На основе анализа результатов научных исследований К.А. Абульхановой-Славской, А.Д. Алфѐрова, С.В. Быкова, В.Н. Горяйнова, В.В. Давыдова, И.И.Ильясова, А.С. Макаренко, А.К. Марковой, К Муздыбаева, Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др. в диссертационной работе:
- сформулировано представление об учебной деятельности курсантов военныхивузов как активном и самостоятельном взаимодействии курсантов с компонентами образовательной среды военного вуза в интересах овладения обобщѐнными способами учебных действий и саморазвития в процессе решения специально поставленных преподавателем учебных задач, на основе самоанализа и рефлексии, трансформирующихся в самоконтроле и самооценке собственных учебных достижений.
- разработано представление о лидерских качествах курсанта
- обоснована сущность процесса воспитания у курсантов военных вузов ответственности за результаты учебной деятельности как целенаправленно организуемого взаимодействия руководящего и преподавательского состав с курсантами в ходе учебных занятий и во внеучебное время за счет интегративного моделирования учебных задач и условий обучающей среды, мотивирующих дальнейшее развитие, в целях формирования у последних навыков осознанного самоконтроля и адекватной самооценки развития своих способностей и применения их в будущей профессиональной деятельности.
- раскрыто содержание процесса воспитания у курсантов военных вузов ответственности за результаты учебной деятельности: развитие у курсантов системы побудительных мотивов учения; формирование у курсантов устойчивой системы знаний, способствующих качественному овладению обобщѐнными способами учебных действий и военно-профессиональному саморазвитию; осуществление непосредственного педагогического взаимодействия преподавателей с обучающимися в ходе совершения ими конкретных учебных действий, на основе которых усваиваются знаниевые компоненты моделируемых учебных задач; реализация в методике учебных занятий действий, стимулирующих развитие у курсантов умений и навыков самоконтроля степени усвоения учебного материала; применение методических приемов и средств, стимулирующих выработку адекватной самооценки степени усвоения основных компонентов смоделированных учебных задач и пр.
- обоснована структура воспитания у курсантов военных вузов ответственности за результаты учебной деятельности как комплекса целей, задач, закономерностей, противоречий, принципов, воспитательных методов, форм и целесообразных средств, реализуемых в неразрывном единстве трѐх основных процессуальных компонентов: мыслительного, чувственного и волевого; при ведущей роли волевого компонента.
Установлено, что основными путями повышения эффективности воспитания у курсантов военных вузов ответственности за результаты учебной деятельности являются:
- совершенствование содержания учебных занятий с курсантами на основе интеграции в них передового боевого и служебного опыта;
- обеспечение объективной оценки учебной деятельности курсантов командирами и начальниками;
- реализация потенциала личностного роста курсантов на различных этапах освоения образовательной программы
В качестве одних из основных причин неблагоприятного состояния психологического климата, можно выделить: отсутствие у курсантов адекватных представлений о сущности, структуре и специфики социально-психологического климата в аспекте рассматриваемой профессиональной деятельности, недостаточный уровень развития социального интеллекта, а также несформированность у членов коллектива таких качеств, способностей и навыков, которые бы способствовали построению конструктивных взаимоотношений между ними. Поэтому необходимо целенаправленное
формирование благоприятного психологического климата.
Основным направление формирования благоприятного психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД, по нашему мнению, является формирование и развитие необходимых для построения эффективных межличностных и профессиональных взаимоотношений личностных свойств и качеств обучающихся. Реализация данного направления возможна посредством совершенствования процесса профессиональной подготовки курсантов, при этом акцент должен быть сделан на личностно-формирующий аспект подготовки.
Формирующий эксперимент заключался в разработке и реализации модели формирования благоприятного психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД. Структура предлагаемой модели формирования благоприятного психологического климата представлена следующими компонентами: целевой компонентцели профессиональной подготовки; содержательный компонент - содержание профессиональной подготовки, организационно-методический компонент - методы обучения.
Ведущее место в предлагаемой модели занимает тренинг, направленный на формирование благоприятного психологического климата. Разработка тренинга предполагала определение принципов организации тренинговых занятий, этапов проведения тренинга, целей и задач тренинга, его содержания, методических приемов и методов.
Структура тренинга представлена пятью взаимосвязанными тематическими блоками: блоком, ориентированным на повышение коммуникативной компетентности; блоком, ориентированным на развитие толерантности; блоком, ориентированным на коррекцию поведения в конфликтной ситуации; блоком, ориентированным на повышение сплоченности группы и блоком, ориентированным на развитие профессионального самосознания курсантов.
Экспериментальная проверка эффективности предлагаемой модели, позволила при помощи специально разработанных нами диагностических методик проследить устойчивую положительную динамику качественных и количественных изменений состояния психологического климата. Это позволяет нам утверждать, что разработанная автором модель формирования благоприятного психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД является достаточно эффективной.
Исследование теоретических основ проблемы формирования благоприятного психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД включало в себя несколько аспектов: изучение сущности и структуры психологического климата в коллективе, рассмотрение особенностей взаимоотношений складывающихся в коллективе как фактора, влияющего на состояние психологического климата, выявление специфики психологического климата в коллективах учебных подразделений, определение психологических условий формирования благоприятного психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД. Изучение данных аспектов позволило нам получить всестороннее представление о предмете исследования и определить пути формирования благоприятного психологического климата.
Психологический климат в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД в рамках данного исследования трактуется как комплексное эмоционально-психологическое состояние коллектива, отражающее степень удовлетворенности его членов различными факторами жизнедеятельности.
Специфика психологического климата в коллективах курсантов обусловлена особенностями самой профессиональной деятельности и современными условиями прохождения службы в ОВД.
Анализируя особенности рассматриваемой профессиональной деятельности, следует учитывать, что служба в органах внутренних дел протекает в обстановке реальной опасности, сложных межличностных отношений, ненормированного рабочего дня, частых столкновений с различными проявлениями теневых сторон жизни и характеризуется постоянным эмоциональным напряжением сотрудников, которые несут высокую степень ответственности за свои действия. К современным тенденциям службы в ОВД, можно отнести то, что в настоящее время сотрудникам ОВД приходится выполнять служебный долг в условиях нестабильной социально-экономической обстановки, несовершенной законодательной базы, постоянно меняющемся дисбалансе социально-демографической структуры общества, неустойчивости качественного и количественного состава различных служб, дезинтеграции общественно-политической жизни в ряде регионов страны.
Таким образом, специфика повседневной службы сотрудников органов внутренних дел в современных условиях заключается в необходимости выполнения служебных и профессиональных обязанностей в условиях, осложненных воздействиям эмоциональных и физических стрессовых факторов, связанных с обострением криминальной обстановки, локальными боевыми действиями, стихийными бедствиями и катастрофами, а также с напряженностью социально- экономических отношений, массовыми мероприятиями, грозящими групповыми нарушениями общественного порядка. Сложности прохождения службы в органах внутренних дел, характерные для современного этапа развития общества и сама ее специфика существенно влияют на состояние психологического климата в коллективах учебных подразделений образовательных учреждений системе МВД, приводя к его ухудшению.
Констатирующий эксперимент проводился в 2001-2004 учебных годах в Ставропольском филиале Краснодарского юридического института МВД
России. Он был основан как на комплексном изучении психологического климата в коллективе, предполагающем обобщенную оценку климата и его компонентов в диапазоне - весьма благоприятный - в целом неудовлетворительный, так на и глубинном анализе отдельных характеристик психологического климата в коллективе, отобранных с учетом специфики рассматриваемой профессиональной деятельности. Помимо этого констатирующий эксперимент предполагал анализ уровня выраженности личностных качеств и способностей у членов коллектива, которые обеспечивают оптимальное протекание процесса установления межличностных и профессиональных взаимоотношений.
Его результаты подтвердили наше предположение о взаимосвязи уровня сформированности у членов коллектива таких качеств, способностей и навыков, которые бы способствовали построению конструктивных взаимоотношений между ними и состоянием психологического климата в коллективе, и показали, что в современных условиях наблюдается неблагоприятное состояние психологического климата в учебных подразделениях.
Теоретические выводы, сделанные в первой главе исследования и результаты констатирующего эксперимента, позволили нам разработать модель формирования благоприятного психологического климата. Структура предлагаемой модели формирования благоприятного психологического климата представлена следующими компонентами: целевой компонент - цели профессиональной подготовки; содержательный компонент - содержание профессиональной подготовки, организационно-методический компонент - методы обучения.
Ведущее место в предлагаемой модели занимает тренинг, ориентированный как на формирование и развитие тех качеств и способностей членов коллектива, которые способствуют построению конструктивных внутригрупповых взаимоотношений, так и на коррекцию отдельных социально-психологических характеристик группы. Разработка тренинга предполагала определение принципов организации тренинговых занятий, этапов проведения тренинга, целей и задач тренинга, его содержания, методических приемов и методов.
Структура тренинга представлена пятью взаимосвязанными тематическими блоками: блоком, ориентированным на повышение коммуникативной компетентности; блоком, ориентированным на развитие толерантности; блоком, ориентированным на коррекцию поведения в конфликтной ситуации; блоком, ориентированным на повышение сплоченности группы и блоком, ориентированным на развитие профессионального самосознания курсантов.
Реализация предлагаемого тренинга осуществлялась в рамках дисциплины « Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД» в экспериментальной группе в Ставропольском филиале Краснодарского юридического института МВД России.
Динамика состояния психологического климата в исследуемых группах в ходе опытно-экспериментальной работы отслеживалась нами с помощью комплекса специально отобранных и разработанных методик. Среди них можно выделить следующие: беседа, анкетирование, тестирование, метод экспертной оценки и другие.
Анализ результатов формирующего эксперимента показал как повышение уровня сформированности и развития личностных качеств и способностей у членов коллектива, которые обеспечивают оптимальное протекание процесса установления межличностных и профессиональных взаимоотношений, так и значительное улучшение психологического климата в экспериментальной группе, которое проявлялось в следующих тенденциях: повысился уровень групповой сплоченности; повысилась удовлетворенность членов коллектива избранной профессиональной деятельностью, ее условиями, внутригрупповыми взаимоотношениями; характер взаимоотношений между членами коллектива и внутригруппового взаимодействия стал более конструктивным; повысилась конфликтоустойчивость курсантов, среди них стал преобладать конструктивный тип поведения в конфликтных ситуациях; наблюдалось некоторое улучшение отношения к непосредственному руководству.
Таким образом, проведенный нами формирующий эксперимент подтвердил гипотезу о том, что формирование благоприятного психологического климата в коллективах курсантов образовательных учреждений системы МВД будет обеспечено посредством организации последовательного и целенаправленного психолого-педагогического воздействия, направленного на формирование у курсантов таких личностных свойств и качеств, которые способствовали бы построению конструктивных взаимоотношений между ними.
Дальнейшее изучение поставленной проблемы видится нам через разработку и реализацию спецкурсов, разработку методических и учебных пособий по данной проблематике, разработке рекомендаций по совершенствованию системы психологического сопровождения профессиональной подготовки и профессиональной деятельности сотрудников ОВД.