ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНИК 8 1.1. Страх как психологическая категория, характеристика и классификации 8 1.2. Проявление страхов у детей, особенности и причины Проявления 21 1.3. Арт-терапевтические техники как средство коррекции страхов у детей 28 Выводы по главе 1 48 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ 51 2.1. Методы и организация исследования 51 2.2. Программа коррекции страхов у детей арт-терапевтическими техниками 58 2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 64 ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНИК ДЛЯ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ 69 3.1. Психолого-педагогические рекомендации педагогам (психологам) 69 3.2. Психолого-педагогические рекомендации родителям 75 Выводы по главе 3 76 ЗAКЛЮЧЕНИЕ 78 СПИСОК ЛИТЕРAТУРЫ 81 ПРИЛОЖЕНИЕ 90

Арт-терапевтические техники при работе со страхами у детей

дипломная работа
Психология
80 страниц
86% уникальность
2023 год
38 просмотров
Тимофеева Н.
Эксперт по предмету «Общая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНИК 8 1.1. Страх как психологическая категория, характеристика и классификации 8 1.2. Проявление страхов у детей, особенности и причины Проявления 21 1.3. Арт-терапевтические техники как средство коррекции страхов у детей 28 Выводы по главе 1 48 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ 51 2.1. Методы и организация исследования 51 2.2. Программа коррекции страхов у детей арт-терапевтическими техниками 58 2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 64 ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНИК ДЛЯ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ 69 3.1. Психолого-педагогические рекомендации педагогам (психологам) 69 3.2. Психолого-педагогические рекомендации родителям 75 Выводы по главе 3 76 ЗAКЛЮЧЕНИЕ 78 СПИСОК ЛИТЕРAТУРЫ 81 ПРИЛОЖЕНИЕ 90
Читать дальше
В связи со своим зависимым положением дети часто оказываются уязвимыми к различного рода внешним воздействиям, сталкиваются со сложностями развития и проблемами взаимодействия с окружающим миром. Проблемы детей могут быть вызваны психофизиологическими, интеллектуальными или личностными особенностями, либо могут быть обусловлены состоянием общества, в котором они живут. Условно проблемы детей можно разделить на несколько групп: проблемы, возникающие из-за возрастных особенностей детей; проблемы, обусловленные основными характеристиками семьи и ближайшей среды ребенка; возникающие в результате деятельности некоторых социальных институтов и организаций, работающих с детьми, и социально-экономическими и политическими особенностями развития общества. Семья является для ребенка той средой, в которой формируются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Беспомощность семьи как социального института, гарантирующего воспитание и содержание детей, является одним из первостепеннейших факторов возникновения категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. По мнению авторов (Л.И.


Если вам нужна дипломная работа на заказ цена в Казани приятно удивит. Закажи на Work5.


Божович [9], А.А. Бодалёв [8], В.С. Мухина [73], Т.А. Репина [79] и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина [28], В.И. Гарбузов [16], А.И. Захаров[29], Е.Б. Ковалёва [47] и другие). Cтрах, является наиболее опасным из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано немного. Хотя проблема страхов у детей дошкольного возраста актуальна в настоящее время. Проблема страхов мало используется и в практике дошкольных учреждений. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании. [2] А.И. Захаров впервые в отечественной и мировой практике рассмотрел причины возникновения и развития дневных и ночных страхов. Привел статические данные, показывающие влияние различных факторов. [30] По мнению некоторых авторов научных трудов, один из которых Л.И. Божович, ребёнок, являющийся самой уязвимой частью социума, именно он подвержен самым различным негативным воздействиям. [9] Сущность поддержки таких детей заключается в совместном с ребенком проектировании путей преодоления трудностей, разрешении проблем, усиления жизненных ресурсов личности, их целесообразном использовании в новых условиях для самореализации, самозащиты, самовоспитания. Дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена сложившимися обстоятельствами, характеризуется неопределенностью исхода, возможным неблагополучием в определенных сферах, которые они не в состоянии преодолевать самостоятельно или с помощью семьи. Для того, чтобы преодолеть все те трудности, с которыми сталкиваются дети в трудной жизненной ситуации, применяются различные методы психологической работы, например, диагностическое интервью, работа с семьей, реабилитация, кризисное вмешательство, практическое сопровождение, наблюдение, составление эко-карты и другие. Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время формы психологической работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию весьма разнообразны, но представляется, что они недостаточны, так как наблюдается тенденция увеличения данной категории детей. Поэтому существует потребность в разработке новых методов, помогающих успешно справляться с потребностями детей. Арт-терапевтические техники как раз могут стать такими методами, с помощью которых может, во-первых, диагностировать проблемы, а во-вторых, способствовать их решению. Значение арт-терапевтической деятельности заключается в том, что они могут быть очень действенными методами помощи в трудной жизненной ситуации посредством включения индивида в художественное творчество. Основной целью арт-терапии является гармонизация личности с помощью экспрессивных и импрессивных методов воздействия, творческой̆ самореализации и самопознания. В последнее время терапия с использованием изобразительных средств становится всё более перспективным методом работы с клиентами психологической работы, которые претерпевают различные жизненные трудности. Она показана как здоровым, психологически благополучным людям, так и тем, кто нуждается в решении психологических и социальных, личностном развитии и получении новых знаний, преодолении травм, потерь и кризисов, расширении коммуникативного круга и улучшении навыков общения. Именно к таким клиентам относятся дети, переживающие трудные ситуации в жизни. Таким образом тема данной дипломной работы «Арт-терапевтические техники при работе со страхами у детей» является актуальной. Цель исследования: выявление специфики и перспективности использования техник арт-терапии в психологической работе со страхами детей. Объект исследования: детские страхи как психолого-педагогическое явление. Предмет исследования: техники арт-терапии в психологической работе со страхами детей. Гипотеза исследования: коррекция страхов детей будет эффективной при проведении психо-коррекционной работы техниками арт-терапии. Исходя из цели исследования определены основные задачи: - 1. Раскрыть понятия «страхи»; 2. Описать особенности проявления страхов у детей; 3. Проанализировать арт-терапевтические техники как средство коррекции страхов у детей; 4. Подобрать методы и методики диагностики страхов у детей. 5.Подобрать и апробировать программу коррекции страхов у детей 5-7 лет средствами арт-терапии. 6. Оценить и интерпретировать результаты экспериментальной работы; 7. Разработать психолого-педагогические рекомендации по коррекции страхов у детей. Методы сбора информации: - Теоретическое изучение и анализ литературы по проблеме исследования, обобщение; - Анализ информации, статистика, выводы; - Изучение опыта конкретных социальных организаций посредством эмпирических методов исследования: анализа документов, включенного наблюдения и интервьюирования. Методологической основой являются теоретические концепции ведущих отечественных психологов: В.С.Мухиной [73], Л.С.Выготского [15], А.Н.Леонтьева [66] о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. Диагностика и коррекция детских страхов отражена в исследованиях: К.С.Лебединской [64], И.В.Дубровиной [28], А.И.Захарова [30, Г.Эберлейн [90]. По проблеме использования арт-терапии в качестве метода работы с детьми «группы риска» Т.Ю. Колошиной [48], Е.А. Медведевой [72], А.И Копытина [50], Л. Д. Лебедевой [62] и др.; понимание возникновения страхов и тревожности у детей (А.И. Захаров [29], Д.Н. Исаев [38], А.М. Прихожан [77], Ч.Д. Спилбергер [85]); концепции системной арт-терапии (А.И.Копытин)[51]; труды в области арт–терапии (Б. Д. Карвасарского [41], А И Копытина [52], А. Маслоу [71]) Методы исследования: - теоретические методы (анализ литературы, обобщение), - эмпирические: эксперимент, проективные методы (М.А. Панфиловой [75] «Страхи в домиках», методика «Нарисуй свой страх» (А.И. Захарова) [29], анкета-опросник для родителей Е.И. Изотова. - методы количественной и качественной обработки результатов. База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 г. Лысково Нижегородской области. В исследовании приняли участие 8 воспитанников младшей группы, 16 воспитанников средних групп, также и 6 воспитанников старшей группы. Всего 30 детей разного возраста (5-7 лет). Практическая значимость исследования: разработанную и апробированную программу коррекции страхов у детей техниками арт-терапии, а также психолого-педагогические рекомендации по коррекции страхов у детей данного возраста, можно рекомендовать к использованию психологам и воспитателям детских садов. Разработанные рекомендации будут полезны родителям дошкольников, а также их могут использовать в своей деятельности классные руководители для проведения родительских собраний. Структура дипломной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Читать дальше
В результате теоретического исследования в работе были даны определения, связанные с терминами тревога, тревожность и страхи. Эмоции являются формой психологического отражения, которые свойственны не только человеку, но и животным, проявляющаяся как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях; она есть отражение не самих феноменов, а их объективных отношений к нуждам организма. Из теоретического анализа психолого-педагогической литературы, было установлено, что выделяют три группы детей с нарушениями в эмоциональной сфере, наиболее часто проявляющиеся в дошкольном возрасте – это агрессивные дети, эмоционально-расторможенные дети и тревожные дети. Арт-терапия является относительно новым методом психотерапии. Она представляет собой совокупность психо-коррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психо-коррекционного лечебного применения. На основании общей характеристики исследования были определены цель, задачи, этапы экспериментальной работы. Экспериментальная работа, осуществлялась в три этапа: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент и проводилась в естественных условиях муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 17 г. Лысково Нижегородской области. Констатирующий эксперимент представляет собой психологический метод, который устанавливает наличие определенного и обязательного явления или факта. Эксперимент формирующий (эксперимент психолого – педагогический; эксперимент обучающий; воспитывающий; преобразующий; развивающий) – применяемый в психологии возрастной и педагогической метод прослеживания изменений психики ребенка в ходе активного воздействия исследователя на испытуемого. Основан на подходе к развитию психики как к явлению, ведомому обучением и воспитанием; из этого следует, что нельзя игнорировать сам процесс обучения, определяющий это развитие. На констатирующем этапе экспериментальной работы, исходя из теоретического анализа психолого-педагогической литературы, было установлено, что выделяют три группы детей с нарушениями в эмоциональной сфере – это агрессивные дети, эмоционально-расторможенные дети и тревожные дети. В результате первичной диагностики детей на констатирующем этапе эксперимента нами была определена группа младших школьников, имеющих высокий уровень эмоциональных нарушений. В данную группу по результатам первичной диагностики вошли 11 воспитанников, с которыми на этапе формирующего исследования была запланирована и проведена коррекционная работа. В основу психолого-педагогической коррекционной работы легла система арт-терапевтических занятий. Цель программы: коррекция эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с помощью методов арт-терапии. На контрольном этапе работы, была проведена повторная диагностику с использованием тех же самых методик, что и на констатирующем этапе. В диагностическом мониторинге приняли участие только те дошкольники, у которых, в ходе первой диагностики, был получен результат с высоким уровнем эмоциональных нарушений, именно с ними в дальнейшем проводилась коррекционная работа. В ходе повторной диагностики, была установлена положительная динамика в уровне эмоциональных нарушений дошкольников после реализации программы, направленной на коррекцию эмоциональных нарушений дошкольников средствами арт-терапии. Наблюдения за детьми показали, что у них: значительно снизилось количество страхов, повысилось качество коммуникации, сформировалась дифференциация своих чувств, проявилась активность и самостоятельность пассивных детей. Таким образом, можно утверждать, что разработанная программа, направленная на коррекцию страхов у детей дошкольного возраста эффективна. На основании этого можно утверждать, что проведенная экспериментальная работа подтвердила гипотезу исследования.
Читать дальше
1. Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В. А. Абабаков, М. Перре. -СПб.: Речь, 2004.-С. 20-35 2. Андрущенко, Т.Ю. Коррекционно-развивающие игры для дошкольников: учебное пособие для детского психолога / Т.Ю. Андрущенко, Н.В. Карабенкова. – Волгоград: Перемена, 2004. – 123 с. 3. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: учебник для вузов / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. – Москва : Академия, 2001. – 248 с. 4. Бакеев, В.А. Экспериментальные исследования психологических механизмов внушаемости: автореферат дисс… канд. псих. наук / В.А. Бакеев. – М., 1970. – 17 с. 5. Бардышевская, М. К. Диагностика психического развития ребенка: практическое пособие / М. К. Бардышевская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 153 с. 6. Бибикова, Н.В. Арт-терапия как технология социальной реадаптации людей с ограниченными возможностями // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. – с.55 7. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова. – М.: Изд – во «Совершенство», 1998. – 352 с. 8. Бодалев, А. А. Личность и общение: Избранные психологические труды. — 2-е изд., перераб. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с. 9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Изд – во «Питер», 2008. – 400 с. 10. Буянов, М.И. Беседы о детской психиатрии / М.И. Буянов. – М.: Наука, 1992. – 227 с. 11. Вард, И. Фобия. / И. Вард. – М.: Проспект, 2002.- С. 9-13. 12. Василюк, Ф. Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк. - М.: МГУ, 1984.- 155 с. 13. Венгер, А. Л. Клиническая психология развития: учебник и практикум для вузов / А. Л. Венгер, Е. И. Морозова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 312 с. 14. Воропаева, И.П. Коррекция эмоциональной сферы дошкольников / И.П. Воропаева. – М: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1993 – 56 с. 15. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 160 с. 16. Гарбузов, В.И. Нервные и трудные дети. / В.И. Гарбузов. – М.: АСТ; СПб: Астрель, 2006. – 351 с. 17. Гордон, Т.С. Сказкотерапия как способ борьбы с фобиями//Вестник университета. 2020. № 10. С. 169-172 18. Горьковая, И.А. Страхи у детей и их преодоление // Педиатр. 2014. - Т. 5. № 3. С. 128-133. 19. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации / Н.Ф.Губанова.- М.: Мозаика-Синтез, 2016.- 128 с. 20. Гульянц Э.К., Гриднёва С.В., Тащеева А.И. Психологическая коррекция 70 страха медицинских процедур у детей дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) с помощью куклотерапии / Э.К. Гульянц, С.В. Гриднёва, А.И. Тащеева.- Современная семья: проблемы и перспективы. – 1994.- 2-7 с. 21. Давыдов, В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников: хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / В.В. Давыдов. – М.: Академия, 2005. – 243 с. 22. Данилова, H.H. Физиология высшей нервной деятельности - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. — 478 с. 23. Денежко, Л. А. Арт-терапия в работе с детьми и подростками в учреждении дополнительного образования / Л. А. Денежко, Л. А. Чешкина // Современные технологии в мировом научном пространстве : методы, модели, прогнозы : сб. науч. тр. – Петрозаводск : Новая наука, 2019. – С. 138–151. 24. Детская практическая психология / Под. ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2005. – 225 с. 25. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.- Минск.: Университет, 1997.-318 с 26. Джеймc, У. Психология / У. Джеймc. – М: Педагогика, 1991. –234 с. 27. Доронова, Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольников. - М.: Просвещение, 2006. - 191с. 28. Дубровина, И.В. и др. Младший школьник: Развитие познавательных способностей: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2003. 208 с. 29. 3ахаров, А.И. Неврозы у детей и психотерапия / А.И. Захаров. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 336 с. 30. Захаров, А.И. Ночные и дневные страхи у детей. СПб.: Речь, 2010. - 313 с. 31. Зеньковский, В. В. Психология детства: [Учеб. пособие для вузов] / В. В. Зеньковский. - Москва : Изд. центр "Академия", 1996. - 346 с. 32. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Михайлов А. М. Волшебный источник. / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, А. М. Михайлов.- СПб.: Питер, 1996. - 74 с. 33. Зотова, Я.А. Эффективность сказкотерапии в психокоррекции тревожности детей дошкольного возраста. Вестник магистратуры. 2020. № 2-3 (101). С. 26-28. 34. Изард, К. Э. Психология эмоций / Кэррол Э. Изард; [пер. с англ. В. Мисник, А. Татлыбаева]. - Москва [и др.]: Питер, 2006. - 460 с. 35. Из детства - в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет / Т. Н. Доронова, Л. Г. Голубева, Н. А. Гордова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 142 с. 36. Ильин, Е. П. Психология страха / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2015. - 384 с. 37. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2001. — 752 с 38. Исаев, Д.Н. Психологический стресс и психосоматические расстройства в детском возрасте: Лекции / Д. Н. Исаев; Петербург. педиатр. мед. ин-т. - СПб. : ППМИ, 1994. - 80 с. 39. Канке, В. А. История, философия и методология педагогики и психологии: учебное пособие для магистров / В. А. Канке, М. Н. Берулава ; под редакцией М. Н. Берулавы. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 487 с. 40. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / О. А. Карабанова. - Москва : Гардарики, 2004 (ОАО Можайский полигр. комб.). - 319 с. 41. Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология: Учебник для вузов. зд. 5, доп. 2023. 896 с. 42. Келлерман, П.Ф. Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов /пер. с англ. И.А. Лаврентьевой / П.Ф. Келлерман. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998. – С.7 43. Кемпински, А. Экзистенциальная психиатрия / А. Кемпински; Пер. с пол. А. А. Боричев. - Москва: Совершенство ; СПб. : Унив. кн., 1998. - 316 с. 44. Кирейчева, Е. В. Методы арт-терапии при краткосрочной психологической помощи / Е. В. Кирейчева // Психологическое обеспечение деятельности силовых структур : сб. науч. тр. / ФГАОУ ВО Крымский федеральный ун-т им. В. И. Вернадского. – Севастополь, 2017. – С. 24–28. 45. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми / М. В. Киселева. - Санкт-Петербург: Речь, 2016. - 158 с. 46. Киселева, М. В. Особенности использования Арт-терапевтических техник для социальной адаптации и реадаптации различных категорий населения / М. В. Киселева // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2017. – Т. 28, № 2. – С. 37–43. 47. Ковалева, Е.Б. Способы психологической защиты детей старшего дошкольного возраста с повышенной тревожностью и их коррекция: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07. - Иркутск, 1998. - 172 с. 48. Колошина Т. Ю., Трусь А. А. Арт-терапевтические техники в тренинге: характеристики и использование. Практическое пособие для тренера. — СПб.: Речь, 2010. — 189 с. 49. Колягина, В.Г. Психологические особенности страхов дошкольников с недостатками речевого развития: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. - 22 с. 50. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапевтические методы, используемые в работе с детьми и подростками: обзор современных публикаций // Журнал практической психологии и психоанализа №4, 2007. - 197 с. 51. Копытин, А. И. Арт-терапия – новые горизонты / А. И. Копытин. – Москва : Когито-Центр, 2006. – 336 с. 52. Копытин, А. И. Психодиагностика в арт-терапии/ А.И. Копытин. - СПб.: речь. – 2014. - 73 с. 53. Копытин, А. И. Теория и практика арт-терапии / А. И. Копытин. — СПб.: Питер, 2002. - 310 с. 54. Копытин, А. И. Техники аналитической арт-терапии: исцеляющие путешествия/ А.И. Копытин, Д. Корт. — СПб.: Речь, 2007.- С. 17-57. 55. Копытин, А.И. Клиническая системная арт-терапия и стандарты оказания психиатрической помощи / И. А. Копытин // Психическое здоровье. – 2016. – Т. 14. – №. 2. - С. 28-51. 56. Крайг, Г. Психология развития: [учебное пособие] / Грейс Крайг, Дон Бокум ; науч. ред. пер. на рус. яз. Т. В. Прохоренко ; [перевели с англ. А. Маслов и др.]. - 9-е изд. - Москва [и др.]: Питер, 2004. - 939 с. 57. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.Л. Кряжева. - Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с. С. - 56 с. 58. Кученко, Т. О детской тревожности// Воспитание школьников. – 2005. - №5. – 112-114 с. 59. Кэмпбелл. Дж. Эффект Моцарта/ Пер. с англ. Л. М. Щукин. – Мн.: ООО «Попурри», 1999. – 48 с. 60. Лангмейер Й., Матейчик З., Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Авиценум, 1984. – 334 с. 61. Ландшафтная терапия URL: http://artlig.com/ob-art-terapii/landshaftnaya-art-terapiya (дата обращения: 14.04.2023) 62. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева.— СПб.: Речь, 2003. - 99- 131 с. 63. Лебедева, Л. Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании: [Монография]. СПб.: ЛОИРО, 2001. - 320 с. 64. Лебединская, К.С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления / К. С. Лебединская, О. С. Никольская. - Москва: Просвещение, 1991. - 96с. 65. Лейтс, Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено / Г. Лейтс. – М.: Когитоцентр, 2007. – С. 21. 66. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. - М., 2005. – 352 с. 67. Леонтьева, Т. В. Потенциал арт-терапии в эстетическом развитии подростков / Т. В. Леонтьева // Вестник КазГУКИ. – 2014. – № 2. – С. 62– 65. 68. Липкина, А. И. Самооценка школьника / А. И. Липкина. - М.: «Знание», 1976. - 27 с. 69. Макарова, Л.Н., Пахомов И.А. Сущность и структура социального опыта дошкольников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 186. С. 94-103. 70. Минияров, В.М. Психологическое консультирование по проблемам родительско-детских отношений / Минияров В. М., Ельцова В. А., Райкова Е. Ю. ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентств по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования, Самар. гос. пед. ун-т. - Самара : Самар. гос. пед. ун-т, 2005 (Тип. ООО Содружество Плюс). - 233 с. 71. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / Абрахам Маслоу; [пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина]. - 3-е изд. - Москва [и др.]: Питер, 2013. - 351 с. 72. Медведева, Е. А. Познание мира культуры ребенком с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / Е. А. Медведева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 82 с. 73. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2000. – 456с. 74. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования. М.: Академия, 2008. - 448 с. 75. Панфилова, М.А. Игротерапия общения/ М.А. Панфилова. - М., 2000. - 192с. 76. Песочная терапия URL: http://art-therapy.me/art-terapiya/pesochnaya-terapiya/ (дата обращения: 14.04.2023) 77. Прихожан, А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми. / А.М. Прихожан. - М.: Знание, 2010. – 367 с. 78. Пурнис, Н.Е. - Арт-терапия. Аспекты трансперсональной психологии. - СПб.: Речь, 2008. - 208 с. 79. Репина, Т.А. Семья: состояние и перспективы жизнедеятельности: учебное пособие / Т. А. Репина; М-во образования и науки Российской Федерации, Новосибирский гос. архитектурно-строительный ун-т (Сибстрин). - Новосибирск: Новосибирский гос. архитектурно-строительный ун-т (Сибстрин), 2012. - 156 с. 80. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс; Универс, 1994. - 480 с. 81. Рубцова, А.А. Особенности применения методов арт-терапии на этапе установления терапевтического контакта: журнал практической психологии и психоанализа №2, 2014 82. Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / Под общ. ред. Л. П. Петровской. 2-е изд. М.: Прогресс, 1993. - 368 с. 83. Скок, Д.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. – М.: Рос. пед. агентство, 2014. – 102 с 84. Смолярчук И.В., Бирюкова И.А. Особенности эмоционального развития городских и сельских дошкольников // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2018. Т. 17. № 37. С. 52-56. 85. Спилбергер, Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Ч. Спилбергер. – Москва // Тревога и тревожность: хрестоматия: [учебное пособие] / сост. В.М. Астапов. – Санкт-Петербург: Пер Сэ, 2008. – С. 85-99. 86. Степанов С. С. Популярная психологическая энциклопедия. - Москва: Эксмо, 2003 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). - 640 с. 87. Фототерапия URL: http://art-therapy.me/art-terapiya/fototerapiya/ (дата обращения: 14.04.2023) 88. Хвиюзова, Т.А. Педагогическая коррекция эмоциональных нарушений поведения у дошкольников средствами рисования : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Ин-т развития личности. - Москва, 1997. - 18 с. 89. Хрестоматия по детской психологии / сост. Г.В. Бурменская.- М.: Институт практической психологии, 1996.- 264с. 90. Эберлейн, Г. Страхи здоровых детей: Практ. пособие для родителей. [Пер. с нем.] / Гизела Эберлейн; [Предисл. К. К. Платонова]. - Москва: Знание, 1981. - 192 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Тема творческого бессмертия в поэзии
Количество страниц:
30
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Литература
курсовая работа
Пожертвование – особый вид дарения имущества
Количество страниц:
32
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Гражданское право
курсовая работа
Разработать руководство по качеству на соответствие ISO 9001:2015 и документированную процедуру по внутреннему аудиту
Количество страниц:
55
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Управление качеством
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image