Противоположностью традиционным религиозным верованиям выступает деятельность нетрадиционных религий, различных сект, которые изолируются от остального общества. Деструктивность сект состоит в причинении вреда либо склонению к причинению вреда здоровью, в склонении к суициду, склонению к передаче имущества или денег организации или лидеру организации и пр.Однозначно, такая деятельность религиозной признаваться не должна. Разновидностью сектантства является сатанизм и прочие псевдорелигиозные течения.
Таким образом, для правильного применения указанной выше нормы необходимо на доктринальном уровне дать четкое определение понятий "верующие", "религиозные чувства", "традиционные религии" и обозначить четкие границы уголовно-правовой охраны общественных отношений в рамках ст. 148 УК РФ. Несовершенство судебной практики следует урегулировать путем издания Пленумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснений относительно указанных выше понятий.
Психологическое исследование структуры религиозности у людей с различным уровнем тревожности показало, что люди с высоким уровнем тревожности имеют более примитивные компоненты в структуре религиозности, что тоже существенно влияет на ее характер. Таким образом, мы видим, что на формирование индивидуальной деструктивной религиозности оказывают влияние бессознательные компоненты психики, формирующие тип личностной организации.
Такими факторами могут быть нарциссизм, эгоцентризм, бессознательная вина, тревога, стыд, защитные механизмы, драйвы, аффекты, страх и др. Более того, маскируясь под религиозные понятия, эти факторы усиливаются, формируя не только психологически нездоровую личность, но и вызывая религиозный фанатизм. Распознание и преодоление этих факторов способствует коррекции деструктивной формы религиозности.
Основой борьбы с деструктивными сектами и культами являются следующие направления:
1) лишение их возможности вербовки новых адептов. Здесь следует показать общественности опасность таких контактов и их негативные последствия;
2) лишение или снижение возможностей у руководителей сект контроля над адептами, изъятие из сектантской группы и пресечение действий источника сектантского влияния, обеспечение безопасности, свободы слова освободившихся и их передвижения;
3) перекрытие каналов финансирования деструктивных сект;
4) оказание социальной, правовой, психологической и медицинской помощи пострадавшим от насилия, издевательств и пыток в сектах;
5) организация взаимодействия на местном и региональном уровнях различных религиозных конфессий с сотрудниками правоохранительных органов, медиками, психологами и другими необходимыми специалистами в целях недопущения влияния на граждан деструктивных, псевдорелигиозных, тоталитарных и иных противоправных культов и групп. Также необходимо укреплять идеологию межнациональной и межконфессиональной толерантности. При этом следует своевременно реагировать и жестко пресекать ложную религиозную идеологию, под которой подразумевается деструктивный культ, разрушающий психику человека и ведущий к негативным последствиям вплоть до совершения им преступлений.
Механизм такого сетевого взаимодействия кластерного типа может быть представлен следующим образом:
1. Необходимо проводить регулярный мониторинг экстремистских и религиозных настроений в молодёжной среде. Показатели могут быть равнозначными: наличие проявлений экстремизма, вовлечённости в секты, негативные поступки и высказывания, вызывающих тревогу за религиозную безопасность. Проведение такого мониторинга не должно быть нацелено на выявление неких «плановых цифр», но должно быть направлено на выявление реальной картины религиозных/антирелиги- озных настроений.
2. Наряду с мониторингом проявлений отслеживается принятие педагогических мер по профилактике негативных явлений собственными силами педагогов образовательного учреждения. Важно без замалчивания выявлять проблемы, с которыми всё труднее становится справляться усилиями педагогического коллектива. Роль управленца в такой ситуации - вовремя отследить тенденцию, описать ситуацию и наладить взаимодействие с теми партнёрами, которые могут эту ситуацию разрешить.
4. Установить контакты с социальными партнёрами в среде религиозных структур, которые способны разрешить образовавшиеся проблемы. Разработать совместно с учреждениями культуры, религиозными, научными, административными социальными партнёрами такие воспитательные, образовательные, культурно массовые программы, мероприятия, акции, которые наилучшим образом могли бы привнести в сознание молодёжи адекватное отношение к конкретной проблеме в регионе.
Включение в решение проблем религиозной безопасности необходимых партнёров в сетевое взаимодействие по кластерному типу представляется наиболее действенным и вызывает адекватное отношение к дальнейшим перспективам сотрудничества. При этом нивелируется риск негативных проявлений и преследований по религиозной принадлежности, а также исключается отторжение взаимопонимания из-за неприемлемости религиозных взглядов отдельными участниками. Кроме того, сетевое взаимодействие кластерного типа предупреждает риск излишне чрезмерного приобщение церкви в государственное управление и управление образованием.