Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения произведений С.Я. Маршака в начальной школе 5
1.1 Специфические черты творчества С. Я. Маршака 5
1.2 Знакомство с творчеством С.Я. Маршака в начальной школе 6
Глава 2. Методика работы над произведениями С. Я. Маршака на уроках литературного чтения 9
2.1 Анализ учебников по литературному чтению для начальных классов с точки зрения представленности в них произведений С. Я. Маршака 9
2.2 Конспект урока по литературному чтению на тему «С.Я. Маршак» 12
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Читать дальше
Начальная школа сегодня должна формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, обладающего прочными навыками чтения (на уровне этого возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (то есть чтением). . , речевые и учебные способности), обладающие определенной эрудицией, нравственно-эстетическим, художественным, эмоциональным развитием. Проще говоря, формировать культурную личность ребенка.
Изучение творчества Маршака направлено на: развитие восприятия художественного произведения; формирование навыков чтения и развитие навыков чтения; усвоение литературных понятий; развитие детской творческой активности; формирование навыков чтения; духовно-нравственное и эстетическое воспитание учащихся младшего школьного возраста.
При этом слово становится объектом внимания младших школьников и понимается ими как средство создания словесно-художественного образа, что С.Я. Маршак выражает свои мысли, чувства, идеи. Слово рассматривалось не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, наполняющем смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения.
В практической части исследования мы проанализировали несколько учебников «Художественное чтение» для начальных классов с целью выявления методических ориентиров изучения творчества С.Я. Маршак. В принципе методические указания по изучению творчества поэта включают: отработку выразительного чтения стихотворения; умение выражать чувства, которые автор выразил в своем произведении; умение находить в тексте языковые средства выразительности, с помощью которых автор выражает эмоциональное настроение и характер героев.
Работы С.Я. Маршака по-прежнему не утратили своего значения. Современные учебники также не должны исключать из своей учебной программы классику детской литературы. В противном случае этот пробел должны восполнить сами педагоги, знакомя младших школьников с лучшими и неизвестными произведениями С. Я. Маршака, которые учат детей добру, порядочности, нравственности, развивают коммуникативные навыки.
Читать дальше
1. Воюшина, М.П. Методика обучения литературе в начальной школе / М. П. Воюшина, С. А. Кислинская, Е. В. Лебедева, И. Р. Николаева. /– М.:Академия , 2010. – 288 с.
2. Гуськов, Н. А. Проблемы творческой истории цикла С. Я. Маршака «Детки в клетке» //Детский сборник: статьи по детской литературе и антропологии детства. – М.: ОГИ, 2003. – С. 220 – 236.
3. Криницына А.В. Развитие отношения младших школьников к себе и миру средствами сказкотерапии // Педагогика искусства, 2010. № 2 [Электронный ресурс]: – www.art-education.ru/AE-magazine/
4. Мальнева, Л. Изучение поэтических произведений в начальной школе. Литературное чтение. – М.: Просвещение, 2013. – 92 с.
5. Миронова, Е.А. Развитие читательского интереса у младших школьников // Начальная школа. – 2011. – №8. – С. 150.
6. Молчанов, Л.А. Самуил Маршак – журналист // В сборнике: Поле битвы – людские сердца Статьи, очерки, рецензии. – М., 2012. – С. 131 – 132.
7. Обухова М.А. К.И. Чуковский и С.Я. Маршак в контексте биографий и автобиографической прозы / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. – Саратов, 2007. – 28 с
8. С.Я. Маршак – выдающийся поэт, педагог, общественный деятель // Начальное образование. – 2013. – № 1 (54). – С. 51.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, – 2011. – 33 с.
10. Фирсова Т.Г. Технология изучения жанра "сказка" в практике начальной школы // Современные проблемы прикладной психологии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Т.I. Ярославль, 2006 [Электронный ресурс]: - http://www.transactional-analysis.ru/script/170-method
11. Чиркова М.А. Сказкотерапия как метод работы с жизненными сценариями // Современные проблемы прикладной психологии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Т.I. Ярославль, 2006: [Электронный ресурс]: - http://www.transactional-analysis.ru/script/170-method
Читать дальше