Поможем написать диплом в короткий срок.
Изменяется его роль в семье, неформальной группе, в ближайшем микроокружении, поскольку он приобретает статус взрослого. Однако, считаясь взрослым, он находится в фактической материальной зависимости от родителей, что может вызвать у него внутреннее состояние дискомфорта, проявляющееся в упрямстве, реакциях протеста. В юношеском возрасте могут происходить изменения в социальном статусе личности в связи с окончанием средней или девятилетней школы, поступлением в ПТУ, в вуз, на работу, что требует адаптации к новым условиям деятельности и социальному окружению, или приобретается статус безработного в связи с трудностями нахождения работы (отсутствие опыта и необходимой для работы квалификации). Нередко этот процесс связан с большими трудностями из-за смены референтной группы. Существенно ослабляется социальный контроль из-за снижения интенсивности связей с семьей и взрослыми. Отсюда и появляются проблемы, возникает необходимость изменять привычные нормы поведения, ценности. Развитие личности в кризисные периоды является нормальным феноменом, характеризующим ее динамический аспект, и означают возможный переход развития на качественно новую стадию. Объект: психологическое развитие личности в период преодоления трудных жизненных ситуациях. Предмет: психологическое развитие волевого самоконтроля и смысложизненных ориентаций в период преодоления трудных жизненных ситуаций в возрасте от 17 до 24 лет. Гипотеза: В процессе преодоления трудных жизненных ситуаций происходит личностное развитие человека. Развитие волевых качеств личности более свойственно и выраженно у парней, в то время как у девушек преобладающим является развитие самообладания. Цель: изучить и проанализировать как преодоление трудных жизненных ситуаций влияет на развитие личности. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой исследования были поставлены следующие задачи: Теоретические задачи: 1. Изучить научно-методическую литературу по темам: понятие трудных жизненных ситуаций и их преодоление, понятие личности в психологии, личность в период трудных жизненных ситуациях, развитие в юношеский период. 2. Рассмотреть некоторые черты личности, которые развиваются в период преодоления трудных жизненных ситуаций. Эмпирические: 1. Подготовить инструментарий для проведения исследования. 2. Провести анкетирование испытуемых для выявления трудных жизненных ситуаций, с которыми они сталкивались, и способов их преодоления. 3. Провести тестирование испытуемых по методике Я. Боукала «Решение трудных ситуаций» в адаптации О. Ю. Михайловой. 4. Провести тестирование испытуемых по методике А. Г. Зверкова и Е. В. Эйдмана «Опросник волевого самоконтроля». 5. Провести тестирование испытуемых по методике Д. Крамба и Л. Махолика «Тест смысложизненных ориентаций» в адаптации Д.А. Леонтьева. 6. Проанализировать результаты и сделать вывод. Выборка: в исследовании приняли участие студенты 1-4 курса бакалавриата в возрасте 17-24 года.