В древности на Ближнем Востоке получила широкое распространение “поучительная литература”. Основываясь на традициях житейской мудрости, она была одной из самых любимых и почитаемых среди жанров литературы. Особенностью жанра являлось использование в тексте изречений нравоучительного характера (сентенций).
Решающую роль в образовании этого жанра сыграло появление в непосредственном окружении царей и в среде крупных царских чиновников большого количества грамотных писцов (мудрецов), превратившись в своего рода касту со своими традициями и со своим передававшимся из поколения в поколения опытом. Этот опыт предполагал своего рода премудрость в смысле умения, знания или техники. Он выражался в искусстве управлять людьми, укреплять царскую власть и попутно строить собственную карьеру. Для передачи такой практической мудрости последующим поколениям образуются школы писцов, в обучении стали применяться краткие мудрые практические поучения (в виде притчей), удобные для запоминания.
При царе Соломоне начинается сближение Израиля с Египтом. Тесные контакты с соседями неизбежно стали влиять на культуру, быт и даже религию ранее обособленного израильского народа. Царь тоже заводит в Израиле придворных писцов (“софе́ ров”), у которых получили особое развитие наблюдательность и знание человеческой психологии, которые повлияли на распространение хокмической мысли в Израиле. В этот период в царстве возникает письменность. Мудрый царь у себя на родине явился основателем нового жанра в библейской письменности Израиля “литературы Мудрых Израиля”. Израильский народ, частично перенимая культуру соседей, преобразовал и усвоил её в текстах согласно своим языковым и религиозным особенностям.
Появившиеся в период расцвета израильской Священной письменности, Учительные книги Ветхого Завета раскрывают идеал праведной жизни, основанный уже на вере в праведного Бога, а не на светской морали Древнего Востока. Под влиянием пророков, мудрость в Израиле преображается из утилитарной в религиозную: мудрость – это личная праведная жизнь, угодная Яхве, а быть мудрым — значит, следовать Заповедям Божиим. В период после Плена хахамим стали ещё яснее показывать, что человеческая мудрость имеет своим началом и основой Божью Премудрость.
У мудрости есть 2 критерия:
1) Внутренний – "страх Господень" как живое сердечное настроение перед Богом, соединённое с чувством любви и благоговения пред Ним. Действуя на ум, страх наделяет человека чуткостью к постижению Божьей воли и особой способностью к её исполнению. Премудрость проявляется в точном следовании постановлениям и законам Божьим. Именно “Страх Господень” является предшествующим основанием возможности приобретения истинной Премудрости.
2) Внешний критерий – как традиция назидания от старших более мудрых людей;
Текст (Притч. 8:22-31) является важнейшим богословским местом, т.к. в нём указаны: момент - «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони» (Притч. 8:22), цель происхождения - «от века я помазана, от начала, прежде бытия земли» (Притч. 8:23). “Помазана” – т.е. поцарски поставлена Богом быть владычицею творений еще прежде их появления и образ - «тогда я была при Нем художницею» (Притч. 8:30а), всё устрояющей;
Учение о Премудрости в текстах (Притч. 8; Иов. 28; Сир. 24; Прем. 7— 9 и др.) и очень прикровенное. В двух местах корпуса “Учительных книг” она выступает даже практически как некая личность – как «художница» (Притч. 8:30; Прем. 7:21). Эту Премудрость в разные времена старались связать: то с эллинским “Логосом”, то с различными египетскими и вавилонскими божествами, имевшими премудрость в качестве своего основного атрибута. Ей хотели найти также параллели среди персонификаций отдельных качеств, свойств и вообще отвлеченных понятий, встречающихся в древней восточной мысли;
На данный момент исследователи не дали относительно этого вопроса однозначного бесспорного весомого ответа, удовлетворившего всех, но на основании анализа мнений известных комментаторов по этому важному богословскому вопросу с привлечением святоотеческой мысли, здесь можно всё же сделать следующее утверждение: для нас – новозаветных христиан – в образе Премудрости в “Учительных книгах” ясно виден олицетворённый Образ воплотившейся Второй Ипостаси Единого Бога, для ветхозаветных же авторов “Учительных книг”, живших в иудейском обществе, придерживающегося строгого монотеизма (см. Втор. 6:4), и тем более до сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы, полное новозаветное понимание было просто для них невозможным. Описанный боговдохновенными авторами образ почти олицетворённой Премудрости, на то время являлся лишь прообразом (“сенью и гаданием”), который был дан Израилю для того, чтобы в своё время им узнать и принять Истинную воплотившуюся Божию Премудрость – Господа нашего Иисуса Христа, предсказанного иудеям многими пророками задолго до самих, спасительных для всего человечества, новозаветных событий.