Таким образом, можно сделать вывод, что, несомненно, систему источников современного российского гражданского права составляют наряду с национальными законами и нормы международного права.
Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств. Международные договоры являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества, способствуют расширению международных связей с участием государственных и негосударственных организаций, в том числе с участием субъектов национального права, включая физических лиц. Международным договорам принадлежит первостепенная роль в сфере защиты прав человека и основных свобод.
Для данного вида источников характерно то, что они:
- обладают непосредственным действием (т.е. не нуждаются в том, чтобы они специально признавались или воспроизводились в актах РФ, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта);
- имеют приоритетное действие, что предусмотрено Конституцией РФ ("если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора").
При этом особенностью международно-правовых норм в гражданской сфере правоотношений выступает разностороннее влияние, которое они оказывают на развитие отечественного гражданского законодательства, ростом числа договорных источников в сфере международных отношений, необходимостью укрепления доверия между государствами, укрепления законности в деятельности органов исполнительной власти, судов и т.д.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, будучи составной частью правовой системы государства, образуют тем не менее в рамках этой единой системы самостоятельный правовой блок, имеющий практически важные юридические особенности. Это выражается, во-первых, в особом порядке официальной публикации международных договоров и их изменений и, во-вторых, в особенностях их толкования, которое должно осуществляться с учетом их международного характера и правил толкования, содержащихся в Венской конвенции оправе международных договоров 1969 г., участником которой является Российская Федерация. При применении международных договоров должны также учитываться их понимание и практика применения другими государствами.
В связи с этим нельзя согласиться с выводом о том, что международные договоры являются источниками российского внутригосударственного права. Международные договоры и международно-правовые обычаи, содержащие общепризнанные принципы и нормы, являются источниками международного права и источниками правового регулирования внутригосударственных отношений, в том числе гражданских.
При этом сложность с оценкой общепризнанных норм международного права как одного из видов нормативно-правовых регуляторов именно гражданских отношений, заключается в том, что эти правовые явления традиционно относятся к предмету исследования международного публичного, а не внутригосударственного гражданского права.
Ограничивать сферу действия международных договоров, как источников гражданского права, лишь отношениями, относящимися к международному частному праву, не следует, в силу ряда обстоятельств:
Во-первых, многие международные договоры, даже те, которые направлены на регламентацию гражданских отношений с иностранным элементом, применяются и к гражданским отношениям, не осложненным иностранным элементом. Следовательно, они остаются за пределами предмета международного частного права. Так, например, до принятия актов федерального законодательства, посвященным регулированию лизинговых отношений, участники данных отношений широко практиковали договорное применение норм Оттавской Конвенции по международной аренде оборудования, при том, что Россия не участвует в данной Конвенции.
Во-вторых, методы международного частного права (коллизионный и материально-правовой) достаточно специфичны и ориентируются преимущественно на выбор правовой нормы их числа двух или более реально существующих норм. Тогда как, международный договор закрепляет новую норму, разработанную и согласованную государствами, либо формально определяет норму, ранее сложившуюся в форме обычая, задает тем самым определенное направление для развития права (и законодательной системы) договаривающихся сторон.