ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНЫЙ И ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ КОНТЕКСТ РАЗВИТИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ В 1930-Х – 1950-Х ГОДАХ 8 1.1 Стилистические тенденции в архитектуре 1930-х годов 8 1.2 1940 – 1950-е годы. Мемориальная архитектура 11 ГЛАВА 2. МОНУМЕНТАЛЬНЫЙ ДЕКОР В АРХИТЕКТУРЕ ДОВОЕННОГО И ПОСЛЕВОЕННОГО ПЕРИОДА В МОСКОВСКОМ РАЙОНЕ ЛЕНИНГРАДА 14 2.1 Дом Советов 14 2.2 Аэровокзал 15 2.3 Жилые дома на Московском проспекте 145 и 147 18 2.4 Павильоны Московского Парка Победы 21 2.5 Эксклюзивная и типовая жилая архитектура в Московском районе Ленинграда 24 ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОНУМЕНТАЛЬНОГО ДЕКОРА В АРХИТЕКТУРЕ ЛЕНИНГРАДА И МОСКВЫ 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38 СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 41 ИЛЛЮСТРАЦИИ 42

Монументальный декор в архитектуре сталинского ампира Ленинграда в 1930-х – 1950-х годах на примере Московского района

курсовая работа
Искусство
40 страниц
90% уникальность
2023 год
14 просмотров
.
Эксперт по предмету «Искусство»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНЫЙ И ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ КОНТЕКСТ РАЗВИТИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ В 1930-Х – 1950-Х ГОДАХ 8 1.1 Стилистические тенденции в архитектуре 1930-х годов 8 1.2 1940 – 1950-е годы. Мемориальная архитектура 11 ГЛАВА 2. МОНУМЕНТАЛЬНЫЙ ДЕКОР В АРХИТЕКТУРЕ ДОВОЕННОГО И ПОСЛЕВОЕННОГО ПЕРИОДА В МОСКОВСКОМ РАЙОНЕ ЛЕНИНГРАДА 14 2.1 Дом Советов 14 2.2 Аэровокзал 15 2.3 Жилые дома на Московском проспекте 145 и 147 18 2.4 Павильоны Московского Парка Победы 21 2.5 Эксклюзивная и типовая жилая архитектура в Московском районе Ленинграда 24 ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОНУМЕНТАЛЬНОГО ДЕКОРА В АРХИТЕКТУРЕ ЛЕНИНГРАДА И МОСКВЫ 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38 СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 41 ИЛЛЮСТРАЦИИ 42
Читать дальше
Актуальность данной темы обусловлена тем, что последнее время возрастает интерес общества к советскому культурному наследию, однако тема сталинской архитектуры мало изучена. Почти во всех исследованиях, посвящённых этой теме, упоминается московское зодчество с его скульптурным убранством, но информация о ленинградском монументальном декоре 1930-х — 1950-х годов в литературе практически отсутствует. Рассматриваемая тема является хорошо изученной. Во все времена искусство воспроизводит и отражает действительность. Наиболее полно о той или иной эпохе нам может рассказать такой вид искусства как архитектура. Архитектура не может существовать совершенно отчужденно от своего времени, она визуализирует идею эпохи, отражает мировоззрение. В период 1930-х — начала 1950-х годов, когда единоличным диктатором огромной страны являлся Иосиф Виссарионович Сталин, советская идеология играла значительную роль в становлении искусства и культуры. Искусство отражало культ личности руководителя государства, имело идеологическую подоплеку, которая внедрялась разными способами. Архитектура наиболее точно отражала характер идеологии сталинской эпохи.


Дипломная работа по культурологии на заказ - это лучшее решение, если вы не хотите писать ее самостоятельно.


Как и в эпоху неоклассицизма, большое значение в придании архитектурному сооружению должного эффекта было отведено монументальному декору, который воплощает темы, отвечающие идеологии и политике сталинского времени. Так сформировался официальный архитектурный стиль — сталинский ампир. Существует множество трактовок и определений архитектурного стиля 1930-х — 1950-х годов. Ученые не пришли к единому мнению касательно терминологии, наименования архитектурного стиля сталинской эпохи. Это связано с тем, что общее направление архитектуры того времени — ретроспективное, то есть на него повлияли традиции разных эпох. Советский и российский искусствовед, исследователь архитектуры русского авангарда С.О.Хан-Магомедов использует термин “сталинский ампир” и “неоакадемизм” ; историк и крупный исследователь архитектуры 1930-х — 1950-х годов А.В. Иконников характеризует стиль понятием “социалистический неоклассицизм” и “постконструктивистская архитектура” ; Ю. П. Волчек говорит о “пролетарской классике” . У сталинской архитектуры есть четкие временные рамки, начало и конец, которые приняты большинством исследователей. Началом данного явления считается публикация весной 1932 года результатов второго этапа проектов Дворца Советов в Москве. Конец сталинской архитектуры наступил в 1954—1955 годах, после Всесоюзного творческого совещания по строительству 1954 года, постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 4 ноября 1955 года и Второго всесоюзного съезда советских архитекторов, проходившего 26 ноября — 3 декабря 1955 года, на котором была объявлена борьба с “излишествами в архитектуре”. Тогда на смену пышной архитектуре сталинской эпохе пришла индустриализация строительства и массовое типовое проектирование. С середины 1990-х годов начинают появляться книги, рассказывающие о сталинском искусстве и архитектуре. Первой стала работа Игоря Наумовича Голомштока, вышедшая в 1994 году . В книге разбираются идеологическая составляющая тоталитарного искусства, его функции и язык, структура, внутренняя иерархия жанров. Голомшток показал, как тоталитарные режимы сначала налаживают механизм управления культурой, потом структуру и идеологические взгляды этой культуры, и, в конечном итоге, официальный государственный стиль. Игорь Наумович также описывает сходства и различия между культурами сталинского Советского Союза, гитлеровской Германией и фашистской Италией. Автором следующей работы является Иконников Андрей Владимирович. Его труд был издан в 1997 году . Главная тема книги – проблема применения опыта, использование традиций и образов предыдущих эпох при решении насущных задач архитектуры. Показано, как системы форм, связанных с образами и опытом истории, используются для создания новых формальных языков, служащих передаче содержания, характерного для своей эпохи, как они соотносятся с новыми идеями и ценностями. Андрей Владимирович считает, что сталинский ампир 1932—1955 годов был составной частью общеевропейской волны неоклассицизма. Сталинская диктатура хотя и влияла негативно на художественный процесс, но не направляла его. Книга Владимира Паперного “Культура Два” представляет собой анализ и сравнение досталинской культуры, то есть Культуры Один, и сталинской, то есть Культуры Два. Он сравнивает психологию двух эпох, их мироощущение, восприятие пространства, форм, общественных структур и движений, которые происходят в этих структурах. Паперный показывает, каким образом смена стиля связана со сменой пространственного, общественного и этического мировоззрения, выявляет механизм архитектурного мышления. Историк архитектуры и публицист Дмитрий Хмельницкий рассматривает процесс возникновения, развития и упадка сталинской архитектуры . Он описывает события архитектурной жизни, как часть общей советской истории, связывает политические, экономические и культурные события конца 1920-х – конца 1950-х годов. Во второй своей работе , на основе документального материала, Хмельницкий приходит к выводу, что руководителем всего процесса архитектурного развития в 30-50-е годы был лично Сталин. О монументальном декоре пишет Мария Силина. В своей монографии она изучает историю монументально-декоративного рельефа 1920-1930-х годов в СССР . Автор анализирует эволюцию, рассматривает обстоятельства формирования современного представления о монументально-декоративном искусстве. Также затрагивается тема взаимодействия скульптуры с архитектурой, идет сравнение московской и ленинградской традиции. Проблемой данного исследования является синтез скульптуры с архитектурой. Объект исследования – монументальный декор 1930-х – 1950-х годов в Московском районе Ленинграда. Предмет исследования – типологические, стилистические и семантические аспекты монументального декора. Целью данной работы является изучение монументального декора в архитектуре сталинского ампира Ленинграда в 1930-х – 1950-х годах на примере Московского района. В соответствии с поставленной целью будут решены следующие задачи: - рассмотреть культурный и историко-архитектурный контекст развития ленинградской архитектуры от 1930-х к 1950-м годам. - описать и проанализировать на примере конкретных сооружений в Московском районе Ленинграда 1930-х — 1950-х годов темы и сюжеты монументального декора. - сопоставить монументальный декор Ленинграда и Москвы 1930-х — 1950-х годов. - обобщить материал и сделать выводы. В качестве способов исследования были использованы типологический, формально-стилистический метод, семантический анализ. Научная новизна данной работы заключается в изучении монументального декора в архитектуре сталинского ампира Ленинграда в 1930-х – 1950-х годах на примере Московского района. Практическая значимость исследования. Анализ монументального декора расширяет представление о ленинградской архитектуре сталинской эпохи. Курсовая работа состоит из оглавления, введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложения.  

Читать дальше
Советская архитектура прежде всего ассоциируется с конструктивизмом и типичной застройкой районов многоэтажной застройкой. Однако это далеко не все проявления — в СССР был период, характеризующийся гораздо большим архитектурным размахом, — речь, конечно, идет об эпохе сталинского ампира. Монументальный и помпезный, он стал ведущим направлением в декоративно-прикладном искусстве с начала 1940-х до середины 1950-х годов. Сегодня находим многие его отражения в современной архитектуре Санкт-Петербурга – в частности, это проявляется в новых жилых комплексах Подмосковья. Невероятно высокие небоскребы, богато украшенные, они как бы говорили человеку того времени, насколько он ничтожен. Это было сделано, в том числе, для поддержания идеологии шкалы личности «фюрер». Сближается ампир с идеями гигантизма и в меблировке комнат – массивная тяжелая мебель, высокие потолки с лепниной, большие створчатые окна. Стиль сталин-ампир также имеет черты эклектики – строгий и в то же время богатый, утонченный и немного готический – он сочетает в себе элементы ренессанса, барокко, позднего классицизма, конструктивизма и ар-деко. Одной из главных особенностей сталинского ампира является то, что все постройки этого направления выше своих соседей, возвышаются над обычными домами и видны издалека. В отделке используется мрамор, бронза, гранит – преимущественно натуральные, но больше всего – качественные и дорогие материалы. Декорации имеют реалистическое начало – в основном это барельефы со спортсменами, рабочими, военными деятелями. Часто можно встретить изображение серпа и молота, пятиконечной звезды. В этом есть и метафора - простые люди, изображенные на барельефах по бокам зданий, как бы поддерживают всю эту толпу, а вместе с ней и культ личности главы государства. В Санкт-Петербурге есть одни из ярчайших образцов сталинского ампира – больше всего их в Московском районе, что вполне логично – когда-то здесь планировалось построить новый центр города. Дом Советов. Это главное произведение сталинского ампира в северной столице. Строительство началось в 1936 году, архитектор Ной Троцкий. Однако достроить здание до начала Великой Отечественной войны не удалось, его достроили позже — уже в середине 40-х годов. Планировалось, что Дом Советов станет центром нового административного района — советские власти хотели перенести центр города подальше от границы с Финляндией, но потом об этой идее забыли: после окончания войны граница была тянулся дальше на север, и перестраивать городское пространство не имело смысла. Кинотеатр "Дружба". Также расположенный на Московском проспекте кинотеатр стал первым десятиэтажным зданием в Петербурге. На первом этаже располагался кинотеатр, куда съезжалась молодежь не только со всей области, но и города. Здание удостоено премии Всероссийского конкурса «Лучший жилой дом». Архитекторами выступили М.Е. Русаков и В.М. Фромсель. Ансамбль Светлановской площади. Расположенный на проспекте Энгельса, 21-25, он был спроектирован Л.Л. Шретер, М.П. Савкевич и В.Ф. Возлюбленный. Являясь прекрасным образцом позднесталинского ампира, ансамбль с удивительной точностью передает атмосферу архитектурного направления: три больших корпуса образуют полукруг, запоминаются массивные окна со слегка мрачноватым видом. Примечательно, что до 1950-х годов здесь вообще не было места - была лишь небольшая церковь, а вокруг нее стояли деревенские дома, по дорожкам и зеленым дворам бегали куры и гуси. Вестибюль вокзала Кировский завод. Павильон построен в те годы, когда сталинский ампир пользовался наибольшей популярностью – благодаря этому чувствуется широта в дизайне. Здание даже немного напоминает монументальные древнегреческие постройки (это связано с дорическими колоннами с каннелюрами по периметру здания). Но самым интересным решением здесь стала люверсная подсветка, которая впервые была использована в работе над станцией метро — если поднять голову, возникает ощущение, что там не потолок, а огромное небо. Дом с башней. Знаменитый дом, в котором родился Виктор Цой, строился тринадцать лет — с 1940 по 1953 год. Здесь долгое время жили влиятельные люди — политики, чиновники, военные, но позже ситуация изменилась и во многих квартирах поселились простые рабочие. Многие из них жили в замкнутых пространствах, теснясь по нескольку человек в одной комнате. В детстве Цой ночевал в подъезде. Этот же стиль застройки является самым помпезным — объект резко возвышается над окружающими домами и венчается 76-метровым шпилем, что вообще необычно для советской архитектуры. Не только из других районов города, но и из других городов приезжали посмотреть на новый дом - так он стал известен в народе. Конец эпохи сталинского ампира звучал прозаично – как и все идеи, эта была привнесена «сверху». Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 г. № 1871 было принято решение «устранить излишества в проектировании и строительстве».
Читать дальше
1. Анисимов А. В. Архитектура планетариев. История. Архитектура. Реконструкция. Опыт зарубежья / Анисимов Александр Викторович. - М.: Дружеское слово, 2020. - 805 с. 2. Архитектура гражданских и промышленных зданий. Том 1. История архитектуры. - Москва: СПб. [и др.]: Питер, 2018. - 284 с. 3. Беккер, Р. История архитектуры / Р. Беккер. – М.: Йойо Медиа, 2017. – 767 с. 4. Бирюкова, Н.В. История архитектуры: Учебник / Н.В. Бирюков. - М.: НИЦ Инфра-М, 2023. - 367 с. 5. Блохина, И.В. Всемирная история архитектуры и стилей / И.В. Блохин. – М.: АСТ, 2017. – 448 с. 6. Виолле-ле-Дюк, Э.Э. Архитектура. Всемирная история архитектуры / Е.Е. Виолет-ле-Дюк. - М.: АСТ, 2020. - 304 с. 7. Волчок Ю.П. “Почему же все это должно было произойти?” (Об универсальности понятия «пролетарская классика» для осмысления и обобщения архитектуры периода 1930-1950-х годов) // Архитектура сталинской эпохи. Опыт исторического осмысления. М., 2010. — С. 74. 8. Вопросы общей истории архитектуры. Выпуск 4. Личность, эпоха, стиль. – Москва: Наука, 2021. – 544 с. 9. Воронов А. А. Вопросы всеобщей истории архитектуры. Выпуск 2 / А. А. Воронов. – Москва: СИНТЕГ, 2018. – 547 с. 10. Всеобщая история архитектуры (в 2-х томах - комплект). - М.: Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и стройматериалам, 2020. - 953 с. 11. Голомшток И. Тоталитарное искусство. М., 1994. – 158 с. 12. Иконников А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. — С. 404. 13. Иконников Л. В. Историзм в архитектуре. М., 1997. – 320 с. 14. Маклакова Т.Г. Архитектура индустриальной эпохи История архитектуры и строительной техники Часть 2 / Т.Г. Маклаков. - М.: АСВ, 2020. - 256 с. 15. Павлинов А.М. История русской архитектуры. (Рег.) / А.М. Павлинов. – М.: Ленанд, 2019. – 272 с. 16. Пеньков А.В. Мои Хамовники: Очерк окраин старой Москвы: история старейшего района Москвы сквозь призму архитектуры / А.В. Пеньков. – М.: Ленанд, 2019. – 148 с. 17. Прокопенко, Н.И. История архитектуры и строительной техники: Учебник / Н.И. Прокопенко. – СПб: Лань, 2016. – 576 с. 18. Романюк, С.К. Аллеи старой Москвы. История. архитектурные памятники. Маршруты / С.К. Романюк.. — М.: Центрполиграф, 2013. — 831 с. 19. Силина М.М. История и идеология: монументально-декоративный рельеф 1920-1930-х годов в СССР. – М.: БуксМАрт, 2014. – с. 56 20. Соловьев К.А. История архитектуры и строительной техники: Учебник / К.А. Соловьев, Д.С. Степанова. – СПб: Лань, 2018. – 572 с. 21. Ткачев, В.Н. История архитектуры / В.Н. Ткачев. – М.: Альянс, 2016. – 272 с. 22. Флетчер, Б. История архитектуры / Б. Флетчер. - М.: Архитектура-С, 2022. - 768 с. 23. Хан-Магомедов О.С. “Сталинский ампир”: проблемы, течения, мастера // Архитектура сталинской эпохи. Опыт исторического осмысления. М., 2010. — С. 15. 24. Хмельницкий Д. С. Архитектура Сталина. Психология и стиль / Д. С. Хмельницкий. М.: Прогресс-Традиция, 2007. – 158 с. 25. Хмельницкий Д. С. Зодчий Сталин / Д. С. Хмельницкий. М.: Новое литературное обозрение, 2007. – 185 с. 26. Чинг, Ф.К. Всемирная история архитектуры. Строения всех стран и континентов за 6000 лет: С IV тысячелетия до н.э. до сегодняшнего дня / Ф.К. Чинг, М.М. Яршомбек; пер. с английского. А.Кулаков. - М.: АСТ, Астрель, 2021. - 784 с. 27. Шуази, О. Всеобщая история архитектуры / О. Шуази; пер. от миссис NS Курдюков, Э.Г. Денисов. - М.: Эксмо, 2022. - 704 с.  
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Регистрация и учёт уголовных дел в судах
Количество страниц:
30
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Право
курсовая работа
Жизненные стратегии творческой личности на примере биографий великих исследователей Фритьорфа Нансена и Руала Амундсена
Количество страниц:
40
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Психология
курсовая работа
Оперативно-розыскные мероприятия, как средство оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в борьбе с преступностью
Количество страниц:
25
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Правоохранительные органы
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image