Если вам нужна дипломная работа на заказ цена в Казани приятно удивит. Закажи на Work5.
Божович [9], А.А. Бодалёв [8], В.С. Мухина [73], Т.А. Репина [79] и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина [28], В.И. Гарбузов [16], А.И. Захаров[29], Е.Б. Ковалёва [47] и другие). Cтрах, является наиболее опасным из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано немного. Хотя проблема страхов у детей дошкольного возраста актуальна в настоящее время. Проблема страхов мало используется и в практике дошкольных учреждений. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании. [2] А.И. Захаров впервые в отечественной и мировой практике рассмотрел причины возникновения и развития дневных и ночных страхов. Привел статические данные, показывающие влияние различных факторов. [30] По мнению некоторых авторов научных трудов, один из которых Л.И. Божович, ребёнок, являющийся самой уязвимой частью социума, именно он подвержен самым различным негативным воздействиям. [9] Сущность поддержки таких детей заключается в совместном с ребенком проектировании путей преодоления трудностей, разрешении проблем, усиления жизненных ресурсов личности, их целесообразном использовании в новых условиях для самореализации, самозащиты, самовоспитания. Дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена сложившимися обстоятельствами, характеризуется неопределенностью исхода, возможным неблагополучием в определенных сферах, которые они не в состоянии преодолевать самостоятельно или с помощью семьи. Для того, чтобы преодолеть все те трудности, с которыми сталкиваются дети в трудной жизненной ситуации, применяются различные методы психологической работы, например, диагностическое интервью, работа с семьей, реабилитация, кризисное вмешательство, практическое сопровождение, наблюдение, составление эко-карты и другие. Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время формы психологической работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию весьма разнообразны, но представляется, что они недостаточны, так как наблюдается тенденция увеличения данной категории детей. Поэтому существует потребность в разработке новых методов, помогающих успешно справляться с потребностями детей. Арт-терапевтические техники как раз могут стать такими методами, с помощью которых может, во-первых, диагностировать проблемы, а во-вторых, способствовать их решению. Значение арт-терапевтической деятельности заключается в том, что они могут быть очень действенными методами помощи в трудной жизненной ситуации посредством включения индивида в художественное творчество. Основной целью арт-терапии является гармонизация личности с помощью экспрессивных и импрессивных методов воздействия, творческой̆ самореализации и самопознания. В последнее время терапия с использованием изобразительных средств становится всё более перспективным методом работы с клиентами психологической работы, которые претерпевают различные жизненные трудности. Она показана как здоровым, психологически благополучным людям, так и тем, кто нуждается в решении психологических и социальных, личностном развитии и получении новых знаний, преодолении травм, потерь и кризисов, расширении коммуникативного круга и улучшении навыков общения. Именно к таким клиентам относятся дети, переживающие трудные ситуации в жизни. Таким образом тема данной дипломной работы «Арт-терапевтические техники при работе со страхами у детей» является актуальной. Цель исследования: выявление специфики и перспективности использования техник арт-терапии в психологической работе со страхами детей. Объект исследования: детские страхи как психолого-педагогическое явление. Предмет исследования: техники арт-терапии в психологической работе со страхами детей. Гипотеза исследования: коррекция страхов детей будет эффективной при проведении психо-коррекционной работы техниками арт-терапии. Исходя из цели исследования определены основные задачи: - 1. Раскрыть понятия «страхи»; 2. Описать особенности проявления страхов у детей; 3. Проанализировать арт-терапевтические техники как средство коррекции страхов у детей; 4. Подобрать методы и методики диагностики страхов у детей. 5.Подобрать и апробировать программу коррекции страхов у детей 5-7 лет средствами арт-терапии. 6. Оценить и интерпретировать результаты экспериментальной работы; 7. Разработать психолого-педагогические рекомендации по коррекции страхов у детей. Методы сбора информации: - Теоретическое изучение и анализ литературы по проблеме исследования, обобщение; - Анализ информации, статистика, выводы; - Изучение опыта конкретных социальных организаций посредством эмпирических методов исследования: анализа документов, включенного наблюдения и интервьюирования. Методологической основой являются теоретические концепции ведущих отечественных психологов: В.С.Мухиной [73], Л.С.Выготского [15], А.Н.Леонтьева [66] о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. Диагностика и коррекция детских страхов отражена в исследованиях: К.С.Лебединской [64], И.В.Дубровиной [28], А.И.Захарова [30, Г.Эберлейн [90]. По проблеме использования арт-терапии в качестве метода работы с детьми «группы риска» Т.Ю. Колошиной [48], Е.А. Медведевой [72], А.И Копытина [50], Л. Д. Лебедевой [62] и др.; понимание возникновения страхов и тревожности у детей (А.И. Захаров [29], Д.Н. Исаев [38], А.М. Прихожан [77], Ч.Д. Спилбергер [85]); концепции системной арт-терапии (А.И.Копытин)[51]; труды в области арт–терапии (Б. Д. Карвасарского [41], А И Копытина [52], А. Маслоу [71]) Методы исследования: - теоретические методы (анализ литературы, обобщение), - эмпирические: эксперимент, проективные методы (М.А. Панфиловой [75] «Страхи в домиках», методика «Нарисуй свой страх» (А.И. Захарова) [29], анкета-опросник для родителей Е.И. Изотова. - методы количественной и качественной обработки результатов. База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 г. Лысково Нижегородской области. В исследовании приняли участие 8 воспитанников младшей группы, 16 воспитанников средних групп, также и 6 воспитанников старшей группы. Всего 30 детей разного возраста (5-7 лет). Практическая значимость исследования: разработанную и апробированную программу коррекции страхов у детей техниками арт-терапии, а также психолого-педагогические рекомендации по коррекции страхов у детей данного возраста, можно рекомендовать к использованию психологам и воспитателям детских садов. Разработанные рекомендации будут полезны родителям дошкольников, а также их могут использовать в своей деятельности классные руководители для проведения родительских собраний. Структура дипломной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.