ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты пожара как стихийного бедствия 6
1.1. Классификация, основные факторы и причины возникновения пожара как стихийного бедствия 6
1.2. Оперативно тактическая характеристика объекта аэропорт «Кольцово» 11
1.3. Противопожарное водоснабжение аэропорта 16
1.4. Особенности развития пожаров 17
2 Организация и порядок действий пожарной охраны аэропорта при тушении пожара 28
2.1 Ожидаемая посадка аварийного воздушного судна 28
2.2 Внезапное авиационное происшествие на аэродроме 38
2.3. Рекомендация по тушению пожара на воздушном судне 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
Читать дальше
Пожар - это одно из самых страшных явлений на воздушном судне. Возникновение пожара создает ужасную обстановку, как по быстроте принятия решения для экипажа, так и по степени опасности.
Как правило, один из самых опасных видов пожара в гражданской авиации - это пожар в двигателе.
Пожар - процесс неконтролируемого горения, возникающий непроизвольно или по злому умыслу, который распространяется и продолжается до тех пор, пока не выгорят все горючие вещества и материалы, доступные на данном объекте, не возникнут условия, приводящие к самотушению пожара, или не будут приняты активные целенаправленные действия к его локализации и тушению.
Среди причин возникновения пожара на воздушных суднах различают такие, как: преднамеренные действия, неисправность узлов, ошибки пилотирования, нарушение процедуры заправки топливом и иные.
В качестве благоприятных факторов, способствующих увеличению скорости распространения пожара на воздушном судне различают следующие:
─ большое количество горючих материалов;
─ низкая степень огнестойкости материалов фюзеляжа;
─ большое количество пассажиров на ограниченной площади;
─ отнесение эвакуационных путей к категории узких;
─ иные.
В рамках исследования выделены наиболее опасные зоны воздушного судна, наиболее подверженные возникновению пожара:
─ аккумуляторы;
─ кислородные баллоны;
─ масляные резервуары двигателя;
─ установки антиобледенения;
─ топливные баки;
─ система кондиционирования.
Во второй главе разработаны рекомендации, направленные на успешное тушение пожара на воздушном судне для каждой конкретной ситуации, а именно в соответствии с классификацией:
─ воспламенения в топливном баке;
─ воспламенение в пассажирском салоне;
─ воспламенения в силовых установках;
─ воспламенения в шасси;
─ воспламенения в особых условиях.
Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации базируется на совершенствовании и развитии единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее территориальных и функциональных подсистем в соответствии со Стратегией национальной безопасности.
Одной из функциональных подсистем является поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов гражданской авиации.
Эффективное функционирование поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов нельзя представить без высококвалифицированного персонала, способного выполнять задачи, предусмотренные положением.
Новости об авиакатастрофах и пожарах на борту самолета в России и мире бывают довольно редко, с каждым годом вводятся самые новые перспективные правила и нормативы, призванные предотвращать их.
Тем не менее в истории гражданской авиации случались трагические массовые аварии (например, страшная трагедия авиалайнера Lockheed L-1011-385-1-15 TriStar 200), где погибли более сотни пассажиров и экипаж.
Также подобные ситуации происходят и с военно-транспортными самолётами.
Правильная тактика пожаротушения, грамотная работа аварийно-спасательной команды и адекватное поведение пассажиров, знающих свои права и обязанности, и готовых без паники выполнять указания экипажа, позволят остановить развитие ситуации и избежать жертв и остальных трагичных последствий.
Пожар в самолете и возгорание в основных узлах воздушного судна всегда сопровождается повышенными рисками.
Чтобы снизить их, моделируют ситуации развития катастрофы, которые отрабатываются на тренажерах.
Это позволяет сформировать определенный алгоритм действий и предупредить развитие масштабной трагедии.
Читать дальше
1. Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" [Принят Государственной Думой 04.07.2008]: офиц. текст: редакция от 14.07.2022: [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78699/ (дата обращения: неограниченно).
2. Приказ Минтранса Российской Федерации от 31.07.2009 N 128 (ред. от 22.04.2020) "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" [Зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2009 N 14645]: офиц. текст: редакция от 31.03.2020: [Электронный ресурс] Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/prikaz-miniusta-rossii-ot-17062014-n-128/ (дата обращения: неограниченно).
3. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. [Текст]: — Санкт-Петербург, 2023. — 312 с.
4. Аббасова, И. Б. Компьютерное моделирование в авиакосмической промышленности [Текст]: учебник / И. Б. Аббасова. — Москва : ДМК Пресс, 2019. — 300 с.
5. Адамян, В. Л. Физико-химические основы развития и тушения пожаров [Текст]: учебное пособие / В. Л. Адамян. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 176 с.
6. Акьюлов, Р.И. Развитие крупных городских агломераций как фактор инвестиционной привлекательности территории (на примере проекта Большой Екатеринбург) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-krupnyh-gorodskih-aglomeratsiy-kak-faktor-investitsionnoy-privlekatelnosti-territorii-na-primere-proekta-bolshoy (дата обращения: неограниченно).
7. Зыбин, Д.Г. Обзор современных систем поддержки принятия управленческих решений в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-sovremennyh-sistem-podderzhki-prinyatiya-upravlencheskih-resheniy-v-usloviyah-vozniknoveniya-chrezvychaynyh-situatsiy (дата обращения: неограниченно).
8. Лихачев, В. Г. Судовые вспомогательные механизмы и системы [Текст]: учебник / В. Г. Лихачев. — Санкт-Петербург: Лань, 2023. - 256 с.
9. Муравьев, И.С. Экспериментальная проверка метода оценки функционирования автоматизированных систем на воздушных судах последнего поколения [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnaya-proverka-metoda-otsenki-funktsionirovaniya-avtomatizirovannyh-sistem-na-vozdushnyh-sudah-poslednego-pokoleniya (дата обращения: неограниченно).
10. Островерхов, А. Е. Аэропорты и аэропортовая деятельность [Текст]: учебное пособие / А. Е. Островерхов. — Санкт-Петербург : СПбГУ ГА, 2020. -109 с.
11. Федорян, А. В. Организация и тактика тушения пожара на объекте защиты [Текст]: учебник / А. В. Федорян. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2021. – 344 с.
12. Широков, Ю. А. Защита в чрезвычайных ситуациях и гражданская оборона [Текст]: учебник / Ю. А. Широков. — 2-е изд., испр. и доп. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 556 с.
13. Classification of emergency situations [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/279994960_Classification_of_emergency_situations_-_Klasifikacija_vanrednih_situacija (дата обращения: неограниченно).
14. Fire Suppression, Ventilation, and Overhaul [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.ifsta.org/sites/default/files/web-assets/ARFFChapter9.pdf (дата обращения: неограниченно).
15. Smoke Detection and Fire Extinguishing Systems [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.studyaircrafts.com/fire-extinguishing-system (дата обращения: неограниченно).
Читать дальше