ВВЕДЕНИЕ 2 Глава 1. 6 1. Общее понимание «социально-психологического климата» в трактовках отечественных исследователей. 6 2. Зарубежные теории «социально-психологического климата» 15 4.Формирование образа правящей элиты у курсантов военных вузов 17 3.Формирование образа правящей элиты у курсантов-полицейских 25 5. Особенности образования психологического климата у курсантов военных вузов и курсантов-полицейских 29 Глава 2. 31 1. Выбор методики исследовани 31 2.Этапы проведения исследования 37 3.Обработка результатов 38 ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ. ВЫВОДЫ 40 Список литературы: 49

Образ правящей элиты у курсантов военных вузов и курсантов-полицейских в учебных группах с разным социально-психологическим климатом.

курсовая работа
Психология
50 страниц
68% уникальность
2023 год
12 просмотров
Фролова И.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2 Глава 1. 6 1. Общее понимание «социально-психологического климата» в трактовках отечественных исследователей. 6 2. Зарубежные теории «социально-психологического климата» 15 4.Формирование образа правящей элиты у курсантов военных вузов 17 3.Формирование образа правящей элиты у курсантов-полицейских 25 5. Особенности образования психологического климата у курсантов военных вузов и курсантов-полицейских 29 Глава 2. 31 1. Выбор методики исследовани 31 2.Этапы проведения исследования 37 3.Обработка результатов 38 ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ. ВЫВОДЫ 40 Список литературы: 49
Читать дальше
Изменения общественной жизни в нашей стране на современном, переходном этапе его развития неизбежно оказывают влияние на практические государственные и общественные институты, и в том числе на органы государственной безопасности и Вооруженные силы в целом. Это может быть связано с крайне плохим финансированием армии, с сокращением обеспечения новыми видами оружия и техники, в следствии чего происходит массовое сокращение численности Вооруженных сил. Сегодня наблюдаются негативные процессы, связанные с правовым нигилизмом, негативным отношением общества к военной службе. Все больше времени военнослужащие затрачивают на обеспечение элементарных бытовых условий прохождения военной службы, что сокращает время на подготовку к служебно-боевой деятельности, снижает уровень воинской дисциплины. Все это вносит дополнительные трудности в управленческую деятельность офицерского состава. Негативные тенденции затронули и военные образовательные учреждения высшего профессионального образования, в них практически прекращен процесс обновления учебно-материальной базы, сложилось много проблем. Система обучения значительно не меняется, в ней преобладает тенденция усвоения комплекса знаний, определенных программой, крайне мало внимания уделяется развитию необходимых выпускнику ВВУЗа специальных знаний, практических навыков управления подразделением и необходимых качеств личности будущего офицера. Подготовка военных специалистов происходит нередко без учета изменившейся ситуации, новых задач, стоящих перед выпускниками ВВУЗа, курсанты получают огромное количество информации, которая им в процессе дальнейшей службы не всегда может понадобится. В настоящее время остро стоит необходимость совершенствования профессиональной подготовки офицеров, реформирования высшей военной школы, с целью комплектования войск специалистами, способными в сложных современных условиях умело руководить подразделением, завоевать доверие и авторитет у личного состава, быть неформальными лидерами своих коллективов. Однако через год-два службы многие приходят к пониманию необходимости овладения навыками не только формального, но и неформального лидерства в воинском коллективе, обеспечивающего дополнительные возможности влияния на подчиненных.


Если нужны курсовые работы на заказ, цены наших услуг для вас.


Возникает противоречие между потребностью общества и государства в высокопрофессиональных кадрах, способных управлять подразделением, быть лидерами своих коллективов, и реальным уровнем профессионально-личностной подготовки будущих офицеров к служебно-боевой деятельности. Актуальность данной работы состоит в рассмотрении представлений курсантов вузов и курсантов-полицейских в учебных группах с разным социально-психологическим климатом, об образе правящей элиты, формируемый в процессе их учебной и профессиональной деятельности. Изучив данный вопрос, мы сможем получить знания о возможных различиях в представлениях правящей элиты у исследуемой группы лиц. Также присутствует потребность в новых научных фактах, которые бы позволили расширить данную тему и выявить более точно сферу применения данных знаний. Цель исследования – выявить взаимосвязь различных социально-психологических климатов с представлениями курсантов об образе правящей элиты. В качестве объекта исследования – образ правящей элиты военной структуры и структуры МВД. Предметом же исследования выступили представления о образе правящей элиты у курсантов из различных структур (военные и МВД) с разными социально-психологическими климатами в коллективах. Гипотезой исследования выступает предположение о наличии в представлении курсантов-полицейских и курсантов военных вузов, с разным социально-психологическим климатом, специфических профессиональных особенностей, связанных с представлениями о правящей элите. Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в работе решались следующие задачи: 1) Анализ термина «социально-психологический климат» в работах зарубежных и отечественных исследователей. 2) Отдельное рассмотрение социально-психологического климата в различных учебных группах курсантов из военных структур и МВД. 3) Определение сходных черт и различий социально-психологического климата в данных группах. 4) Изучение эмпирическим путем представлений о правящей элите в рассмотренных нами группах курсантов. 5) Выявление особенностей во взглядах на образ правящей элиты у курсантов военных вузов и курсантов-полицейских с разным социально-психологическим климатом. 6) Формулирование вывода. В курсовой работе используются следующие методологические принципы: 1) Принцип детерминизма – разработан в отечественной психологии С. Л. Рубинштейном. Суть принципа состоит в представлении о взаимосвязи и взаимной определённости всех явлений и процессов. В нашей работе он рассматривается в форме положения о связи социально-психологического климата в группе и представлений этой группы о правящей элите. Относительно исследуемой проблемы мы полагаем, что сходства и различия в представлении курсантов об образе правящей элиты могут быть детерминированы разными социально-психологическими климатами в разных структурах (военной и МВД). 2) Принцип системности – введен в психологическую науку Б. Ф. Ломовым. С позиций принципа системности психические явления изучаются как системы, то есть сложноорганизованные и постоянно развивающиеся объекты. В работе рассматривался следующий комплекс методов. 1. Методы сбора теоретической информации: анализ, синтез, обобщение и систематизация имеющихся в психологической литературе научных представлений по теме исследования. 2. Методы обработки полученных данных: количественные, и методы качественного анализа. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего наименования, и приложения.

Читать дальше
На основе анализа результатов научных исследований К.А. Абульхановой-Славской, А.Д. Алфѐрова, С.В. Быкова, В.Н. Горяйнова, В.В. Давыдова, И.И.Ильясова, А.С. Макаренко, А.К. Марковой, К Муздыбаева, Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др. в диссертационной работе: - сформулировано представление об учебной деятельности курсантов военныхивузов как активном и самостоятельном взаимодействии курсантов с компонентами образовательной среды военного вуза в интересах овладения обобщѐнными способами учебных действий и саморазвития в процессе решения специально поставленных преподавателем учебных задач, на основе самоанализа и рефлексии, трансформирующихся в самоконтроле и самооценке собственных учебных достижений. - разработано представление о лидерских качествах курсанта - обоснована сущность процесса воспитания у курсантов военных вузов ответственности за результаты учебной деятельности как целенаправленно организуемого взаимодействия руководящего и преподавательского состав с курсантами в ходе учебных занятий и во внеучебное время за счет интегративного моделирования учебных задач и условий обучающей среды, мотивирующих дальнейшее развитие, в целях формирования у последних навыков осознанного самоконтроля и адекватной самооценки развития своих способностей и применения их в будущей профессиональной деятельности. - раскрыто содержание процесса воспитания у курсантов военных вузов ответственности за результаты учебной деятельности: развитие у курсантов системы побудительных мотивов учения; формирование у курсантов устойчивой системы знаний, способствующих качественному овладению обобщѐнными способами учебных действий и военно-профессиональному саморазвитию; осуществление непосредственного педагогического взаимодействия преподавателей с обучающимися в ходе совершения ими конкретных учебных действий, на основе которых усваиваются знаниевые компоненты моделируемых учебных задач; реализация в методике учебных занятий действий, стимулирующих развитие у курсантов умений и навыков самоконтроля степени усвоения учебного материала; применение методических приемов и средств, стимулирующих выработку адекватной самооценки степени усвоения основных компонентов смоделированных учебных задач и пр. - обоснована структура воспитания у курсантов военных вузов ответственности за результаты учебной деятельности как комплекса целей, задач, закономерностей, противоречий, принципов, воспитательных методов, форм и целесообразных средств, реализуемых в неразрывном единстве трѐх основных процессуальных компонентов: мыслительного, чувственного и волевого; при ведущей роли волевого компонента. Установлено, что основными путями повышения эффективности воспитания у курсантов военных вузов ответственности за результаты учебной деятельности являются: - совершенствование содержания учебных занятий с курсантами на основе интеграции в них передового боевого и служебного опыта; - обеспечение объективной оценки учебной деятельности курсантов командирами и начальниками; - реализация потенциала личностного роста курсантов на различных этапах освоения образовательной программы В качестве одних из основных причин неблагоприятного состояния психологического климата, можно выделить: отсутствие у курсантов адекватных представлений о сущности, структуре и специфики социально-психологического климата в аспекте рассматриваемой профессиональной деятельности, недостаточный уровень развития социального интеллекта, а также несформированность у членов коллектива таких качеств, способностей и навыков, которые бы способствовали построению конструктивных взаимоотношений между ними. Поэтому необходимо целенаправленное формирование благоприятного психологического климата. Основным направление формирования благоприятного психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД, по нашему мнению, является формирование и развитие необходимых для построения эффективных межличностных и профессиональных взаимоотношений личностных свойств и качеств обучающихся. Реализация данного направления возможна посредством совершенствования процесса профессиональной подготовки курсантов, при этом акцент должен быть сделан на личностно-формирующий аспект подготовки. Формирующий эксперимент заключался в разработке и реализации модели формирования благоприятного психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД. Структура предлагаемой модели формирования благоприятного психологического климата представлена следующими компонентами: целевой компонентцели профессиональной подготовки; содержательный компонент - содержание профессиональной подготовки, организационно-методический компонент - методы обучения. Ведущее место в предлагаемой модели занимает тренинг, направленный на формирование благоприятного психологического климата. Разработка тренинга предполагала определение принципов организации тренинговых занятий, этапов проведения тренинга, целей и задач тренинга, его содержания, методических приемов и методов. Структура тренинга представлена пятью взаимосвязанными тематическими блоками: блоком, ориентированным на повышение коммуникативной компетентности; блоком, ориентированным на развитие толерантности; блоком, ориентированным на коррекцию поведения в конфликтной ситуации; блоком, ориентированным на повышение сплоченности группы и блоком, ориентированным на развитие профессионального самосознания курсантов. Экспериментальная проверка эффективности предлагаемой модели, позволила при помощи специально разработанных нами диагностических методик проследить устойчивую положительную динамику качественных и количественных изменений состояния психологического климата. Это позволяет нам утверждать, что разработанная автором модель формирования благоприятного психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД является достаточно эффективной. Исследование теоретических основ проблемы формирования благоприятного психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД включало в себя несколько аспектов: изучение сущности и структуры психологического климата в коллективе, рассмотрение особенностей взаимоотношений складывающихся в коллективе как фактора, влияющего на состояние психологического климата, выявление специфики психологического климата в коллективах учебных подразделений, определение психологических условий формирования благоприятного психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД. Изучение данных аспектов позволило нам получить всестороннее представление о предмете исследования и определить пути формирования благоприятного психологического климата. Психологический климат в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД в рамках данного исследования трактуется как комплексное эмоционально-психологическое состояние коллектива, отражающее степень удовлетворенности его членов различными факторами жизнедеятельности. Специфика психологического климата в коллективах курсантов обусловлена особенностями самой профессиональной деятельности и современными условиями прохождения службы в ОВД. Анализируя особенности рассматриваемой профессиональной деятельности, следует учитывать, что служба в органах внутренних дел протекает в обстановке реальной опасности, сложных межличностных отношений, ненормированного рабочего дня, частых столкновений с различными проявлениями теневых сторон жизни и характеризуется постоянным эмоциональным напряжением сотрудников, которые несут высокую степень ответственности за свои действия. К современным тенденциям службы в ОВД, можно отнести то, что в настоящее время сотрудникам ОВД приходится выполнять служебный долг в условиях нестабильной социально-экономической обстановки, несовершенной законодательной базы, постоянно меняющемся дисбалансе социально-демографической структуры общества, неустойчивости качественного и количественного состава различных служб, дезинтеграции общественно-политической жизни в ряде регионов страны. Таким образом, специфика повседневной службы сотрудников органов внутренних дел в современных условиях заключается в необходимости выполнения служебных и профессиональных обязанностей в условиях, осложненных воздействиям эмоциональных и физических стрессовых факторов, связанных с обострением криминальной обстановки, локальными боевыми действиями, стихийными бедствиями и катастрофами, а также с напряженностью социально- экономических отношений, массовыми мероприятиями, грозящими групповыми нарушениями общественного порядка. Сложности прохождения службы в органах внутренних дел, характерные для современного этапа развития общества и сама ее специфика существенно влияют на состояние психологического климата в коллективах учебных подразделений образовательных учреждений системе МВД, приводя к его ухудшению. Констатирующий эксперимент проводился в 2001-2004 учебных годах в Ставропольском филиале Краснодарского юридического института МВД России. Он был основан как на комплексном изучении психологического климата в коллективе, предполагающем обобщенную оценку климата и его компонентов в диапазоне - весьма благоприятный - в целом неудовлетворительный, так на и глубинном анализе отдельных характеристик психологического климата в коллективе, отобранных с учетом специфики рассматриваемой профессиональной деятельности. Помимо этого констатирующий эксперимент предполагал анализ уровня выраженности личностных качеств и способностей у членов коллектива, которые обеспечивают оптимальное протекание процесса установления межличностных и профессиональных взаимоотношений. Его результаты подтвердили наше предположение о взаимосвязи уровня сформированности у членов коллектива таких качеств, способностей и навыков, которые бы способствовали построению конструктивных взаимоотношений между ними и состоянием психологического климата в коллективе, и показали, что в современных условиях наблюдается неблагоприятное состояние психологического климата в учебных подразделениях. Теоретические выводы, сделанные в первой главе исследования и результаты констатирующего эксперимента, позволили нам разработать модель формирования благоприятного психологического климата. Структура предлагаемой модели формирования благоприятного психологического климата представлена следующими компонентами: целевой компонент - цели профессиональной подготовки; содержательный компонент - содержание профессиональной подготовки, организационно-методический компонент - методы обучения. Ведущее место в предлагаемой модели занимает тренинг, ориентированный как на формирование и развитие тех качеств и способностей членов коллектива, которые способствуют построению конструктивных внутригрупповых взаимоотношений, так и на коррекцию отдельных социально-психологических характеристик группы. Разработка тренинга предполагала определение принципов организации тренинговых занятий, этапов проведения тренинга, целей и задач тренинга, его содержания, методических приемов и методов. Структура тренинга представлена пятью взаимосвязанными тематическими блоками: блоком, ориентированным на повышение коммуникативной компетентности; блоком, ориентированным на развитие толерантности; блоком, ориентированным на коррекцию поведения в конфликтной ситуации; блоком, ориентированным на повышение сплоченности группы и блоком, ориентированным на развитие профессионального самосознания курсантов. Реализация предлагаемого тренинга осуществлялась в рамках дисциплины « Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД» в экспериментальной группе в Ставропольском филиале Краснодарского юридического института МВД России. Динамика состояния психологического климата в исследуемых группах в ходе опытно-экспериментальной работы отслеживалась нами с помощью комплекса специально отобранных и разработанных методик. Среди них можно выделить следующие: беседа, анкетирование, тестирование, метод экспертной оценки и другие. Анализ результатов формирующего эксперимента показал как повышение уровня сформированности и развития личностных качеств и способностей у членов коллектива, которые обеспечивают оптимальное протекание процесса установления межличностных и профессиональных взаимоотношений, так и значительное улучшение психологического климата в экспериментальной группе, которое проявлялось в следующих тенденциях: повысился уровень групповой сплоченности; повысилась удовлетворенность членов коллектива избранной профессиональной деятельностью, ее условиями, внутригрупповыми взаимоотношениями; характер взаимоотношений между членами коллектива и внутригруппового взаимодействия стал более конструктивным; повысилась конфликтоустойчивость курсантов, среди них стал преобладать конструктивный тип поведения в конфликтных ситуациях; наблюдалось некоторое улучшение отношения к непосредственному руководству. Таким образом, проведенный нами формирующий эксперимент подтвердил гипотезу о том, что формирование благоприятного психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД будет обеспечено посредством организации последовательного и целенаправленного психолого-педагогического воздействия, направленного на формирование у курсантов таких личностных свойств и качеств, которые способствовали бы построению конструктивных взаимоотношений между ними. Дальнейшее изучение поставленной проблемы видится нам через разработку и реализацию спецкурсов, разработку методических и учебных пособий по данной проблематике, разработке рекомендаций по совершенствованию системы психологического сопровождения профессиональной подготовки и профессиональной деятельности сотрудников ОВД.
Читать дальше
1. Медведева М.А. Влияние неформальных лидеров на социально-психологический климат в коллективе военнослужащих.: дис. …д.псих.н. / М.А. Медведева // Москва 2010. – 169с. (дата обращения 12.11.2022) 2. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и коллектив / Р.Х. Шакуров // М.: Просвещение 1990. – 208с. (дата обращения 13.11.2022) 3. Социально-психологические особенности взаимоотношений в воинском коллективе / URL: http://www.oboznik.ru/ (дата обращения 20.11.2022) 4. Кабаченко Т.С. Психология управления: учебник - М.: Педагогическое общество России, 2014 г. – 384 с. 5. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2016.- 224 с. 6. Кротова Д.Н., Лобачева Л.П. Роль руководителя в формировании благоприятного социально-психологического климата// В сборнике: Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России. – 2018. – С. 99-102. 7. Мананикова Е.Н. Социальная психология: Учебное пособие. - М.: Издательско – торговая корпорация «Дашкова и К», 2014. – 256 с 8. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ – М», 2016. 672с. 9. Брасс, А. Менеджмент/ А.Брасс – Мн.: Современная школа, 2007. – 348 с. 10. Кафтан В.В., Петрий П.В. Аксиология воинского служения: монография. М., 2017. С. 13 11. Виндельбанд В. Философия культуры: избранное. М., 1994. С. 338; Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. С. 24, 363-371. 12. Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии / сост. П.С. Гуревич. М., 1988. С. 28-30. 13. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – 2-е изд., доп. и перераб. М, 1996. С. 45-57.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Анализ русской речи на примере одной аудиозаписи. 
Количество страниц:
35
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Языкознание
курсовая работа
Стратегический финансовый план корпорации. Целеполагание как основа стратегического плана
Количество страниц:
35
Оригинальность:
24%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Финансы
дипломная работа
Годовая бухгалтерская отчетность: принципы, техника составления и анализ основных показателей
Количество страниц:
40
Оригинальность:
48%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Бухгалтерский учет
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image