?>
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................... 3 1. Теоретические основы формирования вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе..................................................................................... 6 1.1 Принципы построения начального курса математики, характеристика основных понятий и последовательность их изучения в начальной школе............. 6 1.2 Организация образовательной среды на уроках математики в 1 классе при изучении состава числа........................................................................................... 13 1.3 Анализ альтернативных программ и учебников по математике для начальной школы в части изучения состава числа .................................................... 20 2.Организация практической работы по изучению состава числа в 1 классе в условиях вариативности содержания программ по математике................................ 27 2.1 Диагностика уровня сформированности вычислительных навыков обучающихся первых классов....................................................................................... 27 2.2 Опытная работа по подбору и применению комплекса развивающих математических заданий, направленных на ликвидацию пробелов в знаниях о составе числа на уроках математики............................................................................ 35 2.3 Анализ результатов экспериментальной работы........................................ 43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................... 51 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.................................................... 52 ПРИЛОЖЕНИЕ А.......................................................................................................... 54 СОДЕРЖАНИЕ

Особенности организации образовательного процесса по изучению состава числа в 1 классе в условиях вариативности содержания программ по математике.

дипломная работа
Педагогика
50 страниц
52% уникальность
2023 год
10 просмотров
.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................... 3 1. Теоретические основы формирования вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе..................................................................................... 6 1.1 Принципы построения начального курса математики, характеристика основных понятий и последовательность их изучения в начальной школе............. 6 1.2 Организация образовательной среды на уроках математики в 1 классе при изучении состава числа........................................................................................... 13 1.3 Анализ альтернативных программ и учебников по математике для начальной школы в части изучения состава числа .................................................... 20 2.Организация практической работы по изучению состава числа в 1 классе в условиях вариативности содержания программ по математике................................ 27 2.1 Диагностика уровня сформированности вычислительных навыков обучающихся первых классов....................................................................................... 27 2.2 Опытная работа по подбору и применению комплекса развивающих математических заданий, направленных на ликвидацию пробелов в знаниях о составе числа на уроках математики............................................................................ 35 2.3 Анализ результатов экспериментальной работы........................................ 43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................... 51 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.................................................... 52 ПРИЛОЖЕНИЕ А.......................................................................................................... 54 СОДЕРЖАНИЕ
Читать дальше
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НООО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования. Требования к результатам освоения образовательной программы начального общего образования к уроку математики предполагают, что выпускник приобретет такие математические умения и навыки, как: 1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; 2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов; 3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; 4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные [1, с. 23] В соответствии с требованиями ФГОС НОО, целью учителя является: создание благоприятных условий для успешного формирования вычислительных навыков младших школьников. Для достижения поставленной цели, учителю начальных классов необходимо выполнить следующие задачи: 1. Научить младших школьников использовать начальные математические знания; 2. Познакомить с основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, математической речи; 3. Способствовать развитию первоначального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.


Хотите узнать, где заказать реферат по экологии? Конечно же в Work5! Уже более 15 лет мы помогаем студентам с написанием работ!


. Обучение детей предмету математика начинается с самого начала поступления в школу. Этот период времени является особенно сложным для младших школьников. При поступлении в школу, существенно меняется социальная среда, в которой дети привыкли находиться, существенно меняется и вид деятельности: с игровой на учебную. Период адаптации у каждого школьника проходит по-разному, поэтому, необходимо учитывать эти особенности в образовательном процессе. Методическими разработками обучения математике младших школьников занимались С.Ф. Горбов, В.В.Давыдов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева, Д.Б. Эльконин. В своих разработках Д.Б. Эльконин руководствовался разработками своего учителя Л.С. Выготского. Л.С. Выготский, открыл некоторые особенности детей младшего школьного возраста, одной из которых является «зона ближайшего развития». Зоной ближайшего развития, является «...то умение, которое ребенок еще не может выполнять, но скоро научится» [3, с. 55]. Изучая математику, дети постепенно знакомятся с различными математическими действиями, в которых умение выполнять одни, становится основой для следующего. После освоения счета, первоклассники переходят к изучению более сложного материала – составу числа. Успешность освоения материала напрямую зависит от методов, форм и приемов обучения, содержания образовательной программы. Одним из основополагающих принципов и направлений развития современной системы образования является – вариативность. Принцип вариативности предполагает определенную позицию учителя в образовательном процессе, при которой будет осуществляться самореализация и саморазвитие обучающихся. Учителю необходимо создать некую среду, условия, в которых для каждого обучающегося, индивидуально, будет доступен тот или иной метод обучения, с учетом всех возрастных, физических, психических и эмоциональных особенностей первоклассников. Возникает вопрос: какие нюансы необходимо учитывать, применяя вариативность в обучении математике младших школьников? Таким образом, тема выпускной квалификационной работы особенности организации образовательного процесса по изучению состава числа в 1 классе в условиях вариативности содержания программ по математике, является актуальной. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты могут быть использованы в подборе диагностик на выявление уровня освоения младшими школьниками состава числа в условиях вариативности содержания программ. Проблема педагогического исследования: каковы альтернативы программ и учебников по математике для начальной школы в части изучения числа? Цель педагогического исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить альтернативы программ и учебников по математике для начальной школы в части изучения числа. Объект исследования: образовательный процесс, направленный на изучение состава числа в 1 классе. Предмет исследования: альтернативы программ и учебников по математике для начальной школы. Согласно поставленной цели определены следующие задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования. 2. Рассмотреть способы организации образовательной среды на уроках математики в 1 классе при изучении состава числа. 3. Проанализировать альтернативы программ и учебников по математике для начальной школы в части изучения состава числа. 4. Провести опытно-экспериментальную работу по подбору и применению комплекса развивающих математических заданий, направленных на ликвидацию пробелов в знаниях о составе числа на уроках математики. Гипотеза исследования: освоение состава числа в 1 классе будет успешным, если реализация образовательного процесса будет проводиться в условиях вариативности содержания программ. Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого- педагогической и методической литературы по теме исследования; формулирование выводов и практических рекомендаций по теме исследования); эмпирические; социальные; практические. Опытно-экспериментальная база исследования: Дипломная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется научный аппарат исследования. В первой главе были изучены теоретические аспекты исследования, основы формирования вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе. Наиболее подробно рассматривается организация образовательной среды на уроках математики в 1 классе при изучении состава числа. Во второй главе «Организация практической работы по изучению состава числа в 1 классе в условиях вариативности содержания программ по математике» была проведена исходная диагностика вычислительных навыков младших школьников; - подобран комплекс развивающих математических заданий, направленных на ликвидацию пробелов в знаниях о составе числа на уроках математики разработана серия уроков. - была проведена итоговая диагностика вычислительных навыков младших школьников. В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной работы. Общий объем дипломной работы составляет 66 страниц машинописного текста. Список использованных источников включает в себя 17 наименования.

Читать дальше
В процессе работы по теме исследования был произведен теоретический анализ научной литературы, с помощью которого было охарактеризовано понятие «вычислительные умения», выделить этапы формирования данных умений, представить классификацию вычислительных умений и описать методику по формированию вычислительных умений у младших школьников. Также были определены и охарактеризованы признаки вычислительных умений, к которым относятся осознанность, правильность, обобщенность и рациональность. Для дальнейшей работы было дано научное объяснение понятия «вариативность содержания программ», которые представляют собой совокупность всех методов, способов и средств работы при выполнении математических действий. Были проанализированы УМК, описаны виды, которые может использовать в своей деятельности учитель в процессе формирования вычислительных умений у учащихся Таким образом, для учителя были определены следующие положительные стороны: 1) малая затрата времени на подготовку урока; 2) контроль и оценка знаний и умений учащихся; 3) возможность организации групповой и индивидуальной работы детей (использование тренажеров, проведение исследовательской работы); 4) возможность проявить творческие способности педагога (создание тестов, наглядных пособий, тренажеров и презентаций). Изучив современные условия процесса обучения математике в начальной школе, можно сделать вывод о том, что вариативность содержания программ при обучении школьников – это важнейшая часть самого образовательного процесса. И тем самым, предполагает важность использования данных условий для формирования вычислительных умений на начальном этапе образования, в связи с тем, что они дают возможность представлять учебный материал «порциями», делают материал более разносторонним, способствуют развитию интереса и прочному усвоению знаний и вычислительных умений. В практической части нашей работы был изучен уровень сформированности вычислительных умений у учащихся 1 класса. Проанализировав самостоятельные работы учащихся, составленные для исследования, выявлено, что у большинства учащихся вычислительные умения сформированы на среднем уровне, но также есть учащиеся с низким уровнем. Большая часть класса способна объяснить принцип выбора той или иной операции и объяснить, почему они выбрали тот или иной математический прием вычисления. Однако также было установлено, что учащиеся часто ошибаются в процессе выполнения вычислений на сложение и вычитание. На основании полученных результатов исследования в практической части работы были составлены задания с использованием вариативности содержания программ, которые будут способствовать повышению интереса учащихся к изучаемой дисциплине и формированию вычислительных умений. Данные задания необходимо использовать на уроках математики, на различных этапах урока. Таким образом, после проведенного в работе исследования можно сделать вывод о том, что представленные теоретические и практические задачи были выполнены, цель достигнута и выдвинутая гипотеза получила свое теоретическое подтверждение.
Читать дальше
1. Аргинская И.И. Математика в системе общего развития. Начальная школа ± 2000.Москва:-2018 2. Бантова М.А. Система формирования вычислительных навыков. Начальная школа. – 2015. - №11. 3. Бантова М.А. Ошибки учащихся в вычислениях и их предупреждение. Начальная школа. – 2015. -№8. 4. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. Просвещение, 2014. 5. Беденко М.В. Математический биатлон. – «Вако», 2014. 6. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М. Издатель А.И. Расехаров, 2018 7. Вилейтнер, Г. История математики от Декарта до середины 19 сто- летия / Г. Вилейтнер. – М., 1960 8. Выгодский, М.Я. Арифметика и алгебра в Древнем мире / М.Я. Вы- годский. – Изд. 2-е. – М., 1967 8.. Елисеева В.В. Сложение и вычитание в пределах 10. Начальная школа. – 2019. 9. Кольман, Э. История математики в древности / Э. Кольман. – М., 1961 10. Колмогоров, А.Н. Математика / А.Н. Колмогоров // БСЭ. – 2-е изд. – М., 1954 – Т. 25 – С. 464–483. 11. Лурье, С.Я. Теория бесконечно малых у древних атомистов / С.Я. Лурье. – М.;Л., 1935 12. Марков, С.И. Курс истории математики / С.И. Марков. – Иркутск, 1995 13.Майер, Р.А. История математики Курс лекций / Р.А. Майер. – Крас- ноярск, 2001 – Ч. 1 14. Майер, Р.А. История математики Курс лекций / Р.А. Майер. – Крас- ноярск, 2006 – Ч. 2 15. Чистяков, В.Д. Материалы по истории математики в Китае и Ин- дии / В.Д. Чистяков. – М., 1960 16. Чистяков, В.Д. Старинные задачи по элементарной математике / В.Д. Чистяков. – 2-е изд. – Минск, 1978 17. Юшкевич, А.П. История математики в Средние века / А.П. Юшке- вич. – М., 1961
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Военные преступления
Количество страниц:
30
Оригинальность:
90%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Уголовное право
курсовая работа
Организация и технология лечебно-оздоровительного выездного туризма в страну
Количество страниц:
25
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Туризм
курсовая работа
Роль законности и правопорядка в жизни общества
Количество страниц:
25
Оригинальность:
67%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Теория государства и права
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image