адаптации к новым условиям деятельности и социальному окружению, или приобретается статус безработного в связи с трудностями нахождения работы (отсутствие опыта и необходимой для работы квалификации). Нередко этот процесс связан с большими трудностями из-за смены референтной группы. Существенно ослабляется социальный контроль из-за снижения интенсивности связей с семьей и взрослыми. Отсюда и появляются проблемы, возникает необходимость изменять привычные нормы поведения, ценности. Развитие личности в кризисные периоды является нормальным феноменом, характеризующим ее динамический аспект, и означают возможный переход развития на качественно новую стадию. Объект: психологическое развитие личности в период преодоления трудных жизненных ситуациях. Предмет: психологическое развитие волевого самоконтроля и смысложизненных ориентаций в период преодоления трудных жизненных ситуаций в возрасте от 17 до 24 лет. Гипотеза: В процессе преодоления трудных жизненных ситуаций происходит личностное развитие человека. Развитие волевых качеств личности более свойственно и выраженно у парней, в то время как у девушек преобладающим является развитие самообладания. Цель: изучить и проанализировать как преодоление трудных жизненных ситуаций влияет на развитие личности. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой исследования были поставлены следующие задачи: Теоретические задачи: 1. Изучить научно-методическую литературу по темам: понятие трудных жизненных ситуаций и их преодоление, понятие личности в психологии, личность в период трудных жизненных ситуациях, развитие в юношеский период. 2. Рассмотреть некоторые черты личности, которые развиваются в период преодоления трудных жизненных ситуаций. Эмпирические: 1. Подготовить инструментарий для проведения исследования. 2. Провести анкетирование испытуемых для выявления трудных жизненных ситуаций, с которыми они сталкивались, и способов их преодоления. 3. Провести тестирование испытуемых по методике Я. Боукала «Решение трудных ситуаций» в адаптации О. Ю. Михайловой. 4. Провести тестирование испытуемых по методике А. Г. Зверкова и Е. В. Эйдмана «Опросник волевого самоконтроля». 5. Провести тестирование испытуемых по методике Д. Крамба и Л. Махолика «Тест смысложизненных ориентаций» в адаптации Д.А. Леонтьева. 6. Проанализировать результаты и сделать вывод. Выборка: в исследовании приняли участие студенты 1-4 курса бакалавриата в возрасте 17-24 года.

Читать дальше
Проведя анализ выбранной литературы по рассмотренной теме, можно прийти к выводу что данная тема в настоящее время имеет актуальное значение, ввиду того, что её рассмотрение привлекает как отечественных так и зарубежных авторов. В изученной литературе чётко определяется понятие ответственности, трудных жизненных ситуациях и способах их совладания. Проанализировав полученные результаты разработанного анкетирования, можно заключить что наибольшее место среди трудных жизненных ситуаций занимают ситуации носящие социальный характер. По мере взросления увеличивается и вовлеченность во все аспекты связанные с трудным и жизненными ситуациями. В большей степени это имеет выражение в принятии ответственности за свои решения, которые в существенной мере влияют на происходящее, на специфику совладающего поведения. Имеются разные виды субъективной ответственности, каждый вид которой обуславливает определённую стратегию помогающую в трудной жизненной ситуации. На основе теоретического и практического анализа, можно сделать вывод, ,что возраст и половой признак человека оказывает значительное влияние на то, как будет себя вести человек в трудной жизненной ситуации. Также были рассмотрены критерии определяющие поведение человека в трудной жизненной ситуации. В результате исследования эмпирического характера, суть которого заключалась в определении взаимосвязи между уровнем реагирования на трудные жизненные ситуации и возрастными особенностями парней и девушек, были сделаны следующие заключения: У многих респондентов наблюдается наибольший удельный вес такого компонента жизнестойкости, как принятие риска. Все опрошенные молодые люди рассмотренной возрастной категории стремятся к саморазвитию, исходя из приобретенного личного опыта. Они уверены, что все препятствия на их жизненном пути закаляют их характер, делают их сильнее и менее восприимчивее к меняющимся социальным условиям. Более третьей части опрошенных студентов объединяет высокий уровень такого показателя, как контроль, этот показатель определяется стремлением оказывать влияние на собственную жизнь, собственный путь. Другой компонент, относящийся к жизнестойкости - вовлеченность, не так ярко выражен среди опрошенных студентов, следовательно они чувствуют себя уверенными в процессе собственной деятельности в процессе трудных жизненных ситуаций. Таким образом, результаты и выводы исследования подтверждают выдвинутую гипотезу и свидетельствуют о том, что в процессе преодоления трудных жизненных ситуаций происходит личностное развитие человека. Развитие волевых качеств личности более свойственно и выраженно у парней, в то время как у девушек преобладающим является развитие самообладания. Полученные результаты и выводы исследовательской работы могут быть применены для личной консультации людей, попавших в тяжёлую жизненную ситуацию или данная работа может служить примерным лекционным материалом для курса по программам обучения совладающему поведению.  
Читать дальше
1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004. - 166 с. 2. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1982.-С. 19-44. 3. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психол. журн. 1994. - Т. 12. - № 4. - С. 39-55. 4. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / под ред. М.М.Горбатовой, А.В.Серого, М.С.Яницкого. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 82 - 90. 5. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1982. - С. 3 -18. 6. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуации и психологическая защита // Психол. журн. 1994. - Т. 14. - № 2 7. Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В., Петровский В.А., Субботский Е.В., Хараш А.У., Цветкова Л.С. О некоторых перспективах исследований смысловых образований личности // Вопр. психол. 1979. - № 3. - С. 35 -45. 8. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психол. жури. 1991. - Т.12. - № 6. - С. 3 - 11; 1992. - Т.13.-J66.-C.3-12. 9. Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения // Психол. журн. 1997. - Т. 18. -№2.-С. 58-78. 10. Василюк Ф.Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г.Щур.-М.: Смысл, 1997.-С. 284-314. 11. Вяткии Б.А. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в специфических условиях спортивной деятельности // Психологический журнал. 1993. Т. 14, № 2. 12. Вяткин Б.А. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности // Интегральное исследование индивидуальности. -Пермь, 1992.-С. 36-55. 13. Головаха Е.И. Формирование и развитие жизненной перпективы личности в юности и зрелом возрасте // Жизненный путь личности. Киев: Наук, думка, 1987.-С. 225-236. 14. Дорфман Л.Я. Образ человека в концепциях индивидуального стиля деятельности // Индивидуальность и способности / Под ред. В.Н. Дружинина, В.М. Русалова, О.Ф. Потемкиной. М., 1994/ЯГ 15. Завьялова О.Ю., Огородова Т.В., Кашапов М.М. Особенности исследования и формирования творческого мышления // Ярославский психологический вестник. -М.-Ярославль, 2004. -Вып. 12,- С. 116-120. 16. Ильин Е.П. Нгуэн Ки Тыонг. Склонность к стилю руководства и личностные особенности // психологические проблемы самореализации личности. Вып. 3 / Под ред. JI.A. Головей, JI.A. Коростылевой. СПб., 1999. 17. Исследование феномена жизнестойкости и определение его взаимосвязи со свойствами и чертами личности / Диплом бакалавра Наливайко Е.И. Научный руководитель Матвеева Л.Г. ЮУрГУ, факультет психологии. -Челябинск, 2003.-60 с. 18. Карпов А.В. Метакогнитивные и метарегулятивные процессы организации деятельности // Ярославский психологический вестник. М.Ярославль, 2004. -Вып. 12.-С. 5-10. 19. Карпов А.В. Психология принятия решения в профессиональной деятельности.-М.: ИП РАН, 1992. 175 с.64. Кашапов М.М. Рефлексивные закономерности и механизмы творческого педагогического мышления. /1. S5S 20. Кашапов М.М., Скворцова Ю.В. Стратегии саморегуляции обучения в процессе формирования творческого педагогического мышления. / Ярославский психологический вестник. М.-Ярославль, 2004. - Вып. 12. -С. 75-78. 21. Коржова Е.Ю. Развитие личности в контексте жизненной ситуации // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 4 / Под ред. Е.Ф.Рыбалко, Л.А.Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2000. - С. 155-161. 22. Коростылева JI.A. Уровни самореализации личности // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 4 / Под ред. Е.Ф.Рыбалко, Л.А.Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2000. - С. 21 - 46. 23. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2 изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-512 с. 24. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации //Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б.С.Братуся, Д.А.Леонтьева. -М.: Смысл, 2002. С. 56 - 65. 25. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997.-С. 156- 176. 26. Либина Е.В. Либин А.В. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами? //Либин А.В. (Ред). Стиль человека: психологический анализ. -М.: 1998. 27. Мельникова Н.Н. Стратегии поведения в процессе социально-психологической адаптации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. 19.00.05 - социальная психология. - СПб., 1999. - 22 с. 28. Морозова С.В. Структура социально-психологических свойств личности студентов в процессе становления в макровозрастном периоде: Автореферат .дисс. канд. психол. наук. Ярославль, 2015. - 191 с. 29. Evans, David R., Pellizzari, Joseph R., Culbert, Brenda J., and Metzen, Michelle E. (2020). Personality, marital, and occupational factors associated with quality of life. Journal of Clinical Psychology, Jul, v49 (n4) :477-485.  
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Анализ пьесы "Кошка на раскаленной крыше"Т.Уильямса
Количество страниц:
15
Оригинальность:
55%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Искусство
курсовая работа
Документальное оформление и учет расчетов с прочими дебиторами и кредиторами на примере ООО «СК ЮВиС»
Количество страниц:
10
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
курсовая работа
Изготовление металлокерамической коронки зуба 2.6
Количество страниц:
17
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Медицина
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image