?>
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-6 ЛЕТ С ОНР 6 1.1 Анализ понятия «фонематического процесса» в психолого-педагогической литературе 6 1.2 Характеристика фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 9 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-6 ЛЕТ С ОНР 11 2.1 Диагностика нарушения фонематического процесса у детей дошкольного возраста с ОНР 11 2.2 Состояние фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 16 Заключение 24 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 26

Особенности нарушения фонематического процесса у детей дошкольного возраста 5-6 лет с онр

курсовая работа
Педагогика
25 страниц
72% уникальность
2023 год
13 просмотров
Бакова Н.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-6 ЛЕТ С ОНР 6 1.1 Анализ понятия «фонематического процесса» в психолого-педагогической литературе 6 1.2 Характеристика фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 9 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-6 ЛЕТ С ОНР 11 2.1 Диагностика нарушения фонематического процесса у детей дошкольного возраста с ОНР 11 2.2 Состояние фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 16 Заключение 24 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 26
Читать дальше
Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Речь представляет собой сложнейший физиологический, психический, мыслительный, языковой, сенсомоторный процесс, в котором переплетаются как более элементарные (сенсомоторный, гностико- практический), так и высокоорганизованные уровни (смысловой, языковой) [2]. После появления ребенка на свет, становление речи происходит постепенно, в определенные этапы развития маленького человека. Речь - это фундамент психического развития ребенка дошкольного возраста, именно с помощью речи он будет познавать этот мир, а, следовательно, будут развиваться и все психические процессы. В настоящее время наблюдается рост количества детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Актуальность темы исследования заключается в том, что вопросы оказания логопедической помощи детям дошкольного возраста в последнее время в дошкольном воспитании становятся актуальными. Среди речевых патологий наиболее распространенным нарушением является общее недоразвитие речи (ОНР). В русле последних тенденций в решении проблем воспитания детей дошкольного возраста с ОНР необходимы обогащение содержания и разработка новых форм взаимодействия взрослых с детьми в ходе обучения.


Пишем диссертации на заказ стоимость в Новосибирске можете узнать на сайте Work5.


Поэтому проблема общего недоразвития речи (ОНР) у детей старшего дошкольного возраста требует многоаспектного изучения и поиска оптимальных путей коррекции. Особое внимание в ходе коррекционной работы с детьми с ОНР должно быть уделено фонематическим процессам, так как именно их недостаточная сформированность оказывает негативное влияние на речевое развитие детей в целом. Патология речи, особенно несформированность фонематического восприятия, в дальнейшем приведет к тому, что дети с ОНР, придя в школу, будут испытывать большие трудности в освоении грамоты. Таким образом, изучение и коррекция недостатков фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР III уровня – актуальный вопрос в логопедии, поскольку эти процессы играют большую роль в формировании произносительной системы родного языка, является необходимым компонентов речевой подготовки детей к обучению в школе. Объект исследования – фонематические нарушения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Предмет исследования – направления и содержание работы по развитию фонематического восприятия у детей 5-6 лет с ОНР. Проблема исследования заключается в определении основных направлений и содержания коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР по развитию фонематического восприятия как фактора речевого развития ребенка в целом, а также профилактике нарушений письма в будущем. Цель исследования – совершенствование логопедической работы по формированию фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи. Цель исследования определили его задачи: 1. Проанализировать на основе анализа психолого-педагогической литературы современное состояние проблемы изучения онтогенеза фонематических процессов у детей дошкольного возраста. 2. Представить психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 3. Выявить основные нарушения фонематического восприятия у с ОНР. Теоретическая основа исследования представлена научными концепциями и положениями теории специальной психологии и педагогики, современной логопедии, включающими:  теории речевой деятельности: Л. С. Выготского, А. Н. Гвоздева, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия;  вопросами развития фонематических процессов у детей, в том числе фонетического восприятия, в онтогенезе занимались такие исследователи, как В. И. Бельтюков, Р. Е. Левина, В. К. Орфинская, Н. Х. Швачкин и др. Методы исследования: сбор и анализ теоретических данных по проблеме исследования в процессе изучения литературных источников; диагностические методы (изучение медицинской и психолого- педагогической документации, логопедическая и нейропсихологическая диагностика); наблюдение; обсервационный метод, включающий динамическое наблюдение; количественный и качественный анализ результатов исследования с использованием методов математической статистики. База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №123 «Радуга».

Читать дальше
Развитие фонематического восприятия является одной из самых актуальных проблем современной логопедии. Актуальность проведения нашего исследования обусловлена возрастающим количеством детей, имеющим нарушение фонематических процессов, в том числе фонематического восприятия, поиском новых путей преодоления стоящих перед ними трудностей. Исходя из цели исследования, нами были изучены следующие вопросы. 1. В первой главе «Теоретическое обоснование проблемы изучения фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня» представлена характеристика фонематических процессов, возможные нарушения фонематического восприятия, пути его коррекции и развития у старших дошкольников с речевым недоразвитием. 2. Изучению фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи посвящены исследования Н. С. Жуковой, Р. Е. Левиной, Е. М. Мастюковой, Н. В. Серебряковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и других исследователей. Авторы отмечают, что дошкольники с ОНР III уровня испытывают трудности в овладении фонематическим восприятием. Развитие фонематического восприятия является одной из первостепенных задач, стоящих перед логопедами в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня. Несформированность фонематического восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношения: для детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата. Для детей с недоразвитием фонематического восприятия также характерны нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов). С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного. 2. Во второй главе представлены результаты проведенного нами экспериментального изучения состояния фонематического восприятия у старших дошкольников с недоразвитием речи С целью изучения особенностей сформированности фонематического восприятия у дошкольников 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня нами проведен констатирующий эксперимент на базе МАДОУ «Радуга» № 123,. В исследовании приняли участие 12 детей. По результатам обследования можно сделать следующие выводы: 1. В ходе логопедического обследования было выявлено нарушение звукопроизношения, которые у всех детей полиморфные, антропофонические. 2. Проанализировав все полученные можно сделать вывод, что у всех обследуемых детей выявлены нарушения функций фонематического слуха, функции сформированы не достаточно.
Читать дальше
1. Ахмедова, Д. Х. Особенности выявления связной речи у детей с III уровнем речевого развития / Д. Х. Ахмедова, Т. Б. Филичева // Электронный научный журнал. – 2015. – № 1 (1). – С. 177-181. 2. Жилкина, Е. В. Особенности фонематического восприятия у дошкольников с ОНР / Е. В. Жилкина, М. А. Королева // Новая наука: современное состояние и пути развития. – 2016. – № 116 (3). – С. 99-100. 3. Кудрявцева, С. В. Виды работы по развитию фонематических процессов у детей с ОНР / С. В. Кудрявцева // Дошкольная педагогика. – 2019. – № 5. – С. 50-52. 4. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб. : Союз, 2019. – 160 с. 5. Схема логопедического обследования ребёнка c общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) / сост. Н. В. Ceрeбряковa, Л. C. Cоломaхинa. – CПб. : Дeтcтво-Прecc, 2001. – 576 c. 6. Ткаченко, Т. А. Развитие фонематического восприятия / Т. А. Ткаченко. – М. : Гном и Д., 2005. – 32 с. 7. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты : учеб.-метод. пособие / Н. М. Трубникова. – Екатеринбург, 1998. – 51 с. 8. Филичева, Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М. : Гном-Пресса, 1999. – 550 с. 9. Филичёва, Т. Б., Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 224 с. 10. Язовских, М. А. Формирование фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с учетом комплексного подхода / М. А. Язовских, И. С. Камышева // Вестник Шадринского гос. пед. ин-та. – 2013. – № 1 (17). – С. 78-83.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Александр II
Количество страниц:
20
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2023
Предмет:
История Отечества
реферат
Материальная сфера общества
Количество страниц:
20
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Философия
реферат
Движение и развитие как философские категории
Количество страниц:
20
Оригинальность:
31%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Философия
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image