Введение 3
Глава 1. Теоретические основы тестирования интеллекта и умственного развития 5
1.1Понятие интеллекта, особенности интеллектуального развития 5
1.2Методики исследования интеллекта 8
Глава 2. Анализ методик диагностики развития интеллекта 12
2.1. Организация исследования 12
2.2. Анализ результатов исследования и выводы 14
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Приложение 23
Читать дальше
Тесты интеллекта или тесты общих способностей, предназначены для измерения уровня интеллектуального развития человека. Интеллект традиционно исследовался в рамках двух основных направлений: тестологического и экспериментально-психологического. Суть тестологического направления заключается в том, что под интеллектом понимается то, что измеряют тесты интеллекта, а именно совокупность познавательных способностей. Экспериментельно - психологическии теории интеллекта признают IQ-концепцию, где за IQ стоят внутренние когнитивные процессы: восприятие, память, мышление и т.д.
Существует структурный подход к исследованию интеллекта, как пример отечественного исследования, направленного на изучение интеллекта как психической реальности. Полученные с помощью тестов интеллекта результаты выражаются количественно в виде коэффициента интеллекта (IQ).
И, наконец, в отечественной психодиагностике умственное развитие рассматривается как функция накопленного фонда знаний, а также мыслительных операций, обеспечивающих приобретение и использование этих знаний. Именно это и диагностируют тесты интеллекта.
По результатам исследования во второй главе, было выявлено, что большинство учащихся имеют низкий и средний уровень умственных способностей. Словесные, логические, числовые и пространственные способности позволяют понимать аналогии, абстрагироваться от смысла конкретных фраз, логически рассуждать, оперировать с объектами на плоскости и в пространстве.
Итак, мы приходим к выводу о том, что тесты интеллекта достаточно широко и успешно используются психологами для установления имеющегося уровня развития познавательных функций у детей и взрослых
Читать дальше
1. Айзенк Г. Интеллект: новый взгляд / Г.Ю. Айзенк // Вопросы психологии: Издается с января 1955 года / Е.В. Щедрина. – 1995. – №1 январь-февраль 1995. – с. 111-132.
2. Акимова М.К. Интеллектуальные тесты / М. К. Акимова // Психология индивидуальных различий: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям и спец. психологии / под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – 2-е изд. – М., 2002. – С. 255–261.
3. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование: пер. с англ. 7-ого междунар. изд. / А. Анастази, С. Урбина. – Санкт-Петербург: Питер, 2001, 2002, 2003, 2005. – 686 с.: ил. – (Мастера психологии). – Алф. – предм. указ.: с. 674–686. – В выход. данных также: М.; Харьков; Минск [и др.]. – Прил.: с. 602–608. – Библиогр.: с. 609–673.
4. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва [и др.]: Питер, 2008. - 378, [1] с.
5. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук. - 3-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2007. - 685, [2] с.
6. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева. - Москва: Прометей, 1993. - 304,[1] с.
7. Гуревич КМ. Психологическая диагностика: Учеб. пособие / Ун-т Рос. акад. образования; Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. - 2. изд., испр. - Москва: Изд-во УРАО, 2000. - 301 с.
8. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей / В. Н. Дружинин; Рос. акад. наук, Ин-т психологии. - Москва: Изд. центр "Академия", 1996. - 216 с.
9. Истратова О.Н., Психодиагностика. Коллекция лучших тестов [Текст] / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. - Изд. 8-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 375 с.
10. Костин, И. А. Опыт использования теста Векслера в индивидуальной работе с подростком, страдающим аутизмом / Костин, И. А. // Дефектология. – 2010. – № 4. – С. 11–19.
11. Матрицы Дж. Равенна Приложение к практическому пособию О.И. Моткоа «Психология самопознания личности». Москва, 1993г.
12. Немов Р. С. Психодиагностика: Психодиагностика: введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 2008. - 630 с.
13. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Психология" / Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. - 2-е изд., доп. и перераб. - Москва и др.: Питер: изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2007 (Петрозаводск: Респ. тип. им. Анохина). - 559 с.
14. Психологическая диагностика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / [Т. Д. Абдурасулова и др.]; под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб. [и др.]: Питер, 2006 (ООО Тип. Правда 1906). - 650, [1] с.
15. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е.Е. Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005 –– 155 с.
Читать дальше