Введение 3
Глава 1.Политика социальной поддержки местного населения г.Ярославля и Ярославской области 5
1.1.Особенности молодёжной политики г.Ярославля и Ярославской области 5
1.2.Реализация технологии социального контракта в Ярославской области 13
Глава 2. Реализация технологии социального контракта в современных условиях в Ярославской области 18
2.1.Социальный контракт как инструмент стимулирования занятости молодежи в Ярославской области 18
2.2.Изучение востребованности социального контракта среди молодежи Ярославской области 23
Заключение 30
Список литературы 32
Приложение 1 36
Приложение 2 37
Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы.
Современная государственная социальная политика отличается разнообразием субъектов и объектов, расширение номенклатуры которых происходит в следующем направлении: от государства через его отдельные органы, общественно-политические институты – до конкретного индивида. Данная закономерность определяет не только права, но и обязанности всего разнообразия субъектов, расширяет сферу их деятельности и патронирует различные группы российского населения, в том числе местного. Расширение субъектов как закономерность связано с увеличением полномочий местных органов государственной власти, развитием местного самоуправления и активизацией деятельности общественных организаций и объединений.
Ярославская область — один из немногих регионов России, в которых все социальное законодательство объединено в один документ — Социальный кодекс Ярославской области. Региональный закон, принятый ещё в 2008 году, включил в себя всю систему мер социальной поддержки в натуральной и денежной форме различных категорий граждан, социального обслуживания населения и оказания адресной социальной помощи. Ежегодно все публичные обязательства, установленные федеральным и региональным законодательством, в том числе указами Президента Российской Федерации, выполняются в полном объёме.
Социальный контракт по поиску работы является одним из видов адресной социальной помощи, которая оказывается малоимущим гражданам, ищущим работу и желающим трудоустроиться.
Задача по усилению адресности и нуждаемости при предоставлении социальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, решается в Ярославской области системно с 2010 года — с момента, когда данный регион был включен в эксперимент Минтруда России по внедрению практики оказания помощи малоимущим гражданам на основе социального контракта, то есть соглашения о выполнении взаимных обязательств между органами власти и гражданином по выходу из трудной жизненной ситуации.
Чаще всего соцконтракт заключается с целью получения помощи в поиске работы. В этом случае гражданину выплачивается пособие в размере регионального прожиточного минимума на период поиска работы, а также в течение трех месяцев после трудоустройства. Также в рамках такого контракта можно пройти образовательные программы дополнительного профессионального обучения.
Молодые люди в нашей стране являются динамично развивающимся потенциалом и реальной ценностью современного общества, составляющая одну из самых больших частей населения Российской Федерации. Молодежные проблемы не существуют сами по себе, они органично вплетены в самую плоть социального развития. Этому способствует не улучшающаяся в последние десятилетия социально-экономическая и духовная нестабильность и другие проблемы. Технологии социального контракта позволяют не только получить материальную помощь, но и преодолеть трудные жизненные обстоятельства, сформировать постоянный источник дохода. Пока в РФ и в Ярославской области идет эксперимент по внедрению социальных контрактов, и не всегда его можно однозначно назвать удачным. Тем не менее, практика других стран доказывает, что это достаточно эффективная технология, которую необходимо как можно шире внедрять в современную российскую жизнь.
На основе проведенного исследования органы социальной защиты населения РФ могут конкретизировать процесс информационной работы по разъяснению и распространению соцконтракта, что в свою очередь отразится на увеличении количества обращений граждан для оказания им социальной помощи на основании социального контракта.
Читать дальше
1.Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru(дата обращения 14.05.2023).
2.Закон Ярославской области от 02.07.2021 № 51-з «Об отдельных вопросах реализации молодежной политики в Ярославской области» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru(дата обращения 14.05.2023).
3.Постановление от 22 марта 2021 г. N 128-п об утверждении государственной программы Ярославской области «Социальная поддержка населения Ярославской области» на 2021 - 2025 годы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docs.cntd.ru (дата обращения 14.05.2023).
4.Постановление мэрии города Ярославля от 14.06.2022 № 530 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки результативности и эффективности реализации муниципальных программ (подпрограмм, ведомственных целевых программ) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru(дата обращения 14.05.2023).
5.Об утверждении муниципальной программы «Реализация молодежной политики в городе Ярославле» на 2023 – 2028 годы [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://city-news.ru/upload/iblock/57e/1094.pdf(дата обращения 14.05.2023).
6.Антипова Е.И., Дубовская Д.А. Технология социального контракта как инновация в социальной работе // Вестник БГУ. – 2022. – №4 (30). - С. 251–256.
7.ГОСУСЛУГИ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.gosuslugi.ru/group/job_hunting(дата обращения 14.05.2023).
8.Дубенко О.С. Особенности и основные отличия социального контракта в регионах России // Труды Института государства и права Российской академии наук. - 2020. - № 3. - С. 196-204.
9.Дубенко О.С. Социальный контракт как новый вид социальной помощи // Кадровик. - 2021. - № 10. - С. 53-58.
10.Иевлева В.А. Социальный контракт как инструмент социальной политики по снижению уровня бедности / В.А. Иевлева // Устойчивое развитие науки и образования. - 2020. - №5. - С. 10.
11.Интерактивный портал службы занятости населения Ярославской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://trud.yarregion.ru/statistics/index(дата обращения 14.05.2023).
12.Казенков О.Ю., Тавлиярова В.С., Ермаков Д.Н. Социальный контракт как направление государственной социальной политики Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. – 2021. – №8(140). С. 104–108.
13.Как будет работать социальный контракт в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles- sotsialnii-kontrakt (дата обращения 29.08.2021).
14.Какадий И.И., Просвирина А.И. Управление социальной поддержкой населения как фактор реализации социальной политики государства // Экономика и менеджмент систем управления. – 2018. – №.29. - С. 269–275.
15.Келлер П.А. Социальный контракт как форма государственной социальной помощи малообеспеченным категориям населения // Теории и проблемы политических исследований. – 2019. – №2 - С. 122–129.
16.Ковалева А.В. Повышение эффективности социального контракта // Ученые заметки ТОГУ. – 2021. – №3. - С. 95–99.
17.Кондратьева Я. В. Проблемы социальной работы с молодежью: учебник. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2018. — 278 с.
18.Кошелева А.В. Региональные особенности и специфика государственной политики содействия занятости молодежи // Вестник Поморского университета. Гуманитарные и социальные науки. - 2019. - № 8. - С. 145–148.
19.Кудинова К.В. Социальный контракт – инновационная активная модель государственной социальной помощи // Глобальный научный потенциал. – 2019. – № 9(18). - С. 94–96.
20.Лучшие практики субъектов Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи на основании "Социального контракта" // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/docs(дата обращения 29.08.2021).
21.Муслимова М.М. Социальный контракт как направление государственной социальной политики Российской Федерации / М.М. Муслимова // Современная школа России. Вопросы модернизации. - 2021. - №8. - С. 68.
22.Полковникова О.В. Социальная защита и поддержка населения – основное направление реализации современной социальной политики российского государства (региональный аспект) // Вестник Поморского университета. Сер. «Гуманитарные и социальные науки». - 2020. -Т № 8. - С. 236–239.
23.Портал Правительства Ярославской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.yarregion.ru/default.aspx(дата обращения 29.08.2021).
24.Пузырёва А.А. Государственная социальная помощь малообеспеченным гражданам, основанная на механизме встречных обязательств (социальный контракт): оценка эффективности и перспективы развития // Вестник ОмГУ. Серия. Право. – 2018. – №1 (54). С. 139–145.
25.Ростат: общие итоги миграции населения Ярославской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://yar.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat(дата обращения 14.05.2023).
26.Савченко И.А. Деятельность органов социальной защиты по поддержке социально незащищенных слоев населения в г. Москве // Управление социальными изменениями в нестабильных условиях: материалы Всероссийской научной конференции. МГУ имени М.В. Ломоносова, социологический факультет. Под общ. ред. В.П. Васильева. – М.: МАКС Пресс, 2020. – С. 156–159.
27.Савченко И.А., Николаева А.А., Курлянчик А.А., Тимофеева К.С. Реализация проектов социального партнерства в современной России. Научно-аналитический журнал Наука и практика Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2018. – № 2 (30). - С. 99–111.
28.Социальный контракт – новая форма оказания государственной адресной социальной помощи населению в субъектах Российской Федерации // Основные проблемы социального развития России. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru(дата обращения 14.05.2023).
29.Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 14.05.2023).
30.Щеткина И.А. Качество жизни как показатель социального развития региона [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru(дата обращения 14.05.2023)
Читать дальше